Interested Article - Лейтенантская проза

Гвардии капитан Виктор Некрасов , 1945 год
Лейтенант Василь Быков на фронте, Румыния, 1944 год

« Лейтена́нтская про́за » — термин, введённый для описания произведений, созданных писателями советского периода, лично прошедшими Великую Отечественную войну в звании младших офицеров .

Традиции «лейтенантской прозы» — обращение авторов к собственному фронтовому опыту, интерес к личности, попавшей на войну, личностный конфликт, предельная правдивость, специфическая форма автобиографизма — главными героями «лейтенантской прозы» часто (хотя и не всегда) становились те же младшие офицеры . «Лейтенантская проза» входит в состав « военной прозы » .

К основным представителям «лейтенантской прозы» относят Виктора Некрасова , Григория Бакланова , Юрия Бондарева , Василя Быкова , Бориса Васильева , Константина Воробьёва , Вячеслава Кондратьева , Виктора Курочкина , Владимира Богомолова .

История

В 1940—1950-е годы в советской литературе сложилась традиция героизации Великой Отечественной войны . При этом места для показа трагических аспектов войны почти не оставалось.

В 1946 году в журнале « Знамя » была опубликована повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда », которая рисовала войну совсем с другой стороны. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе. Повествование ведётся от первого лица, это своего рода дневник участника войны. Повесть получила живой отклик читателей. После её прочтения Иосифом Сталиным Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. Но вскоре из-за ужесточения государственной политики повесть была запрещена .

Начавшаяся « оттепель » дала возможность для публикации «окопной» правды. Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева : « Батальоны просят огня » (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова : «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва : « Крик » (1962), « Убиты под Москвой » (1963), Виктора Курочкина : « На войне как на войне » (1965).

Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой» .

Жанровые и стилистические особенности

Авторы «лейтенантской прозы» чаще всего использовали жанр повести .

Форма произведений простая, строгая. Она, по выражению Василя Быкова, чуждалась «псевдоромантики, псевдолиризма, стилевых изысков, иллюстративности», требовала от писателя «максимального углубления в социальность, нелицеприятного реализма», была особенно чувствительной к фальши, требовала высокого литературного мастерства .

В «лейтенантской прозе» война показана с самого близкого расстояния. Огромную роль в повествовании играет описание подробностей и деталей .

Подвиг часто изображён «повседневнее, индивидуальнее, незаметнее, как бы „меньше“ и „тише“ своего эталонного образца». По мнению Игоря Дедкова ,

«именно через такой подвиг писатель показывает будничные героические усилия народа, глубочайшую нравственность его существования в трагических обстоятельствах конкретного времени и конкретного малого пространства. Его выстаивающую, побеждающую человечность» .

Снятие или снижение пафоса при изображении войны в «лейтенантской прозе» не приводит к снижению драматизма, который может усиливаться до трагедийной силы .

Линия конфликта смещена с линии фронта на линию столкновения и противостояния между своими .

«Лейтенантская проза» продолжила традицию изображения войны, заложенную прежде всего Л. Н. Толстым . Её эстетические и этические принципы оказали влияние на литературный процесс второй половины XX — начала XXI века. В частности, «лейтенантская проза» сформировала представление о том, что писатель не имеет морального права писать о войне, если он сам не воевал. Показателен конфликт вокруг романа о чеченской войне «Асан» (2008—2009) невоевавшего писателя Владимира Маканина . Роман подвергся критике писателей, прошедших войну в Чечне: Аркадия Бабченко , Александра Карасёва , Захара Прилепина .

Критика

Достоверность «лейтенантской прозы» толковалась в критике в том числе и негативно. Из-за предельной достоверности произведения писателей-фронтовиков часто зачисляли в разряд мемуарной литературы, называли «собственными фронтовыми биографиями авторов», утверждали, что кругозор авторов ограничен всего только «полем зрения отдельного солдата или офицера, прижатого к земле огнём вражеского пулемёта или выносящего с нейтральной полосы раненого товарища». В литературно-критическом обиходе получили хождение термины «окопная правда», «солдатская правда», «правда масштабная» и т. п. Авторы «лейтенантской прозы» критиковались за «дегероизацию подвига» .

Юрий Бондарев , реагируя на критические замечания, заявил, что ему «до сих пор непонятны снисходительно-барственные суждения некоторых критиков о „взгляде из солдатского окопа“, об узости и ограниченности кругозора насмерть сражающихся на каком-нибудь плацдарме, как будто наши солдаты и офицеры не концентрировали в себе политическую и нравственную силу народа, как будто мужественные и лаконичные „ Севастопольские рассказы “ Льва Толстого не вобрали в себя всю суровую сущность Крымской войны, бесподобного подвига и не проложили путь к непревзойденному мировому шедевру „ Война и мир “».

Источники

  1. Шавалеева В. Д. от 16 июня 2015 на Wayback Machine // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уфа : Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы , 2012.
  2. Давыдюк Е. В. от 17 сентября 2019 на Wayback Machine // NetNado.
  3. Фомичева Н. В. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Литература-Первое сентября. — 2007. — 1-15 окт. (№ 19).
  4. Саватеев В. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Российский писатель.
  5. Чередниченко С . от 26 мая 2015 на Wayback Machine // Лиterraтура. — 2015. — № 51.
  6. Беляков С. , Рудалёв А. от 26 мая 2015 на Wayback Machine // Вопросы литературы . — 2009. — № 5.
  7. Бабченко А. // Новая газета . — 8.12.2008.
  8. Топоров В. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Актуальные комментарии. — 7.06.2009.

Литература

  • Аристов Д. В. « // Филологический класс. Екатеринбург, 2010. — № 23. — С. 30-35.
  • Беляков С. С. // Новый мир . 2008. — № 9. — С. 171—191.
  • Бочаров А. Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской литературы. — М. : Советский писатель, 1982. − 424 с.
  • Бочаров А. «Военная проза» // Современная русская советская литература. В 2 частях. Ч. 2. Темы. Проблемы. Стиль / Г. Белая, А. Бочаров, В. Оскоцкий и др. — М. : Просвещение, 1987. — 256 с.
  • Бровман Г. Правда исторического оптимизма. По страницам художественной прозы 1963 года // Москва . — 1964. — № 1. — С. 186—195.
  • Бровман Г. Проблемы и герои современной прозы. — М. : Художественная литература, 1966. — 311 с.
  • Горбачёв А. Советская «военная проза» и литературная традиция // Фокус. — 2008. — № 3. — С. 27-34.
  • Пустовая В. // Новый мир . — 2005. — № 5. — С. 151—172.
  • Ради жизни на земле. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с.
  • Рассадин С. Б. Советская литература. Побежденные победители. — СПб. : ИНАПРЕСС ; Новая газета, 2006. — 368 с.
  • Амиров Р. К. , Мосты: (творчество Ахияра Хакимова о войне в контексте «лейтенантской прозы»). — Уфа : Китап, 2013. — 125 с. — ISBN 978-5-295-05785-4
Источник —

Same as Лейтенантская проза