«
Теэ́тет»
(
греч.
Θεαίτητος
) —
сократический диалог
Платона
, посвящённый
природе знания
. Написан приблизительно в 369 до н. э.
Евклид
рассказывает своему другу
Терпсиону
о написанной много лет назад книге по мотивам того, что
Сократ
поведал ему о разговоре с
Теэтетом
, когда Теэтет был ещё очень молод. Евклид вспоминает об этой книге, когда Терпсион спрашивает, где он был. Выясняется, что Евклид заходил в гавань
Мегары
и встретил там Теэтета, которого привезли туда по пути из Коринфского лагеря в
Афины
. Теэтет болен
дизентерией
и страдает от ран, полученных на войне. Евклид поражается проницательности Сократа, предрекавшего Теэтету большую славу. Мальчик-раб читает рукопись Евклиду и Терпсиону.
В диалоге Сократ и Теэтет обсуждают три определения
знания
: знание как
чувственное восприятие
, знание как «правильное мнение» и наконец знание как «правильное мнение с объяснением». Каждое из этих определений оказывается неудовлетворительным. Беседа завершается признанием Сократа, что ему следует отправиться в суд, дабы ответить на обвинения в том, что он якобы развращает молодёжь и не поклоняется афинским богам.
Повитуха знания
Сократ спрашивает
Феодора
, знает ли он юношей, которые увлечены
геометрией
и подают особые надежды. Феодор отмечает, что может указать на одного из таких без страха, что его заподозрят в пристрастности к привлекательному молодому человеку, ибо Теэтет невзрачен и внешне даже напоминает Сократа вздёрнутым носом и глазами навыкате. Мужчины видят группу юношей, которые только что закончили натираться маслом, и одним из них оказывается Теэтет.
Сократ говорит Теэтету, что не может разобраться в том, что же такое знание. Тот признаётся, что не видит удовлетворительного ответа. Тогда Сократ рассказывает, что он сын
повитухи
и промышляет тем же ремеслом. Разница лишь в том, что он принимает роды души, а не плоти, то есть способен увидеть, когда у человека вот-вот родится мысль и помогает ей появиться на свет.
Переводы на русский язык
Литература
-
Бугай Д. В. Как читать платоновский «Теэтет»: к интерпретации «диалектических» диалогов //
Вопросы философии
. 2018. № 1. С. 170—180.
-
Ладов В. А. Два аргумента в опровержение релятивизма в диалоге Платона «Теэтет» // Schole. Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 1. С. 205—213
-
Ковельман А. Б., Гершович У. Поэтика сокрытия: «Теэтет» и «
Хагига
» // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 149—162.
-
Протопопова И. А. Платоновский «Теэтет» в философии Вл. Соловьева (Лекции В. С. Соловьева по истории философии за 1880—1881 гг.) // Соловьевские исследования. 2014. № 4 (44). С. 6-20.
-
Павловский Р. В. Смерть как структурно-целевой принцип: замечания о композиции диалога «Теэтет» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 3. С. 38-44.
-
Васильева Т. В. Беседа о логосе в платоновском «Теэтете» // Платон и его эпоха. М., 1979.
-
Н.Скворцов Платон о знании в борьбе с сенсуализмом и рассудочным эмпиризмом. Анализ диалога Феэтет. М., 1871.
-
Cornford, F. M., «Plato’s Theory of Knowledge: The Theaetetus and The Sophist». Dover, 2003 [first published in 1935].
-
Desjardins, Rosemary, «The Rational Enterprise: Logos in Plato’s Theaetetus», SUNY, 1990.
-
Doull, James (1977). «A Commentary on Plato’s Theaetetus». Dionysius I: 5-47.
-
Benardete, S., Commentary to Plato’s Theaetetus. Chicago:
University of Chicago Press
, 1984.
-
Anthony A. Long: Zeno’s epistemology and Plato’s Theaetetus. In: Theodore Scaltsas, Andrew S. Mason (Hrsg.): The Philosophy of Zeno, Larnaca 2002, S. 115—131.
-
Burnyeat M., Introduction au Théétète de Platon, trad. M. Narcy, Puf, 1998 (
ISBN 2130493394
)
-
Burnyeat, M. F. «The Philosophical Sense of Theaetetus’ Mathematics.» Isis 69 (1978). 489—513.
-
Runciman W., Plato’s Later Epistemology, Cambridge, University Press, 1962
-
Sedley D., The Midwife of Platonism : Text and Subtext in Plato’s Theaetetus, Oxford, University Press, 2004
-
Morrow, G.R. «Plato and the Mathematicians: An Interpretation of Socrates’ Dream in the Theaetetus.» Philosophical Review 79 (1970). 309-33.
-
Fine, G.J. «Knowledge and Logos in the Theaetetus.» Philosophical Review 88 (1979). 366-97.
-
Ackrill, J.
«Plato on False Belief: Theaetetus 187—200.» Monist 50 (1966). 383—402.
-
Williams, C.F.J. «Referential Opacity and False Belief in the Theaetetus.» Philosophical Quarterly 22 (1972). 289—302.
-
Matthews, G.B. "A Puzzle in Plato: Theaetetus 189b-190e, " in David F. Austin (ed.) Philosophical Analysis: A Defense by Example. Dordrecht, 1988. 3-15.
-
Cooper, J. M. «Plato on Sense Perception and Knowledge: Theaetetus 184 to 186.» Phronesis 15 (1970). 123-46.
-
Silverman, A. «Flux and Language in the Theaetetus.» Oxford Studies in Ancient Philosophy 18 (2000). 109-52.
-
Polansky, R.M. Philosophy and knowledge: a commentary on Platoʼs Theaetetus, Bucknell university press, London — Toronto 1992
-
Heitsch,E. Uberlegungen Platons im Theaetet, Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Wiesbaden — Stuttgart 1988
|
|
|
Первая тетралогия:
|
Евтифрон
, или О благочестии
|
Апология Сократа
|
Критон
, или О должном
|
Федон
, или О душе
|
Вторая тетралогия:
|
Кратил
, или О правильности имён
|
, или О знании
|
Софист
, или О сущем
|
Политик
, или О царской власти
|
Третья тетралогия:
|
Парменид
, или Об идеях
|
Филеб
, или О наслаждении
|
Пир
, или О благе
|
Федр
, или О любви
|
Четвёртая тетралогия:
|
Алкивиад Первый
|
Алкивиад Второй
, или О молитве
|
Гиппарх
, или Сребролюбец
|
Соперники
, или О философии
|
Пятая тетралогия:
|
Феаг
, или О философии
|
Хармид
, или Об умеренности
|
Лахес
, или О мужестве
|
Лисид
, или О дружбе
|
Шестая тетралогия:
|
, или Спорщик
|
Протагор
, или Софисты
|
Горгий
, или О риторике
|
Менон
, или О добродетели
|
Седьмая тетралогия:
|
Гиппий больший
, или О прекрасном
|
Гиппий меньший
, или О должном
|
Ион
, или Об Илиаде
|
Менексен
, или Надгробное слово
|
Восьмая тетралогия:
|
Клитофонт
, или Вступление
|
Государство
, или О справедливости
|
Тимей
, или О природе
|
Критий
, или Атлантида
|
Девятая тетралогия:
|
Минос
, или О законе
|
Законы
, или О законодательстве
|
—
Послезаконие
, или Ночной совет, или Философ
|
— Тринадцать
Писем
|
|
|