Interested Article - Шервуд, Леонид Владимирович
- 2020-03-27
- 2
Леонид Владимирович Шервуд ( 16 [28] апреля 1871 , Москва — 23 августа 1954 , Ленинград ) — российский, советский скульптор , педагог, доктор искусствоведения (1941). Возглавил ленинский план «монументальной пропаганды» на его начальном этапе, создал первый памятник советской власти – бюст писателя Александра Радищева (1918) в импрессионистическом ключе. Автор первой эмблематичной скульптуры социалистического реализма – статуи «Часовой» (1933). Известен также памятником Адмиралу Макарову в Кронштадте (1913) и многочисленными скульптурными портретами выдающихся представителей российской науки, искусства и власти. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Биография
Родился 16 ( 28 ) апреля 1871 года в Москве. Младший сын среди десяти детей представителя старинного обрусевшего английского рода В. О. Шервуда — академика живописи, скульптора, архитектора, автора проекта Исторического музея на Красной площади в Москве. Брат архитекторов Владимира Шервуда и Сергея Шервуда , дядя Николая Шервуда (автор замка « Ласточкино Гнездо ») и академика живописи Владимира Фаворского .
Подростком помогал отцу в мастерской. Закончил с двумя серебряными медалями Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1886—1891), где обучался живописи у В. Е. Маковского и скульптуре у С. И. Иванова . В 1893 году поступил в Высшее художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Учился у А. Р. фон Бока, с 1894-го – в мастерской В. А. Беклемишева . После окончания Академии за скульптурную группу «Хан и невольница» получил пенсионерскую поездку за границу (1899 – 1900). Посетил Рим, Милан, Венецию, Флоренцию, Мюнхен, Вену, Берлин. В Париже стажировался в Académie Julian , затем в мастерской О. Родена , где повседневно преподавал Э. А. Бурдель . Несколько уроков Родена сильно повлияли на творчество и взгляды Шервуда.
По возвращении в Петербург много работал. Сохранился и стал широко известен гипсовый бюст А. С. Пушкина (1902), созданный для читальни и театра рабочих за Невской заставой , где он еще студентом ради заработка преподавал рисование будущим работницам Императорского фарфорового завода . Позже Шервуд писал: « Репин , увидя мои работы, сказал: „Вот и у нас свой Трубецкой “. Но я тогда уже не был последователем Трубецкого… Его изысканный импрессионизм был побежден напряженной пластикой Родена».
Активно участвовал в выставках Нового общества художников , мирискусников и других. Эскизы памятников графу П. П. Шувалову и Г. И. Успенскому и этюд головы Петра Великого удостоились весьма лестной рецензии В. В. Розанова (1905).
24 июля 1913 года в присутствии Николая II , при военном параде и молебне, в Кронштадте состоялось торжественное открытие памятника Адмиралу Макарову . «Это был единственный государственный заказ, более или менее хорошо оплаченный, – писал Шервуд, – после чего я смог купить себе землю и начать строить мастерскую. Мне было тогда 42 года».
Самая большая по тем временам (бетонное здание со стеклянным куполом, два с половиной этажа, с крохотной жилой частью, общая площадь примерно 100 кв. м) в Петербурге была выстроена по собственному проекту Шервуда на окраине города в районе Пискаревки (ныне Брюсовская улица, дом 6, корпус 2). Сейчас в руинированном состоянии. В 2019 году ее планировали снести , однако этого не случилось, и в июне 2021 года стало известно о планах по реконструкции здания .
В 1916 году поступает на службу в Императорский Эрмитаж реставратором, где работал до декабря 1918 года.
После опубликования в апреле 1918 года декрета Совнаркома «О памятниках республики» участвует в реализации плана «монументальной пропаганды» : «Во главе работ по осуществлению этой монументальной пропаганды в городе Петрограде был поставлен я»; полномочия продлились примерно до ноября. Принимает заказы на памятники Радищеву , Герцену , Бакунину , Врубелю , декабристам и Петру Шмидту .
22 сентября 1918 года был открыт первый памятник власти Советов – А. Н. Радищеву в проломе решетки сада у Зимнего дворца в Петрограде «при громадном стечении народа и параде революционных войск». Речь А. В. Луначарского чуть позже выпущена отдельной брошюрой. Событие становится историческим, входит в учебники и энциклопедии. Гипсовый бюст 19 января 1919 года упал при порыве штормового ветра и разбился.
