Interested Article - Бигичев, Хайдар Аббясович
- 2021-11-26
- 1
Хайда́р Аббя́сович Би́гичев ( тат. Хәйдәр Әббәс улы Бигичев ; 16 июня 1949 — 13 ноября 1998) — певец (драматический тенор), солист Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля , народный артист Татарской АССР (1980), заслуженный артист РСФСР (1986), лауреат Государственной премии Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1984).
Биография
Детство
Хайдар Аббясович Бигичев родился 16 июня 1949 года, в деревне Чембилей Краснооктябрьского района Нижегородской области в многодетной семье.Отец — Бигичев Аббяс Хасянович был комбайнером,мать — Бигичева Рашидя работала в колхозе.Первую любовь к песням своего народа Хайдару привила его мать. Жили в деревне небогато, но дружно. В доме росли восемь ребятишек, и будущий певец был одним из них.Жили они в обычном деревенском доме, сделанном из дерева, в котором было очень тесно для всей их семьи.Когда мальчику исполнилось семь лет, он пошел в школу. По действующим в те годы программам, ученики получали задания на дом. В настоящий момент это трудно представить, но Хайдару не хватало места за столом, когда все дети усаживались делать уроки. Учился мальчик весьма посредственно. Когда его вызывали к доске, он волновался и не всегда правильно отвечал на вопросы. В пятом классе мальчик случайно спел учительнице народную песню. Вокальные данные ученика произвели на педагога сильное впечатление. Его начали регулярно привлекать к участию в художественной самодеятельности. В классе Хайдар был очень тихим и скромным мальчиком, когда его вызывали к доске, или просили ответить, он очень волновался и сильно краснел. Учился, он неочень хорошо, так как родители целыми днями были на работе, а по вечерам уже не находили сил с ними восьмерыми заниматься.В 1961 году, по пути в родные края, в село Чембилей заехал певец Рашит Вагапов. Он заехал выступить с концертом, а заодно навестить Хасана-абый, своего друга. Вечером в переполненном клубе состоялся концерт. Школьников в те годы на вечерние концерты не пускали, они лишь гроздьями висели на окнах, чтобы заглянуть в зал. Но Рашит-абый заметил Хайдара, внука своего друга, подозвал его и увёл за кулисы, где мальчик прослушал весь концерт. Для Хайдара это была первая встреча с настоящим артистом, выступающим на сцене. Годы спустя Бигичев признавался: «В этом, на первый взгляд случайном событии, я нахожу глубокий символический смысл».
Во время службы в рядах Советской Армии Хайдар два года пел в военном хоре, а по возвращении домой принял участие в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» и победил в двух турах. Далее он поступил на учёбу в Казанскую консерваторию, и уже будучи студентом стал «звездой» татарской эстрады, завоевав любовь публики проникновенным исполнением народных песен. Хайдар Бигичев всегда говорил, что петь надо всем сердцем. Что бы ни исполнял певец: народную песню, романс, оперную партию, - у него всегда пела душа. Музыка лилась от сердца, и проникала в сердца людей. За это его любили многочисленные почитатели. Для него специально писали песни Рустем Яхин, Сара Садыкова, Бату Мулюков и другие татарские композиторы. Часто романсы и песни посвящались авторами Бигичеву, как первому исполнителю, сочинялись в расчёте на его голос. Не случайно Рифат Фаттахов свою книгу, посвящённую певцу, назвал «Китмэ, китмэ, сандугач» (Казань, 1999), - по названию одной из самых известных песен Рустема Яхина, неподражаемо исполняемой Бигичевым.
Можно сказать, что певец сумел постичь душу народа и проникнуть в тайну самобытной национальной исполнительской традиции. Он тонко и проникновенно исполнял народные песни. Однажды в Германии Хайдар Бигичев спел татарскую народную песню «Тафтиляу»: публика сначала замерла, а затем «здание чуть не снесло громом аплодисментов».
