Interested Article - Пантеизм

Туманность Улитка , часто называемая «Глазом/Оком Бога».

Пантеи́зм философское учение , объединяющее и иногда отождествляющее божество / бога и мир

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов πᾶν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция : «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной . Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или Бога-Творца . Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство, святость природы . Пантеизм отвергает антропоцентризм , признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

История

Термин придумал английский математик и философ Джозеф Рафсон (1697 год) в своём латинском труде «De Spatio Reali»; на английском термин « pantheist » впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении « Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу (1710), в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной» . Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

Среди них досократики , такие как Гераклит и Анаксимандр , а также Ксенофан . По мнению В. Дильтея , наиболее последовательной формой пантеистического монизма в Древней Греции был стоицизм , начиная с Зенона Китийского и заканчивая развитием позднего стоицизма у философа и императора Марка Аврелия . В дохристианской Римской Империи стоицизм стал одной из главенствующих философских школ, наряду с эпикуреизмом и неоплатонизмом . В Древнем Китае ранний даосизм у Лао-цзы и Чжуан-цзы также пантеистичен. Схожие пантеистические идеи встречаются в философии индуизма .

Религия
Общие концепции
Авраамические религии
Индийские религии
Бенедикт Спиноза (1665)

На Западе между IV и XV веками пантеизм был в упадке, рассматривался как ересь (например, амальрикане ). К числу выдающихся христианских богословов этого периода с воззрениями, близкими к пантеизму, относятся: Иоанн Скот Эриугена , Мейстер Экхарт , Николай Кузанский . Первое открытое выражение пантеистического мировоззрения встречается у Джордано Бруно (был предан сожжению в 1600 году ). «Этика» Бенедикта Спинозы , оконченная в 1675 году, стала главным источником, через который пантеизм получил распространение в Европе (хотя Спиноза сам не использовал термин «пантеизм», его считают самым известным представителем пантеизма ). Джордано Бруно и Спиноза были главными представителями пантеистического монизма с середины XVI до начала XVIII веков . Джон Толанд, который находился под влиянием Спинозы и Бруно, в 1720 году написал «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа» на латинском языке .

В 1785 году открытый диспут между критиком пантеизма Фридрихом Якоби и защитником обвинённого в пантеизме и атеизме Лессинга Мозесом Мендельсоном способствовал дальнейшему распространению знания о пантеизме среди немецких мыслителей конца XVIII — начала XIX веков. Дискуссия способствовала росту авторитета Спинозы среди европейских философов.

В течение XIX века в Европе пантеизм многими расценивался как религия будущего, привлёк внимание таких мыслителей, как: Вордсворт и Кольридж в Англии ; Шлейермахер , Фихте , Шеллинг и Гегель в Германии ; Уолт Уитмен , Ральф Эмерсон и Генри Дэвид Торо в США ; Лев Толстой в России . В дальнейшем пантеистические мотивы проявляются всюду, где философия начинает тяготеть к теологии . Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в « Syllabus Errorum » назвал пантеизм среди «важнейших заблуждений нашего времени» .

К числу известных пантеистов XX века можно отнести английского писателя Лоуренса , американского поэта Джефферса , учёного Альберта Эйнштейна , архитектора Фрэнка Ллойда Райта , историка Арнольда Тойнби . Историческое значение философского пантеизма состоит в развитии идеи единства мира и взаимосвязи явлений, лёгшей в основу холизма .

Современное развитие

В конце XX века пантеизм начал заново возрождаться. Пантеисты настаивают на необходимости экологического сознания в обществе и СМИ . Часто говорится о том, что пантеизм лежит в основе теологии язычества , пантеисты начали создавать организации, специально посвящённые пантеизму, и рассматривать пантеизм в качестве самостоятельной формы религии .

В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество» , однако его численность остаётся небольшой. В 1999 году было создано « (англ.) » , которое имеет сторонников в различных странах мира и увеличивается благодаря спискам рассылок и социальным сетям .

В преддверии глобального экологического кризиса меняется отношение к природе, популярность и значимость пантеизма растёт с начала XXI века . Ричард Докинз в « Бог как иллюзия » описывает натуралистический пантеизм как приукрашенный атеизм .

Ватикан продолжает выступления против пантеизма в папской энциклике от 2009 года и в послании 1 января 2010 года , в котором раскритиковал пантеизм за отрицание превосходства людей над природой и «видение источника спасения человека в природе» . Фильм « Аватар », снятый Джеймсом Кэмероном в 2009 году, по общественной оценке представляет пантеистическое внимание и отношение к природе. The New York Times характеризует фильм как «продолжительную апологию пантеизма… выбор Голливуда религии для современного поколения» .

Формы пантеизма

Существует множество форм пантеизма и подходов к их классификации. Во всех формах пантеизма выражено почтение к Вселенной или Тотальности, подразумевается всеохватывающее единство, внимание акцентируется на природе в качестве духовного и этического центра.

Формы пантеизма можно рассматривать и классифицировать в зависимости от степени детерминизма , соотношения с теизмом и прочими понятиями. Американский философ Чарльз Хартсхорн использовал термин классический пантеизм для описания философии Спинозы, стоического учения и подобных систем .

