Зефир (ветер)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Зефир и Флора» — одноактный анакреонтический балет , придуманный и поставленный балетмейстером Шарлем Дидло . Балет относится к так называемым балетам действия (ballet d’action) с превалированием сюжета над пластикой, находящейся в подчинении у сюжета.
Легенда о счастливой любви Зефира и Флоры вдохновляла и художников, и скульпторов, и поэтов, и музыкантов; существуют опера П.Враницкого с тем же названием; балет « Пробуждение Флоры » Риккардо Дриго (поставлен в Петербурге, хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова , 1894, Петергофский дворцовый театр, затем Мариинский театр , балет реконструирован в 2007 году там же ); существует ещё балет с таким же названием « Зефир и Флора »: композитор В. А. Дукельский , постановщик балетмейстер Л. Ф. Мясин , « Русский балет Дягилева », 1925 .
Этот балет впервые был задуман Шарлем Дидло в 1795 году в Лионе , когда он ставил балет «Метаморфоза» ( Lа métamorphose ), на сборную музыку, посвященный его педагогу Жану д’Обервалю и ставший основой и предтечей балета «Зефир и Флора» . Однако осуществить задуманный спектакль в Лионе не удалось из-за небольших размеров сцены и несовершенства театральной техники. Для постановки Шарлю Дидло требовались специальные театральные машины с превращениями, полетами, бьющими фонтанами и прочими чудесами техники конца 18 столетия, чего в Лионском театре не оказалось. Но в следующем 1796 году балетмейстер, спасаясь от якобинцев , уехал в Лондон, а там у него появились возможности для осуществления задуманного представления.
Впервые балет «Зефир и Флора» прошёл на сцене лондонского Королевского театра 7 июля 1796 на музыку композитора (Cesare Bossi). В основных партиях сам балетмейстер и его жена: Зефир — Карл Дидло, Флора — Роза Дидло .
Этот балет играл особую роль в творчестве Дидло. Он постоянно возвращался к нему в новых постановках, изменял, совершенствовал, вводил новых персонажей — на музыку разных композиторов под разными названиями: «Зефир и Флора», «Флора и Зефир», «Ветреник Зефир, наказанный и удержанный, или Свадьба Флоры» (или «Зефир непостоянный, наказанный и прощённый, или Свадьба Флоры» ). Дидло ставил свой балет на разных сценах Европы, в том числе в Петербурге, и в дальнейшем балет возобновлялся многими хореографами.
Есть ещё одна особенность этого балета, которую необходимо отметить. Некоторые историки балета считают, что именно в нём впервые балерина встала на пуанты , на кончики пальцев ног. В частности Ю.Бахрушин (Ю. А. Бахрушин. «История русского балета» (М., Сов. Россия, 1965, 249 с.) пишет:
«Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей её, была, вероятно, Данилова в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю „Зефир и Флора“)» .
В подтверждении этого Ю.Бахрушин приводит слова французского историка балета Кастиль-Блаза по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазель [Geneviève Gosselin] в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная» . Конечно, пуантов-тапочек ещё не было, исполнители были обуты в мягкие сандалии. Однако это ещё не был танец на пуантах .
Список действующих лиц приведен по постановке 1804 года в Эрмитажном театре, Петербург (в некоторых постановках упоминаемы и другие персонажи):
Главные персонажи Зефир , бог легкого весеннего ветра, хотя порой и развивающегося до бурь, и Флора , покровительница растений и плодов, нимфа цветов и весны, — влюблены друг в друга. Но Зефир уж слишком непостоянен и беспечен: то неожиданно исчезнет, то так же неожиданно появится вновь, то встретит красавиц-нимф и, забыв обо всем на свете, начнет танцевать с ними — а те готовы ответить на ухаживания легкого и непринужденного красавца… Но строгий Амур решил сам взяться за дело и навести порядок в их отношениях, объяснив Зефиру несостоятельность и аморальность его отношения к любимой. Всё заканчивается хорошо: ветреник Зефир всё осознал и повел Флору к Гименею. Особое значение в постановке Дидло отвел сценическим эффектам: распускающийся розовый куст, неожиданно на глазах зрителей превращающийся во взлетающее облако, летящие нимфы и божества, бьющий фонтан, водопад у храма Венеры… Всё это придавало представлению зрелищность в дополнение к красивому танцу .
В 1820—1830-х гг. постановки балета возобновлялись в других русских городах: Орёл, Харьков, Курск, Киев .