Interested Article - Гохуа

« Китайский окунь ». , XVIII в. На картине слева — прозвание автора (кит. 苇间居士), справа — его стихотворение о китайском окуне

Гохуа ( кит. трад. 國畫 , упр. 国画 , пиньинь guó huà , палл. гохуа ) — термин для обозначения техники и стиля традиционной китайской живописи , в которой используются минеральные и растительные водяные краски и тушь на шёлке или бумаге .

История

Термин Гохуа (буквально, «живопись [нашей] страны», или как сокращение от Чжунго хуа ( ), «Китайская живопись») был введён в конце XIX — начале XX века как противопоставление сиянхуа (西洋画), то есть — западной («заморской») живописи. Используется также название шуймохуа ( ), то есть «живопись тушью», в противопоставление юхуа ( ), то есть « масляной живописи ».

В условиях упадка искусства в Китае (конец XIX — начало XX века) Гохуа обновила традиции национальной живописи, существовавшей с III—II веков до н. э. и имевшей свои технические особенности, жанровое своеобразие и специфический метод изображения предмета при помощи линии и пятна на нейтральном фоне, который давал ощущение неограниченного пространства. Первые мастера, работавшие в Гохуа (живописцы Жэнь Бонянь , У Чаншо , Чень Ши-цзээн), стремились обогатить традиционные методы обращением к натуре. В дальнейшем развитие национальной живописи шло двумя путями: только средствами Гохуа в традиционной манере исполнения — творчество Ци Байши , Пань Тянь-шоу, Ли Кэжань и других — или соединением принципов Гохуа с достижениями европейской живописи(геометрическая перспектива, светотеневая моделировка объёма, напряжённый психологизм, пристальный интерес к человеку) — творчество Сюй Бэйхуна , Цзян Чжаохэ и других.

Ся Гуй , «Рынок в горах, дымка рассеивается»

Сама живописная техника является возобновлением китайских живописных традиций III—II веков до н. э.

Последние годы интерес к технике возобновился и стиль переживает второе рождение.

Инструменты

Гохуа считается близким по духу и используемым инструментам к каллиграфии . В Китае в качестве носителя цвета используются плитки туши с чёрным лаковым блеском, которую растирают с водой до нужной консистенции, а также водяные краски с минеральными и растительными пигментами . В качестве основы картины используется шёлк (иногда хлопчатобумажная или пеньковая ткань). Для нанесения красок используют кисти из бамбука и шерсти домашних или диких животных (козьей, кроличьей, оленьей, беличьей и т. д.)

Значение

Техника Гохуа оказала значительное влияние на развитие китайской авторской мультипликации в 1960—1980 годах, особенно на работы режиссёра Тэ Вэя , удостоенные наград на международных кинофестивалях. В 1970-е — начале 1990-х годов внимание публики и специалистов привлекли работы юной китайской художницы Ван Яни .

Примечания

  1. А.Н. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб. Традиционное искусство Востока. — М. : Эллис Лак, 1997. — С. 137.

Литература

  • Цзян Ши-лунь . О каллиграфической основе китайской традиционной живописи «гохуа» // Общество и государство в Китае: 9-я науч. конф.: тез. докл. / Отв. ред. и сост. А. Н. Хохлов. — М. : Наука, 1978. — Ч. 3. — С. 149—158.
  • Энциклопедия для детей. Т. 7 : Искусство. Ч. 1. — 2-е изд., испр. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. — М. : Аванта+, 1998. — 688 с. : ил.

Ссылки

Источник —

Same as Гохуа