В оперном театре Хайдар стал одним из ведущих исполнителей, начиная с 1977 года. В течение 21 года он пел все сложнейшие теноровые партии, и во многих спектаклях исполнял главные роли без дублёров, то есть был единственным исполнителем. Ещё студентом 5 курса консерватории певец исполнил роль Самата в одноименной опере Хуснуллы Валиуллина. Он создал образ национального героя, и публика полюбила молодого солиста уже в первой его большой и сложной оперной роли.
В опере Назиба Жиганова «Алтынчеч» певец исполнил роль Джика.
«Алтынчеч» - опера-легенда о борьбе древних булгар с золотоордынскими ханами. Джик – это отважный батыр, символ непобедимого народного духа. В этой роли певец проявил себя как прекрасный импровизатор, мастерски владеющий традициями татарского народного пения. Опера как будто была специально написана для него. Голос лился изумительно наполненно и красиво, а богатырский облик певца настолько соответствовал герою, что казалось – вот он и есть Джик.
В опере Назиба Жиганова «Джалиль» Хайдар Бигичев исполнял роль главного героя.
Возможности его голоса были безграничны, а тембр голоса, огромная мощь и диапазон позволяли создать трагедийный и героический образ. Он пропустил эту роль через своё сердце и был очень убедителен, создав драматический образ поэта. Сильный и гибкий голос певца донёс до слушателей и любовь поэта к Отчизне, и презрение к врагам, и до последнего вздоха веру в жизнь.
За роль Закира в опере Бату Мулюкова «Черноликие» певец получил Государственную премию имени Габдуллы Тукая.
Это была очень сложная постановка, трагедия по жанру. Закир – сложный многогранный образ. С одной стороны, он простой крестьянский парень, а с другой – мятежная душа, наделённая даром чистой и горячей любви. Певица Зиля Сунгатуллина, исполнявшая в этой опере главную женскую роль, вспоминает, что в этой партии Хайдару пригодилась его физическая выносливость: он должен был через всю сцену нести на руках Галиму (это и была Зиля Сунгатуллина) и при этом петь прощальную кульминационную арию. Ария была очень сложной и вокально, и психологически. И исполнял её певец настолько проникновенно, что в зале все плакали.
Хайдар Бигичев исполнял весь национальный репертуар в оперном театре тех лет. Но он также успешно выступал в операх классического русского и зарубежного репертуара. Большой удачей была партия Германа в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама», одна из сложнейших в мировом оперном репертуаре. Эта партия стала одной из лучших в его творческой судьбе, и он был единственным исполнителем Германа в этой опере.
Вершиной же исполнительского мастерства стала партия Отелло в опере Джузеппе Верди.
Над этой ролью певец работал неистово. Дело в том, что партию Отелло певцы обычно исполняют в более старшем возрасте; многие отговаривали Бигичева от этой роли, говорили о том, что он рискует потерять голос, что роль эта станет его «лебединой песней»… Но Бигичев упрямо шёл к своей цели. В роли Отелло ярко проявился талант Хайдар Бигичева - прекрасного певца с красивейшим сильным голосом и талант Хайдара Бигичева – великолепного актёра с неподдельной искренностью. За трёхчасовой спектакль им проживалась на сцене целая жизнь от любви Отелло, трепетности и нежности к нему Дездемоны, и до убивающей ревности. Жизнь, проживаемая на сцене, была настолько искренна, что покоряла и завораживала публику, и наградой исполнителю были бурные и несмолкаемые овации. Надо ли говорить о том, что Бигичев был в театре единственным исполнителем партии Отелло, тогда как в партии Дездемоны выступали четыре (!) певицы. Вот что вспоминает Зиля Сунгатуллина о сценическом воплощении роли Отелло певцом: «Во всём мире спеть Отелло могут лишь единицы. Хайдар был настоящим Отелло! Бигичев – первый и, возможно, последний из татар спел эту партию. Он подходил к роли и вокально, и по темпераменту. Был такой же ранимый, доверчивый, временами наивный, нежный и суровый одновременно. Перевоплощался он полностью. В финале я даже немного побаивалась, что он по-настоящему задушит меня и заранее готовила руку, чтобы перехватить косынку… Я на него не сердилась, а лишь искала приспособления, чтобы не отвлечь его… Внешне он казался сильным, а душа у него была ранимой и беззащитной».
