Родился в дворянской семье. Правнук
Елизаветы Тёмкиной
и возможный праправнук
Екатерины II
и
Григория Потёмкина
. О своём месте рождения написал:
«Мой отец, под бременем долгов (свыше миллиона), ещё в 1879 году продал Каховку и купил маленькое именьице Рею в Волынской губернии, в пятнадцати верстах от Бердичева»
.
Был одним из редакторов журнала «
Вестник Европы
» (1913—18), редактором «Истории русской литературы XIX века» (т. 1—5, 1908—10)
.
Семья
Мать — Варвара Николаевна Овсяннико-Куликовская (ур. Рудь)
Отец — Николай Николаевич
Овсянико-Куликовский, передал свой крепостной оркестр одесскому театру в 1809 г. (Скорее всего, легенда, созданная
М. Гольдштейном
, написавшим «Симфонию № 21», принадлежащую, якобы, перу деда Д. Н. Овсянико-Куликовского)
Брат — Григорий был женат на Матильде Карловне (ур. Белецкой, дочери Эмилии Мюллер и
)
Научная деятельность
Литературоведение
Написал много работ о русских писателях-классиках
XIX века
. Исследовал проблемы теории и психологии творчества. Ученик и последователь
А. А. Потебни
, одного из основоположников психологического направления в литературоведении.
Главный труд ученого: «История русской интеллигенции».
Основные литературно-критические работы
:
1) Статьи по теории литературы («Психология мысли и чувства. Художественное творчество»);
2) Монография «Н. В. Гоголь»;
3) Книги «А. С. Пушкин», «И. С. Тургенев», «Л. Н. Толстой»;
4) «Этюды о творчестве А. П. Чехова»;
5) «Воспоминания».
Причину эволюции социально-философских идей русского общества видел в различиях «душевной организации поколений»
.
Языкознание
В своей основной лингвистической работе «Синтаксис русского языка» (1902) выступил последователем психологизма
А. А. Потебни
(
d
). Занимался развитием его положения об изначальной образности языка, являющейся первоисточником поэтического мышления, об аналогии слова и художественного произведения, близости научного и художественного мышления
. Разработал понятие синтаксической формы, основным способом проявления которой считал грамматическое предицирование («сказуемость»). Считал синтаксис центральным компонентом грамматики, строя анализ текста в направлении «от предложения к звукам». В русском языке выделял 11
частей речи
.
Большой популярностью в
СССР
пользовалась «21-я симфония Овсянико-Куликовского», приписывавшаяся деду Д. Н. Овсянико-Куликовского, украинскому помещику
. Её исполняли государственные академические оркестры, ей были посвящены музыковедческие научные труды. В Энциклопедическом словаре 1953 г. симфония названа «выдающимся образцом раннего украинского симфонизма»
. В действительности автором симфонии оказался позже ставший известным композитор и скрипач
Михаил Гольдштейн
, который впоследствии сам разоблачил розыгрыш, за что преследовался советской властью в уголовном порядке и был вынужден эмигрировать из СССР в Германию.
Дмитрий Николаевич Овсянико-Куликовский-«Литературно-критические работы», М., «Художественная литература», 1989, т. 2, стр. 422
Овсянико-Куликовский Д. Н.
(неопр.)
.
Lib.ru: "Классика"
(30 мая 2016). Дата обращения: 26 июня 2020.
28 июня 2020 года.
(рус.)
. ru.rodovid.org. Дата обращения: 13 октября 2018.
13 октября 2018 года.
// Энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.А. Введенский. —
М.
: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1953. — Т. 2. — С. 535.
Райнов Т.
«Психология творчества» Д. Н. Овсянико-Куликовского // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5. — Харьков, 1914.
Семененко А. А.
Изучение Ригведы в дореволюционной России (1830—1917 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Воронеж: На правах рукописи, 2011. — 290 с. — С. 65—86, 111—155.
Петренко Д. И.,
Штайн К. Э.
от 24 апреля 2017 на
Wayback Machine
. — Ростов-на-Дону: «Полиграф-Сервис», 2017. — 462 с.
ISBN 978-5-9906581-6-5
(о Д. Н. Овсянико-Куликовском см. в главе «Метод „ученой реставрации“ в русской филологии XIX века», с. 96-130).