6 октября 1918 года в Москве по желанию Ленина был поставлен аналогичный памятник А. Н. Радищеву (авторская копия) на Триумфальной площади . Ныне бюст находится в Музее архитектуры им. А. М. Щусева в Москве .
Активно занимался педагогической деятельностью: до революции преподавал в своей мастерской, которую объединил со школой живописца М. Д. Бернштейна; на открывшихся Женских Политехнических курсах , затем в Женском политехническом институте; в 1918 году был утвержден в должности профессора в бывшей Академии художеств в Петрограде, где проработал до начала войны, в 1930-е годы параллельно вел скульптурные кафедры в Киеве и в Москве.
В 1933 году для выставки «15 лет РККА» в Москве создал большую цементную фигуру «Часовой», поставленную у входа. Работа имела грандиозный успех, изображение статуи поместили на обложках и титульных листах всех каталогов выставки, которая затем демонстрировалась в Ленинграде, Киеве, Харькове. «Часовой» признан первым каноническим образцом соцреалистической скульптуры.
В последующие годы вел активную творческую, педагогическую и общественную жизнь, участвовал в различных скульптурных конкурсах, однако серьезных заказов на памятники не получал.
5 декабря 1941 года эвакуирован в Иваново на самолете, о чем сохранились строки в воспоминаниях Евгения Шварца . Преподавал в местном Художественном училище скульптуру сразу для пяти курсов, в июле 1942 года переехал в Москву, где возобновилт работу, однако по стечению трагических обстоятельств все его проекты тех лет (модели памятников П. М. Третьякову , И. Е. Репину , полуфигура В. И. Сурикова , скульптура «Умирающий Сусанин » и другие композиции) были разрушены.
В 1944 году был выдвинут и утвержден Комитетом по Сталинским премиям на соискание этой награды «за многолетние выдающиеся достижения в области скульптуры», однако премия в тот год не вручалась.
В 1946 году, отметив творческим вечером-отчетом 75-летие, вернулся в Ленинград в полуразрушенную войной мастерскую.
В 1952 году в Русском музее состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка скульптора.
Умер 23 августа 1954 года . Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 1986 году на могиле установлен памятник работы скульптора В. Г. Стамова и архитектора В. Д. Попова.
Произведения
- (дореволюционный период)
- 1894 — фигура «Малоросс» («Шинкарь», «Запорожец», «Казачок») (бронза, не сохранилась, гипс в частном собрании)
- 1895 — бюст Александра III (бронза, не сохранился)
- 1896 — скульптуры «Угольщик» (глина, не сохранился), «Старик у огня» (гипс, не сохранился)
- 1897 — дипломная работа «Деспот Татарин и его рабыня» («Хан и невольница») (гипс, не сохранился)
- 1899 — подставка под вазу в стиле модерн , по эскизу Е. Е. Баумгартена (чугун, бронза — каслинское литье )
- 1900-е — проект конного памятника Петру I (не сохранился)
- 1901 — портрет художника Н. Н. Бельковича (бронза, не сохранился)
- 1902 — бюст А. С. Пушкина . ГРМ (гипс тонированный)
- 1902 — декор дома Олсуфьевых по заказу арх. Алексея Щусева . Наб. реки Фонтанки, 14, Санкт-Петербург
- 1903 — полуфигура «Кующий Петр I » (гипс, не сохранилась)
- 1903 — голова Петра I . ГРМ (гипс)
- 1903 — надгробие Карла Карловича Тиля. Некрополь Донского монастыря , Москва (бронза)
- 1906 — модель памятника Петру I для Больницы Петра Великого , Санкт-Петербург (гипс ?), не сохранилась
- 1906 — надгробный памятник (полуфигура) профессору С. М. Васильеву . Новодевичьем кладбище , Санкт-Петербург (бронза, гранит)
- 1906 — декор доходного дома Орлова по заказу арх. Владимира Шервуда . Смоленская площадь , д. 1, Москва (частично утрачен)
- 1906 — барельеф А. В. Бараевой-Успенской, жены Г. И. Успенского . ГРМ (гипс), аналогичный барельеф на могиле Г. И. Успенского , утрачен
- 1907 — «Портретная фигура» А. С. Суворина (гипс, не сохранилась)
- 1907 — бюст графа П. П. Шувалова . ГРМ (бронза)
- 1908 — декор верхних этажей здания Азовско-Донского банка по заказу архитектора Федора Лидваля . Большая Морская, 3—5, Санкт-Петербург (гранит)
- 1908 — бюст педагога Н. Ф. Бунакова для воронежского музея имени Бунакова, копия — Литераторские мостки Волковского кладбища, Санкт-Петербург (бронза, не сохранились)
- 1908 — памятник промышленнику графу П. П. Шувалову , г. Лысьва (бронза). В 1918 году фигура была демонтирована, в 1938 нрду заменена статуей Ленина. В 2009-м памятник Шувалову восстановлен пермским скульптором И. И. Сторожевым.