Певец исполнял роль Самозванца в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Также с успехом исполнял роль Хозе в опере «Кармен».
Партия Хозе украсила оперную биографию Хайдара Бигичева: его герой был темпераментным, любящим, в то же время грозным и бесконечно страдающим. Когда в Казань в 1984 году приехала солистка Большого театра Тамара Синявская, именно Бигичеву театр доверил спеть с ней в знаменитой опере Жоржа Бизе. По свидетельству директора театра, в этом спектакле «на сцене возникла такая сценическая правда любви и трагедии между ними, которая вызвала бурю восторга у публики».
Певец Хайдар Бигичев – гордость и душа нации.
Его аудио- и видеозаписи сегодня, спустя 20 лет после ухода из жизни и со сцены, являются эталоном подлинного высокого искусства.
Однажды в молодые годы певец сказал: «Пока жив татарский народ – жив Хайдар Бигичев». И эти слова оказались пророческими.
Список литературы
1. Хайдар Бигичев. Альбом. Воспоминания. Составители Сахабиева-Бигичева З.,
Загидуллина Р. // Казань, 2010.
2. Воспоминания о Бигичеве // Республика Татарстан. 1999. 17 июня. С.5
3. Есть много чудных звуков в сердца глубине. Памяти народного артиста
Татарстана Хайдара Бигичева // Идель. 1999. №11.С.36-37.
4. Рахмани А., Салитова Ф.Ш. Хайдар Бигичев // Татарская энциклопедия. Том
1.- Казань, 2002.С.379.
5. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999.С.76.
6.Фаттахов Р. Рашит Вагапов. Личность. Творчество. Эпоха. – Казань, 2003.
С.199.
7.Фаттахов Р. Китмэ, китмэ, сандугач! // Казань, 1999.
На пути к творчеству
После службы в рядах Советской Армии Х. Бигичев уехал в Москву , работал на заводе. По совету своего товарища он участвовал во всесоюзном телевизионном конкурсе « Алло, мы ищем таланты! », где стал лауреатом. Председатель жюри конкурса композитор М. Таривердиев высоко оценил талант молодого исполнителя и посоветовал заняться музыкой профессионально.
В 1971 году по просьбе известного татарского певца Народного артиста РСФСР Фахри Насретдинова , ректор Казанской государственной консерватории Н. Г. Жиганов организовал прослушивание Х. Бигичева, по результатам которого, уже после окончания вступительных экзаменов, его зачислили в ВУЗ.Следующим действием народный артист РСФСР Фахри Насретдинов дал Бигичеву рекомендацию для поступления в Казанскую консерваторию. В 1977 году аккуратный студент получил профильное образование и поступил на службу в Казанский театр оперы и балета.
Творчество
С 1977 по 1998 годы ведущий солист Казанского Государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля .Дебют молодого солиста прошел без сучка, без задоринки. Бигичеву доверяли исполнять партии в самых ответственных спектаклях. На сцене он чувствовал себя уверенно и спокойно. Критики отмечали высокий артистизм певца. Большое внимание Хайдар уделял исполнению народных песен, которые он знал с детства. Певец любил выступать в сельских клубах. С гастролями оперный исполнитель объездил всю Европу.Х.А.Бигичев успешно выступал также в оперных спектаклях классического русского и зарубежного репертуара: Хозе («Кармен» Дж.Бизе), Самозванец («Борис Годунов» М.Мусоргского), Герман («Пиковая дама» П.Чайковского) и др. Вершиной исполнительского мастерства певца стала партия Отелло в одноименном произведении Дж.Верди.Х.А.Бигичев завоевал широкое признание благодаря своей музыкально-сценической деятельности и выступлениям на концертной эстраде, телевидении и радио. Явился первым исполнителем новых вокальных сочинений композиторов Татарстана, тонким интерпретатором произведений татарского народного песенного творчества.Всесторонне одаренный певец, Х.А.Бигичев обладал прекрасным голосом неповторимого тембра и широкого диапазона, яркими музыкальными и внешними данными. Его творчество отличалось высоким профессионализмом и незаурядным художественным воплощением произведений разных жанров и стилей. Исполнительский облик певца характеризовался на редкость гармоничным единством особенностей академического и самобытного, связанного с традициями татарского народного пения, вокала.После Р. Вагапова и И. Шакирова Х.Бигичев поднял на новую высоту исполнение татарских народных и авторских песен, блестяще исполнял песни Садыковой, Сайдашева, Жиганова, Музафарова, Яхина. Бесподобно в его исполнении звучали «Керим әле урманнарга», «Китмә, сандугач», «Ялгыз агач» и многие другие. В 1970–1990-е гг. один из наиболее популярных татарских исполнителей.
