Чижов
- 1 year ago
- 0
- 0
Матве́й Афана́сьевич Чижо́в ( 10 [22] ноября 1838 , деревня Пудово ( Пудово-Сипягино ), Подольский уезд , Московская губерния , Российская империя — 28 мая [ 10 июня ] 1916 , Петроград , Российская империя ) — русский скульптор, академик и действительный член Императорской Академии художеств .
Матвей Афанасьевич Чижов родился в семье крестьянина-каменотёса Афанасия Павловича Чижова и его жены Ирины Борисовны Чижовой (урожд. Рулевой), выкупившего свою семью из крепостного права. Родители крестили сына в церкви Всех Святых села Святино Подольского уезда Московской губернии , о чём свидетельствует книга метрических записей этой церкви.
В 1838 году Афанасий Чижов открыл в Москве на Введенском Иноверческом кладбище свою мастерскую надгробных памятников, а его жена осталась в деревне исполнять крестьянские работы и ухаживать за Матвеем и его сестрой. Будучи ещё пятилетним мальчиком, делал из глины фигурки животных, а с 11-летнего возраста помогал отцу в его работах и высекал надписи на мраморных и гранитных плитах.
С августа 1851 по июнь 1854 года Матвей Чижов учился в лютеранском немецком училище при лютеранской церкви св. Михаила на Гороховом поле близ Немецкой улицы в Москве.
В то же время он посещал Строгановское училище технического рисования и, помимо того, упражнялся в лепке под руководством воспитанника этого училища, . Последний рекомендовал его профессору Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Рамазанову и упросил его принять даровитого юношу в ученики этого заведения.
Таким образом, Чижову удалось начать систематические занятия скульптурой. Несмотря на испытываемые им нужду и лишения, в мастерской Рамазанова он уже вскоре достиг больших успехов. В 1858 году, за вылепленный им горельеф «Борцы», Императорская Академия художеств (ИАХ) присудила ему малую серебряную медаль, а через год после того, за другой горельеф, «Бичевание Спасителя», наградила его большой серебряной медалью.
При исполнении скульптурных работ для московского Храма Спасителя , Рамазанов взял Чижова к себе в помощники. Чижов, по рисункам и эскизам своего наставника, изготовил для собора горельеф « Сошествие Христа в ад », и кроме того, для двух других московских церквей, горельефы « Успение Пресвятой Богородицы » и «Святой Николай Чудотворец ».
Приглашённый вскоре за тем Михаилом Микешиным к участию в работах по осуществлению проекта памятника тысячелетию России для Великого Новгорода , Чижов перебрался в город Санкт-Петербург . Для памятника тысячелетию России он в итоге исполнил горельефы «Герои» и «Просветители» и треть горельефа «Государственные люди», а в Санкт-Петербурге с 1863 года продолжил своё образование в Императорской Академии художеств, где учился у Н. С. Пименова и П. К. Клодта .
В академии Чижов получил последовательно две серебряные медали, малую и большую, за лепку с натуры, и малую золотую медаль (1865 год) за «Киевлянина, пробирающегося с уздечкой в руках через стан печенегов» (бронзовый экземпляр — в Государственном Русском музее ). За ту же статую он получил золотую медаль, учреждённую госпожой Каменской для отличившихся в экспрессии.
Занятия в скульптурном классе академии не мешали Чижову исполнять различные частные заказы и работать для М. О. Микешина , между прочим, изготовить по его рисунку вспомогательную модель санкт-петербургского памятника Екатерине II и вылепить для этого монумента фигуру императрицы. Окончив академический курс в 1867 году со званием классного художника 1-й степени и с большой золотой медалью , полученной за вылепленный по заданной программе горельеф « Христос воскрешает сына Наинской вдовы » ( ГРМ ), талантливый скульптор отправился за границу в качестве пенсионера академии , посетил некоторые города Германии , Австрии и Италии , после чего на следующие шесть лет поселился в Риме .
В Риме Чижов много и плодотворно работал. Из многих работ, исполненных им в это время, наиболее замечательны:
Все эти произведения были выставлены в Санкт-Петербурге ; первые два принесли художнику в 1873 году звание академика ИАХ, третье, в 1874 году, золотую медаль, учреждённую при академии на средства А. Ржевской и Н. Демидова в награду за экспрессию, а четвёртое, в 1875 году, такую же медаль имени Виже-Лебрен и золотую медаль 3-го класса на Всемирной выставке 1878 года в Париже .
Вернувшись в Санкт-Петербург в 1875 году, Чижов через три года после этого стал преподавателем скульптуры в центральном училище технического рисования Штиглица , и получил место скульптора-реставратора при Императорском Эрмитаже .
С 1893 года Чижов был членом совета Академии художеств.
Помимо названных выше произведений Чижова к важнейшим его работам относятся:
Женился на Эмили Романовне Бринкман, с которой у них было трое детей: два сына и дочь. Матвей Матвеевич Чижов (1865-?) был архитектором. В 1896 году он окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге с серебряной медалью.
Сын Константин (1874—1946) до революции состоял на службе в Техническом комитете Военного ведомства в качестве инженера для поручений. После революции участвовал в Гражданской войне в штабе 4-й Красной Армии, а затем был инспектором Высшей военной инспекции Реввоенсовета . Задолго до этого он женился на дочери российского балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа артистке Мариинского театра Надежде, причём обоим было по 18 лет и это стало неожиданностью для их родителей. У пары было пятеро детей, в частности, дочь Надежда Петипа-Чижова , драматическая артистка, актриса Свердловского драматического театра , Народная артистка РСФСР .