- 1909 — полуфигура « Толстой -мыслитель» (гипс, разбита в 1957 году)
- 1909 — статуя А. С. Суворина отлита из бронзы в мастерской литейщика К. А. Робекки, поставлена в фойе Малого театра (ныне БДТ ) (не сохранилась)
- 1909 — надгробный памятник Г. И. Успенскому . Литераторские мостки Волковского кладбища (бронза, гранит)
- 1909 — проект конного памятника генералу М. Д. Скобелеву для Москвы (гипс, не сохранился)
- 1909 — фигура доктора А. А. Сервирога (гипс). Музей Академии Художеств , Санкт-Петербург (требует реставрации)
- 1910 — барельеф «Поцелуй» (гипс, частное собрание), вариант — ГРМ (мрамор)
- 1910 — полуфигура И. М. Сеченова (бронза, не сохранился)
- 1910 — декор доходного по заказу арх. Василия Косякова . В.О., Большой пр., 50, Санкт-Петербург
- 1910 — декор доходного по заказу арх. Владимира Шервуда . Ул. Большая Якиманка , 47, Москва (не сохранился)
- 1910-е — женская фигура «Ангел» (бронза, частное собрание), модель большого размера (гипс, не сохранилась)
- 1911 — конкурс на памятник императрице Марии Федоровне (третье место) (гипс, не сохранился)
- 1911 — декор доходного . Кронверкский пр. , 23, Санкт-Петербург (гранит)
- 1912 — эскиз памятника В. Ф. Комиссаржевской (мрамор, не сохранился)
- 1912 — бюст химика Г. Г. Густавсона (бронза, мастерская Миглинника). Смоленское кладбище , Санкт-Петербург (могила утрачена)
- 1912 — надгробный памятник Н. Г. Гарину-Михайловскому. Литераторские мостки Волковского кладбища (бронза, гранит)
- 1913 — памятник адмиралу С. О. Макарову . Якорная площадь , Кронштадт (бронза, гранит)
- 1913—1917 — работа над надгробным памятником М. А. Врубелю . ГРМ (гипсовый эскиз)
- 1913 — п амятник доктору В. И. Исаеву (бюст и декор) по рисунку (проекту) А. А. Хоменко . Сад морского госпиталя , ул. Мануильского, 2, Кронштадт (бронза, гранит)
- 1913 — полуфигура А. М. Бутлерова . Большая химическая аудитория Петербургского университета (гипс тонированный)
- 1914 — конкурсный проект памятника Тарасу Шевченко в Киеве
- 1914 — бюсты артистов оперы Ф. И. Стравинского и И. А. Мельникова . Фойе Мариинского театра , Санкт-Петербург (мрамор), ГРМ (гипсовые модели)
- 1914 — работы для Феодоровского городка в Царском Селе по заказу архитектора С. С. Кричинского (строения не сохранились)
- 1915 — внутренняя отделка здания страхового общества «Волга» по заказу архитектора А. В. Розенберга , Санкт-Петербург, (интерьеры не сохранились)
- 1916 — эскиз надгробия историку . ГРМ (гипс)
- (советский период)
- 1918 — памятник А. Н. Радищеву в проломе решетки сада у Зимнего дворца в Петрограде (гипс, не сохранился), авторский повтор на Триумфальной площади в Москве (гипс, ныне в ГМА им. А. М. Щусева в Москве)
- 1918—1919 — бюст А. И. Герцена у Литейного моста против Артиллерийской академии в Петрограде (гипс, тонированный под терракоту, не сохранился)
- 1920-е — портрет молодой неизвестной ГРМ (гипс), портрет неизвестной ГРМ (гипс)
- 1920—1926 — монументальный «Памятник Жертвам революции» в Колпино (не закончен, не сохранился)
- 1924 — конкурс проектов памятника В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала (модель не сохранилась)
- 1924 — барельеф В. И. Ленина . ГРМ (гипс тонированный), ГИМ (второй отлив)
- 1924 — надгробный памятник (гранит, мрамор). Смоленское кладбище , Санкт-Петербург (мрамор, гранит)
- 1925 — бюст Д. И. Менделеева . ГРМ (гипс), вариант — Поверочная палата, Москва (не сохранился)
- 1925 — проект памятника ученому-лесоводу, профессору Д. Н. Кайгородову (три варианта, модели не сохранились)
- 1925 — полуфигура Д. И. Менделеева . Большая химическая аудитория Петербургского университета (гипс тонированный)
- 1925 — полуфигура Д. И. Менделеева . Главная палата мер и весов (ВНИИМ), Московский пр., 19, Санкт-Петербург (бронза)
- 1926—1927 — бюст А. В. Луначарского . ГРМ (гипс), вариант — Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых (бронза, камень)
