Interested Article - Искусство ради искусства

«Искусство ради искусства» ( фр. l'art pour l'art ) — концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для художественных качеств произведения.

История

Во Франции фраза «искусства ради искусства» впервые появилась в печати в 1833 году, однако раньше эту концепцию популяризировали мадам де Сталь в своем эссе «О Германии» (1813) и Виктор Кузен (1792—1867) в лекциях по философии в Сорбонне «Об истине, красоте и благе» (1816—1818; опубликованы в 1836). Главным литературным приверженцем стал Теофиль Готье , особенно в предисловии к своему роману « Мадемуазель де Мопен » (1835). Исследования «искусства ради искусства», такие как работа Кассаня, концентрируются на литературном движении эпохи Второй Империи, которое включало Шарля Бодлера , Теофиля Готье, Эдмона и Жюля де Гонкур и поэтов- парнасцев . В Англии в первой трети 19 века появляется концепция свободного от политики искусства в творчестве художников-прерафаэлитов. Их творческие принципы сложились под влиянием Д. Рескина и писателя У. Суинберна. По их мнению, главной особенностью подлинного искусства является «живая вера», которая была в искусстве средних веков, но со временем была утрачена.

Применение термина по отношению к художественной критике и визуальным искусствам — тема не слишком разработанная, но данный термин, кажется, использовался достаточно широко по отношению стилистически противоположным мастерам. Слоан связывал его с Эдуардом Мане и его кругом: живопись Мане технически была новаторской, трактовка сюжетов — морально нейтральной; его защищал Эмиль Золя в L’Evenement в 1866 году: «Он не умеет петь или философствовать, но он знает, как нужно писать картины, — и этого достаточно». Художники-академисты 1840-х годов, включая Поля Бодри , Уильяма Бугро , Александра Кабанеля и Жана-Леона Жерома , вероятно, также разделяли идеи «искусства ради искусства»: они противостояли реализму и культивировали «чистое искусство» и «стиль»; благодаря этому их поддерживал Готье.

В Англии фраза «искусство ради искусства» появилась у Алджернона Суинбёрна в эссе «Уильям Блейк» (1868) и у Уолтера Патера в обзоре поэзии Морриса в «Вестминстерском обозрении» (октябрь 1868 года). Часть этого обзора стала заключением к его влиятельнейшим «Очеркам истории Ренессанса» (1873) — ключевой работе британского эстетизма .

Концепция Эстетизма была принесена в Великобританию из Франции в 1860-е годы Фредериком Лейтоном, Алджерноном Суинберном и Джеймсом Уистлером . Она распространилась в кругу тесно связанных между собой художников, поэтов и критиков, центром которого были Уистлер и Данте Габриэль Россетти ; в 1860-е годы эта концепция казалась скандальной и авангардистской. Те, кто поддерживал принцип «искусства ради искусства», считали, что художественные качества произведения искусства заключены в его формальной организации, а не в сюжете. Поэтому «эстетическая» живопись была скорее декоративной благодаря композиции и гармонии цветов и — часто — благодаря изображению богато орнаментированных поверхностей и предметов роскоши.

«Экзотика», ассоциировавшаяся с «искусством ради искусства», вышла из моды к концу XIX века, но эстетизм повлиял на развитие формальной школы искусствознания XX века и способствовал широкому признанию идеи автономности искусства. В частности, идею искусства для искусства ( l’arte per l’arte ) отстаивал Бенедетто Кроче .

Art for art (течение в современном искусстве)

«Искусство ради искусства» (ориг. англ. ) — одно из новых течений в современном искусстве , которое объединяет художников из Европы и Америки, работающих в разных стилях и техниках, но придерживающихся сходной идеологии, в основе которой полагается идея ценности предмета искусства как акта творения и самовыражения. Приверженцы этого движения рассматривают произведение искусства как независимый от личности его создателя самодостаточный продукт творчества и отрицают влияние социальной значимости имени автора произведения на его ценность. Исходя из этого, движение основывается на принципе анонимности . Художники скрывают свои настоящие имена и персональные данные под псевдонимами, так что судить о них можно только по предметам их творчества. Это связывается с сознательным отказом от элитарности искусства и возвращению к его декоративно-эстетической функции . «Официально» термин «Art For Art», обозначающий данное объединение независимых художников, был введён в 2016 году как название выставки современного искусства в Монако , хотя само движение возникло гораздо раньше.