Личная жизнь
Личная жизнь Бигичева сложилась успешно. Он вступил в законный брак будучи студентом консерватории. Муж и жена учились на одном курсе. Зухра Сахабиева много сделала для того, чтобы Хайдар добился успеха. Создавала уют в доме. Следила за состоянием здоровья. Бигичева Халида Аббясовна родная сестра Хайдара Бигичева,популярная татарская певица,солистка татарского ансамбля «Изге Ай».
Смерть
Певца не стало 13 ноября 1998 года.
Творчество
Хайдар Бигичев — обладатель редкого по красоте и насыщенности драматического тенора. В полной мере талант певца раскрылся в исполняемых им оперных партиях, таких как:
- Джик «Алтынчеч» Н. Г. Жиганова
- Джалиль «Джалиль» Н. Г. Жиганова
- Закир «Черноликие» Б. Мулюкова
- Батыржан «Наемщик» С. Сайдашева
- Галимжан «Башмачки» Дж. Х. Файзи
- Самозванец «Борис Годунов» М. Мусоргского
- Хозе «Кармен» Ж. Бизе
- Каварадосси «Тоска» Дж. Пуччини
- Пинкертон «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини
- Отелло «Отелло» Дж. Верди
- Герман «Пиковая Дама» П. И. Чайковского
- Самат «Самат» Х. Валиуллина и других.
Особое место в репертуаре Х. Бигичева занимают песни и романсы татарских композиторов: А. С. Ключарёва , Н. Г. Жиганова , М. А. Музафарова , С. З. Сайдашева , Дж. Х. Файзи , Х. В. Валиуллина , С. Г. Садыковой , Р. М. Яхина , Э. З. Бакирова , Ф. А. Ахметова, М. З. Яруллина, Ш. Х. Тимербулатова , и других.
В 1995 году на Финском государственном радио Х. Бигичев записал компакт диск, состоящий из 19 песен и романсов Р. Яхина.
В фондах республиканского радио хранятся около двухсот записей Х. Бигичева, выпущены пластинки и компакт диски с записями певца.
Х. Бигичев активно занимался концертной деятельностью, выступал с сольными концертами во многих городах России и зарубежья.
Память
- Его именем названы улицы в Советском районе г. Казани и в пгт. Балтаси , Балтасинского района , республики Татарстан .
- 16 июля 2016 года в селе Уразовка Нижегородской области открыт памятник выдающимся татарским певцам, уроженцам Нижегородской области, Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву.
Звания и награды
- Народный артист Татарской АССР (1980),
- Заслуженный артист РСФСР (1986)
- Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая (1984)
Примечания
- Рустам Минниханов в Нижегородской области открыл памятник татарским деятелям культуры Рашиту Вагапову и Хайдару Бигичеву от 15 сентября 2016 на Wayback Machine
Литература
Хайдар Бигичев: альбом, воспоминания / сост. З. Сахабиева — Бигичева, Р. Загидуллина — Казань: Татарское книжное издательство, 2010 г. — ISBN 978-5-298-01897-5
Ссылки
- 2021-11-26
- 1