- 1927 — бюст П. Л. Войкова . ГРМ (гипс), ГЦМСИР (бронза, отлив 1928), ГМПИР (гипс)
- 1927 — фигуры «Комсомолка» и «Рабочий-бетонщик». ГРМ (гипс)
- 1927—1928 — бюст И. В. Сталина. ГМПИР (бронза)
- 1927—1928 — бюст Розы Люксембург . ГМПИР (гипс)
- 1927—1928 — по заказу Государственного фарфорового завода работал над моделью группы к 10-летию Октябрьской революции
- 1928 — модель памятника Д. И. Менделееву по конкурсу для Технологического института в Ленинграде (несколько вариантов, не сохранились)
- 1929 — надгробный памятник профессору Д. С. Зернову . Смоленское кладбище (мрамор, гранит)
- 1930—1931 — бюст В. И. Ленина (гипс, не сохранился)
- 1930—1931 — скульптурная композиция «Приз для Дальневосточного флота» (бронза, не сохранилась)
- 1930—1931 — конкурс на памятник Т. Г. Шевченко в Харькове (гипс, не сохранился)
- 1930—1933 — надгробный памятник литературоведу П. Н. Сакулину . Новодевичье кладбище , Москва (мрамор, гранит)
- 1932—1933 — «Часовой» ГРМ (гипс), Центральный музей Вооружённых сил (гипс), Парк МУЗЕОН перед входом в « Новую Третьяковку » (бронза)
- 1933 — надгробный памятник В. А. Оппелю . Богословское кладбище , Санкт-Петербург (бронза, утрачен, восстановлен в 2021 году из полиэфирной смолы скульптором Александром Ереминым по слепку с гипсового бюста)
- 1933 — бюст В. А. Оппеля . Кафедра военно-полевой хирургии ВМА , ул. Академика Лебедева, 6 В, Санкт-Петербург (гипс); Кафедра хирургии Больница им. Петра Великого , Пискаревский пр., 47, пав. 13, Санкт-Петербург (гипс)
- 1934 — фигура И. В. Сталина по заказу Ленизо (модель не сохранилась)
- 1934—1937 — большая фигура молодого рабочего в четырёх вариантах с несколькими названиями: «Машиностроитель», «Крановщик», «Юный Титан», «Индустрия» и другие (гипс / цемент, не сохранилась)
- 1935 — конкурс на памятник Д. И. Менделееву в Ленинграде (модель не сохранилась)
- 1935 — конкурс на памятник С. М. Кирову для Ленинграда (глина, модель не сохранилась)
- 1935 — композиция « Киров и ученые» (гипс, модель не сохранилась)
- 1935—1937 — композиция « Киров и Графтио на Свирьстрое » (частная коллекция, гипс тонированный)
- 1936 — памятник И. И. Мечникову . Больница Петра Великого , Санкт-Петербург (бронза, гранит)
- 1936 — надгробный памятник доктору Г. А. Ивашенцову . Коммунистическая площадка (бывш. Казачье кладбище) Александро-Невской лавры , Санкт-Петербург
- 1937 — проект памятника А. С. Пушкину в Ленинграде. ГМВЦ «РОСИЗО» (сохранилась только композиция «Руслан и Людмила», требующая реставрации)
- 1938 — барельефы И. В. Сталина , К. Е. Ворошилова , Л. М. Кагановича (чугун, каслинское литье )
- 1939 — надгробный памятник композитору В. С. Косенко . Байково кладбище , Киев (бронза, головинское габбро)
- 1939 — бюст композитора Л. Н. Ревуцкого , бюст певца И. С. Паторжинского , Киев (не сохранились)
- 1939 — конкурсная модель памятника С. М. Кирову в Москве. Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых (гипс)
- 1939 — бюст Т. Г. Шевченко , Киев (не сохранился)
- 1941 — бюст или голова С. М. Кирова (не сохранилась)
- 1941 — эскиз скульптуры (рельефа?) «Киров зовет» (не сохранился)
- 1942 — композиции «Отомстим за муки народные», «Защита» (не сохранились)
- 1943 — композиция «Умирающий Сусанин » (гипс, не сохранилась)
- 1943—1945 — модель памятника П. М. Третьякову для установки во дворе Третьяковской галереи (разбита при перевозке)
- 1944—1946 — проект памятника И. Е. Репину для Москвы, ГРМ (фигура, гипс). Проект памятника И. Е. Репину для Ленинграда, ГРМ (поясной портрет, гипс)
- 1945 — полуфигура В. И. Сурикова (не сохранилась)
- 1945 — проект памятника И. И. Мечникову для Москвы (гипс, не сохранился)
- 1947 — начало 1950-х — композиция «Гимн Победе» («Баянисты», «На развалинах Рейхстага») (гипс, не окончена, не сохранилась)
В 1930-е годы вышли книга воспоминаний .
