Interested Article - Парменид

Пармени́д из Эле́и ( др.-греч. Παρμενίδης ὁ Ἐλεάτης , ок. 540 или 515 до н. э. — ок. 470 до н. э. ) — древнегреческий философ , главный представитель Элейской школы .

Биография и учение

Парменид происходил из знатной и богатой семьи ; был также законодателем Элеи (по свидетельству Спевсиппа ), где его чтили как высоконравственного человека .

Свои взгляды выразил в метафизической поэме «О природе» (название позднейшее) , значительная часть отрывков которой дошла до нас; в ней содержатся основные положения элейской философии . Его учеником и последователем был Зенон Элейский .

К нему восходят начала метафизики . Он обратился к вопросам бытия и познания , заложив фундамент онтологии и истоки гносеологии ; разделил истину и мнение .

По его выводу, истинно знание вечного, неизменного бытия , а « мыслить и быть — одно и то же» . Его основные тезисы таковы:

  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление , и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём;
  2. Бытие никем и ничем не порождено; иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия , но Небытия нет;
  3. Бытие не подвержено порче и гибели; иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует;
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно; имеет форму шара .

Тезис: «Бытие есть, а небытия — нет» . Небытия нет, так как про него нельзя мыслить (так как такая мысль была бы противоречива; так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет» ).

  1. Бытие одно, и не может быть двух и более «бытий».
    Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — Небытием (его нет);
  2. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
    Если бытие имеет части, значит части отграничены друг от друга — Небытием (его нет);
  3. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
    В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого;
  4. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
    Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие (но Небытия нет);
  5. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте .

Как пишет в БСЭ (3-е изд.) А. Ф. Лосев , Парменид, считая критерием истины разум , отвергал ощущения из-за их неточности . Диоген Лаэртский так передаёт его философию: «Критерием истины называл он разум; в чувствах же, — говорил он, — точности нет». По замечанию БСЭ (2-е изд.), — отвергая ощущения и опыт как источник знания, Парменид противостоял ионийскому естествознанию , возражал против требования своего современника Гераклита « прислушиваться к природе » . «Парменид — мыслитель действительно необыкновенной глубины» , — говорит Сократ в диалоге Платона « Теэтет ». Проф. Дж. Бернет назвал Парменида «отцом материализма » .

Примечания

  1. Лебедев А. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  2. от 8 августа 2014 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия
  3. от 8 августа 2014 на Wayback Machine // Энциклопедия Кольера
  4. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия античных писателей
  5. от 8 августа 2014 на Wayback Machine // Философский словарь
  6. от 6 октября 2014 на Wayback Machine // Современная энциклопедия
  7. (недоступная ссылка) [2001_uch]/03_I.htm
  8. от 15 марта 2016 на Wayback Machine // Энциклопедия мифологии
  9. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия . / Гл. ред. Б. А. Введенский . Т. 12
  10. от 19 апреля 2014 на Wayback Machine // Большая советская энциклопедия . / Гл. ред. Б. А. Введенский . Т. 48
  11. О’Мара Д. от 17 ноября 2015 на Wayback Machine // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция . Т. 3. № 2. 2009. С. 416—432
  12. Рационализм // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  13. . Дата обращения: 15 июля 2015. Архивировано из 16 июля 2015 года.
  14. . Дата обращения: 13 августа 2014. 14 августа 2014 года.
  15. Парменид. Фрагмент B 8 DK .
  16. В некоторых современных интерпретациях (A. Mourelatos, P. Curd) сфайрос не трактуется буквально, как «шарообразное сущее», а понимается только как аналогия , как указание на совершенство объекта, мыслимого правильным мышлением.
  17. Лебедев А. В. , «Избавляясь от „досократиков“»

Литература

на русском языке
на других языках
  • Curd P. The Legacy of Parmenides. Eleatic monism and later preso-cratic thought. — Las Vegas: , 2004. — 309 p. (First publishing in 1998 by Princeton University Press ). ISBN 1-930972-15-6 .
  • Graham D. W. Explaining the Cosmos: the Ionian Tradition of Scientific Philosophy. — Princeton, NJ: Princeton University Press , 2006.
  • Gregory A. Ancient Greek Cosmogony. — London: Duckworth, 2007.
  • Mourelatos A. P. D. The route of Parmenides: revised and expanded edition; with a new introduction, three supplemental essays, and an essay by Gregory Vlastos (originally published 1970). — Las Vegas: , 2008. iix, 408 p. ISBN 1-930972-11-3 .
  • Popper K. R. The World of Parmenides. — Routledge , 1998. ISBN 0-415-17301-9 .
  • The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy / P. Curd, D.W. Graham. — Oxford: Oxford University Press Inc, 2008, 608 p. ISBN 978-0199837557

Ссылки

Тексты
  • 28. Парменид // / Изд. подг. А. В. Лебедев . — М.: Наука , 1989. — (Памятники философской мысли.) — ISBN 5-02-008030-6 . — С. 274—298.
  • от 27 марта 2014 на Wayback Machine — греческий текст фрагментов Парменида.
  • от 28 декабря 2011 на Wayback Machine — американское издательство, специализирующееся на издании и переиздании наиболее значимых трудов, посвящённых Пармениду, и ставящее своей целью возрождение интереса к происхождению и рассмотрению мышления как метода.
Источник —

Same as Парменид