Художники, относящие себя к данному движению: Гарри Карлсон (Harry Carlson), Джон Атвуд (John Atwood), Берта Делизи (Bertha Delisi), Элис Циммерман (Alice Zimermann), Патрик Дюшан (Patrick Duchamp) и др.

Направление связано с такими течениями, как , Стрит Арт , Видео-арт , Перформанс , и др.

Выставка собрания художников этого направления, принадлежащего Gallery Cart Art Foundation, прошла в Москве 21-28 октября 2018 года и привлекла большое внимание светской публики и прессы (о ней писали в таких журналах и газетах, как Cosmopolitan , Art Newspaper Russia , OK magazine , Glamour , Большая Москва , Ревизор.ru , The Village , World Podium , The World , Design Chat , The Vander lust etc.).

Выставки:

  • Монако, 2016
  • Брюссель, BFAF , 2017
  • Люксембург, ART3F , 2017
  • Москва, RA&AF , 2018

Примечания

  1. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательство АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4 .
  2. Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика , VI
  3. Franck Monsonego. // blog art review. 18 июля 2018 года.
  4. Daniel Rottenberg. // blog art review. 18 июля 2018 года.
  5. . Monaco Info . 2016-12-13. из оригинала 18 июля 2018 . Дата обращения: 18 июля 2018 .
  6. Alexandra Lasocka. Gallery CART. Art For Art. — ISBN 978-83-950417-0-9 .
  7. . www.cosmo.ru. Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  8. The Art Newspaper Russia. . The Art Newspaper Russia (20 октября 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  9. (англ.) . Журнал OK! (8 октября 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  10. . www.glamour.ru. Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  11. . bm24.ru. Дата обращения: 20 декабря 2018. Архивировано из 21 декабря 2018 года.
  12. . РЕВИЗОР.РУ. Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  13. . The Village (20 октября 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  14. . World Podium (9 октября 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  15. . theworldmag.com. Дата обращения: 20 декабря 2018. 21 декабря 2018 года.
  16. . designchat.com (16 октября 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  17. . thevanderlust.com. Дата обращения: 20 декабря 2018. 20 декабря 2018 года.
  18. . Дата обращения: 18 июля 2018. 18 июля 2018 года.
  19. . Дата обращения: 18 июля 2018. 18 июля 2018 года.
  20. . Дата обращения: 18 июля 2018. 18 июля 2018 года.
  21. . Art Newspaper Russia . 2018-02-02. из оригинала 18 июля 2018 . Дата обращения: 18 июля 2018 .

Литература

  • «Искусство для искусства» // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 318—320. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • «Искусство для искусства» // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М. : «Просвещение», 1974. — С. 111—114. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Зенкин С. Н. (недоступная ссылка) // Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999, с. 170—200
  • Pater W. Studies in the History of the Renaissance. L, 1873
  • Cassagne A. Le theorie de l’art pour l’art en France chez les derniers romantiques et les premier realists. Paris, 1900
  • Egan, R.F. The Genesis of the Theory of «Art for Art’s Sake» in Germany and England\\ Smith Studies in Modern Languages, 4(1921), p. 5-61; 3 (1924), p. 1-33.
  • Sloane, J.C. French Painting between Past and Present: Artists, Critics and traditions from 1848 to 1870. Princeton, 1951
  • Wilcox, J. The Beginnings of l’art pour l’art // Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2 (1952-3), p. 360-77
  • Lambourne, L. The Aesthetic Movement. L., 1996.
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Искусство ради искусства