Награды
- Орден Трудового Красного Знамени (29 апреля 1946) — за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства, в связи с 75-летием со дня рождения .
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946).
Персональные выставки
- 1952 — Юбилейная выставка произведений Л. В. Шервуда .
- 13 апреля — 3 июля 2023 год . Русский музей / Михайловский замок
Ученики
Федор Шаляпин , Ольга (Валентина) Флоренская, Виктор Шкловский , Наталия Данько , Сарра Лебедева , Владимир Лебедев , Вера Исаева , Виктор Элонен , Александр Волков , Владимир Ингал , Александр Игнатьев , Елена Жукова , Григорий Агаронян , Бетти Сандомирская , Гавриил Шульц , Лев Кербель , Николай Кибисов, , Александр Лаппо-Данилевский , , Анна Петошина , Виктор Мухин , Анатолий Посядо , Андрей Файдыш-Крандиевский , , Садри Ахун , Гази-Магомед Доурбеков , , Вениамин Боголюбов , Екатерина Персидская, , Нина Гронская , , Айна Суханина, Владимир Цигаль , Соломон (Семен) Юдовин , , Виктор Мухин , Владимир Татлин , Вера Ермолаева , Владимир Козлинский , Николай Лапшин , Михаил Ле-Дантю (Ледантю), Леонид Чупятов и многие другие.
Семья
Жена — Ольга Модестовна Гаккель (31.12.1875 — 25.08.1933), дочь военного инженера генерал-майора Модеста Васильевича Гаккеля (1839—1909), сестра Якова Модестовича Гаккеля .
Дети:
- Стефанида (1899—1917)
- Леонид (1901—1932)
- Лидия, в замужестве Лобанова (1901—1936)
- Ирина (1905—?)
- Алексей (1906—1982)
- Анастасия, в замужестве Романовская (1908—1962); сын — писатель-фантаст Б. В. Романовский
- Екатерина, в замужестве Цымбал (Цинбал) (1914—1962)
- Ольга (1911—1933)
- Даниил (1921—2007)
Примечания
- ↑ — 2003.
- . Канонер (9 апреля 2019). Дата обращения: 9 апреля 2019. 9 апреля 2019 года.
- . Канонер (21 июня 2021). Дата обращения: 18 октября 2021. 18 октября 2021 года.
- . Дата обращения: 17 сентября 2013. 4 марта 2016 года.
- . — Л.—М.: Искусство, 1937.
- . Дата обращения: 15 апреля 2022. 15 апреля 2022 года.
- Вечерний Ленинград. — 1952. — № 2.
- . Дата обращения: 11 апреля 2023. 11 апреля 2023 года.
Литература
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- Шервуд, Леонид Владимирович — статья из Большой советской энциклопедии .
- Династия Шервудов в истории и культуре России / авт.-сост. Е. А. Лукьянов, Ю. Р. Савельев. — М.: Кучково поле , 2017. — 504 с.; 44 л. ил.
- Скульптор Леонид Шервуд — к 150 летию со дня рождения: Каталог выставки. — ФГБУК «Государственный Русский музей». — ISBN 978-5-93332-739-4 .
Ссылки
- от 25 апреля 2013 на Wayback Machine
- 2020-03-27
- 2