Interested Article - Диссидент

Диссиде́нт ( лат. dissidens «несогласный»), также инакомы́слящий — человек, отстаивающий взгляды, которые расходятся с общепринятыми. Зачастую этот конфликт личных убеждений с господствующей доктриной приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям диссидента со стороны официальных властей .

История термина

В религиозном значении

В Англии XVI—XVII веков термин «диссиденты» или « диссентеры » ( англ. dissenters ) применялся к членам протестантских групп, противостоявших официальной Англиканской церкви — к пуританам , квакерам и т. п. Также они назывались нонконформистами .

В Речи Посполитой после начала Реформации диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий — так, великий коронный маршалок Фирлей предлагал установить мир между разнящимися в религии ( лат. pax inter dissidentes de religione ), что и было осуществлено на конвокационном сейме 1573 года в акте Варшавской конфедерации .

Позднее слово «диссиденты» стало обозначать только некатоликов . Ещё до этого значение этого слова сузилось иным образом: после Брестской унии 1596 года не принявших её православных в Польше стали называть « дизунитами » ( польск. dyzunity ), и название «диссиденты» осталось только за последователями протестантского исповедания, хотя вне Польши (в частности, в России) православных в Польше продолжали именовать диссидентами . Противостояние решению диссидентского вопроса стало одной из ключевых причин падения Речи Посполитой во второй половине XVIII века.

В политическом значении

В СССР и Восточной Европе

Юлия Вишневская , Людмила Алексеева , Дина Каминская и Кронид Любарский . Мюнхен , 1978

В 1960-е годы диссидентами стали именовать представителей оппозиционного движения в СССР и странах Восточной Европы , которое (в противоположность антисоветским и антикоммунистическим движениям предыдущего периода) не пыталось бороться насильственными средствами против советского строя и марксистско-ленинской идеологии, а апеллировало к советским законам (см. правозащитник ) и официально провозглашаемым ценностям . Термин сначала стал применяться на Западе , а затем и сами инакомыслящие начали его использовать.

С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным и тоталитарным режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте, например для обозначения людей, противостоящих господствующему в их группе умонастроению. Диссидентами (в отличие от революционеров ), как правило, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Иногда слово «диссидент» неточно используется по отношению к людям, не выступающим против политического режима непосредственно, но относящихся к нему критически и сознательно уклоняющихся от любых форм «сотрудничества», в том числе от карьеры, привлекательных должностей и т. п.; таких людей ещё называют « внутренними эмигрантами ». Эмигрировавший в Румынию лауреат нескольких литературных премий в своей книге «Рождённый в СССР» отмечает, что «диссидент — продукт коллаборационизма между советскостью и антисоветскостью», а диссидентство — « творчество , своего рода общий язык , поддерживаемый обеими сторонами» .

Большинство жителей СССР не имело информации о деятельности диссидентов, не имевших возможности печататься в официальных СМИ, и не стремилось получать подобные сведения. Сравнительно немногочисленный самиздат был почти незаметен на фоне миллионных тиражей официальных печатных изданий. Среди тех же, кто такую информацию имел, отношение к диссидентам было неоднозначным . Яков Кротов так описывал отношение части прихожан Александра Меня к диссидентам:

…отказ от участия в политической оппозиции у многих прихожан перерастал в агрессивное, высокомерное, презрительное отношение к «диссидентам». Начинал ходить миф о том, что они — бездуховны, что оппозиционность ведёт к ослаблению моральных устоев и т.п.

В Российской Федерации

По поводу корректности применения термина «диссидент» в современной России существуют разногласия. Так, в дискуссии на Радио «Свобода» 19 октября 2007 года Андрей Бабицкий говорит о «новых диссидентах», а ему оппонирует: «Несогласный — это человек, который сам себя идентифицирует через отрицание окружающего. Диссидент, он не отрицает, он себя выключает — это две большие разницы». С этим не согласен Бабицкий (его поддерживает Александр Даниэль и поддерживала Валерия Новодворская ): «В советских условиях диссидентское движение было именно движением ненасильственного сопротивления, не просто неучастия». Итог дискуссии подвёл участник диссидентского движения 1970-х годов :

Я думаю, что если сейчас оно [слово] находит новую жизнь, то это от жизни зависит и словоупотребление найдётся, уточнится в процессе.

Брет Стивенс , лауреат Пулитцеровской премии 2013 года, в публикации в « Нью-Йорк таймс » под наименованием «Диссиденты превыше всего: внешнеполитическая доктрина администрации Байдена» призвал власти США признать Алексея Навального диссидентом и поставил его в один ряд с Александром Солженицыным , Андреем Сахаровым и Натаном Щаранским .

Применительно к медицине

Термин «диссидент» применяется к активистам, отвергающим существование каких-либо официально признанных заболеваний или пользу общепрофилактических мероприятий. Наиболее известно ВИЧ-диссидентство , антивакцинаторство , антипсихиатрия .

В 2020 году стало широко известно « ковид-диссидентство », подвергающее сомнению опасность пандемии COVID-19 и рассматривающее связанные с нею различные конспирологические теории .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Мякотин В. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. от 16 марта 2011 на Wayback Machine на сайте «Мемориал».
  4. от 23 февраля 2009 на Wayback Machine (из рукописи книги Сергея Ковалёва )
  5. А. Наринская: от 20 февраля 2008 на Wayback Machine . «Власть», № 49 (753) от 17.12.2007
  6. Сергей Гавров от 14 декабря 2014 на Wayback Machine . Финам. Info, 01.09.2011
  7. Яков Кротов: от 11 декабря 2014 на Wayback Machine
  8. (недоступная ссылка) // Радио «Свобода» , 19 октября 2007
  9. Stephens, Bret (2021-01-26). . The New York Times . из оригинала 26 января 2021 . Дата обращения: 27 января 2021 .

Литература

Ссылки

  • Гавел, В. // Мораль в политике: Хрестоматия / сост. И. Шаболовская, Л. Вихрева. — М. , 2004.
  • Тюрин, И.
  • 2007-11-14 / Дмитрий Ефимович Фурман — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН
  • («The Washington Post», США)
  • Передача радиостанции «Свобода»
Источник —

Same as Диссидент