По отношению к идеальному и материальному выделяют три основных направления в пантеизме:

  • Материалистический монистический пантеизм или (англ.) признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в философии Джона Толанда , Эрнста Геккеля , Дэвида Лоуренса . В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».
  • Идеалистический монистический пантеизм признаёт первичным началом идеальное. Это направление представлено в философии индуизма , отдельными школами буддизма , также в Нью-эйдж , например, у Дипак Чопры .
  • В дуалистических формах пантеизма присутствуют как материальное, так и идеальное начала. Имеет множество современных разновидностей, иногда может включать верования в реинкарнацию , космическое сознание и паранормальные связи с природой. В настоящее время данная форма пантеизма широко представлена в неоязычестве . По мнению некоторых исследователей, к одной из разновидностей дуалистического пантеизма относится спинозизм , но в основном пантеизм Спинозы в качестве классического пантеизма рассматривается монистическим и детерминистским .

Спорные вопросы

Использование религиозных терминов

Внутри сообщества пантеистов ведутся споры о применении слова «Бог». Пантеисты не верят в Бога в традиционном понимании в качестве личности и творца, вследствие чего одни современные пантеисты стараются не применять слово «Бог», поскольку, по их мнению, оно вводит в заблуждение. Другие полагают, что слово «Бог» существенно для выражения силы чувств, которые они испытывают в отношении природы и Вселенной.

Некоторые критики утверждают, что в пантеизме под словом «Бог» понимается не что иное, как «природа», «Вселенная» или « реальность ». Однако слово «Бог» (если его употребляют) означает скорее выражение чувств пантеиста, чем проявление сверхъестественных сил во Вселенной.

Поскольку пантеизм рассматривается как альтернатива теизму, то отрицает положения теизма. Например, в теизме верят в Бога-личность трансцендентного по отношению к миру. Пантеисты отрицают существование Бога-личности или мыслящего существа, способного принимать решения.

Также нет единого мнения о соотношении пантеизма и атеизма. Атеисты спорят, что нетеистический бог пантеизма не является богом (в традиционном смысле). Вместе с тем, трансцендентность божества не является непременным атрибутом.

Схожие концепции в других религиозных традициях

Даосизм

Чжуан-цзы

Даосизм пантеистичен в сочинениях ведущих мыслителей Лао-цзы и Чжуан-цзы, хотя в дальнейшем развился в этническую религию с множеством божеств.

Лао-Цзы в « Дао дэ цзин » нигде не упоминает о Боге-личности или Боге-творце. Основополагающим понятием является Дао (путь) — мистическое и нуминозное единство, бесконечное и вечное, лежащее в основе всех вещей и их формирующее. О Дао всегда говорится с глубоким религиозным благоговением и уважением (как в пантеизме о «божественности» Вселенной). Идеалом даосизма является жизнь в гармонии с Дао: «Он (мудрец) — правдив и живёт в гармонии с Дао, с природой и другими людьми» .

Чжуан-цзы обозначает пантеистический характер даосизма ещё более отчётливо: «Небо и я сотворены вместе, и все вещи и я — одно». На вопрос о том, где Дао, он отвечает, что Дао во всём: «Нет места без него… Ничто не существует без Дао» .

Индуизм

Предположительно в индийских религиозных текстах содержатся наиболее древние пантеистические идеи . В индуистской теологии Брахман — неизменная, безличностная, бесконечная, имманентная реальность и является божественным основанием всех вещей во Вселенной, также суммой всего, что было, есть и будет. Идея пантеизма прослеживается от нескольких древнейших Вед и Упанишад к более поздней философии адвайта-веданты . Все махавакьи («великие изречения») Упанишад, в той или иной степени, указывают на единство мира и Брахмана. Пантеизм является ключевым компонентом философии адвайты, однако остальные разновидности веданты менее пантеистичны.

Другие религии

Определённые формы буддизма и некоторые мистические направления в монотеистических традициях пантеистичны . Без отношения к какой-либо религиозной традиции многие люди, иногда неосознанно, придерживаются пантеистических убеждений .

Среди унитарных универсалистов многие считают себя пантеистами. В религиозно-этическом течении толстовства , помимо прочих идей, проповедуется пантеизм .

В суфизме сильна вера в единство природы и концепцию всего существующего как проявление различных аспектов Бога, вследствие этого взгляды отдельных суфийских мыслителей, в особенности испытавших влияние западной философии XIX века , близки к пантеизму .

Многие этнические религии , включая африканские и (англ.) традиционные религии, представляют собой переплетение пантеизма с анимизмом и политеизмом .

Элементы пантеизма присутствуют в некоторых формах неоязычества (см. также гипотеза Геи ), оккультизма и теософии .

Родственные концепции

См. также: (англ.)

Существуют теологические и философские концепции, которые связывают элементы пантеизма и классического теизма.

Термин панентеизм (от древнегреческого: πᾶν (pân) «всё»; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «всё-в-Боге») введён в XIX веке в Германии. Согласно панентеистическим представлениям, Бог присутствует во всех вещах , включает в себя Вселенную, но также находится вне Вселенной. Иногда одновременно пантеистические и панентеистические черты органично присутствуют в религиозных и философских воззрениях мыслителей, и панентеизм рассматривается в качестве формы пантеизма . Вместе с тем, панентеизм часто отличают от форм пантеизма, например, от натуралистического пантеизма.

Пандеизм (содержит элементы деизма и пантеизма) и панпсихизм (представление о всеобщей одушевлённости природы) — некоторые из других родственных учений.

Примечания

  1. Согласно действующим «Правилам русской орфографии и пунктуации» (1956 года) с прописной буквы пишутся

    § 96. Пишутся с прописной буквы индивидуальные названия, относящиеся к области религии и мифологии, например: Христос, Будда, Зевс, Венера, Вотан, Перун, Молох. Примечание. Индивидуальные названия мифологических существ, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы, например: молох империализма.

    В справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» Российской академии наук (2007), «с прописной буквы рекомендуется писать слово Бог как название единого верховного существа (в монотеистических религиях)… Слово бог в формах множественного числа, а также в значении одного из множества богов или в переносном значении пишется со строчной буквы, напр.: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны». Исключение — поговорки и междометия: ей-богу, бог знает кто, о господи и т. п.
  2. * от 10 сентября 2011 на Wayback Machine / Oxford Dictionaries
    • — статья из Encyclopaedia Britannica
    • Под редакцией А.А. Ивина. Пантеизм // Философия: Энциклопедический словарь. — Гардарики . — М. , 2004. / Философия: Энциклопедический словарь . — М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина . 2004.
    • Под редакцией А.А. Ивина. Пантеизм // Философия: Энциклопедический словарь. — Гардарики . — М. , 2004. / Философская энциклопедия . В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970.
  3. — статья из Стэнфордской философской энциклопедии
  4. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  5. Owen H. P. Concepts of Deity.— London: Macmillan , 1971.
  6. Paul Harrison, Elements of Pantheism, 1999
  7. Петруня О. Э. . Дата обращения: 25 июня 2013. 29 июня 2013 года.
  8. Shoham, Schlomo Giora. To Test the Limits of Our Endurance. — , 2010. — С. 111. — ISBN 1443820687 .
  9. Дильтей, Вильгельм . Пантеизм в его историческом развитии в связи с ранними пантеистическими системами // Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. — Университетская книга, Мосты культуры / Гешарим, 2000.
  10. от 31 мая 2012 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3940 дней]) , pantheism.net
  11. от 26 июня 2010 на Wayback Machine , papalencyclicals.net
  12. Paul Harrison, Elements of Pantheism , 1999.
  13. от 31 июля 2012 на Wayback Machine , The Universal Pantheist Society
  14. от 11 июня 2018 на Wayback Machine , The World Pantheist Movement
  15. , Ричард Докинз . Бог как иллюзия
  16. , July 7, 2009
  17. от 13 августа 2010 на Wayback Machine , Послание папы по случаю празднования Всемирного дня Мира (1 января 2010)
  18. Douthat, Ross . New York Times (21 декабря 2009). Дата обращения: 30 сентября 2017. 21 августа 2011 года.
  19. / Charles Hartshorne and William Reese. — Chicago: University of Chicago Press , 1953. — С. —210.
  20. (англ.) . pantheism.net. Дата обращения: 10 марта 2012. 27 мая 2012 года.
  21. Plumptre, Constance. General sketch of the history of pantheism, Volume 2 (англ.) . — London: Samuel Deacon and Co, 1879. — P. 3—5, 8, 29. — ISBN 9780766155022 .
  22. Дао дэ цзин, 58
  23. от 27 сентября 2011 на Wayback Machine , pantheism.net
  24. General Sketch of the History of Pantheism p. 29
  25. Пантеизм // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  26. Толстовство // Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков . Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), . — М.: Большая Российская энциклопедия , 1998. — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
  27. Titus Burckhardt, William C. Chittick. Introduction to Sufi Doctrine. — World Wisdom, Inc, 2008. — 118 с.
  28. от 8 декабря 2007 на Wayback Machine // Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др, 2003 г.

Литература

  • Дильтей В. Пантеизм в его историческом развитии в связи с ранними пантеистическими системами // Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. — Университетская книга, Мосты культуры / Гешарим, 2000.
  • Harrison, Paul, Elements of Pantheism , Element Press, 1999.
  • Hunt, John, Pantheism and Christianity , William Isbister Limited, 1884.
  • Levine, Michael, Pantheism: A Non-Theistic Concept of Deity , Psychology Press, 1994, ISBN 978-0-415-07064-5
  • Казарян A. T. // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIV : « Павел Пасхальная хроника ». — С. 449-453. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-061-5 .

Ссылки

  • в каталоге ссылок Curlie (dmoz)
  • , pantheism.net — сайт Мирового пантеистического движения (англ.)
  • — известные пантеисты (англ.)
  • — Stanford Encyclopedia of Philosophy (англ.)
Источник —

Same as Пантеизм