Новая Зеландия
- 1 year ago
- 0
- 0
Новая вещественность , новая предметность , новая вещность ( нем. Neue Sachlichkeit ) — художественное течение в Германии второй половины 1920-х годов (т. н. « золотые двадцатые »), охватившее живопись , литературу , архитектуру , фотографию , кино , музыку . Противостояло позднему романтизму и экспрессионизму [ источник не указан 285 дней ] . Исчерпало себя в 1933 году с приходом нацистов к власти и установлением единой государственной политики в сфере искусства.
По определению В. С. Турчина движение за новое искусство не представляло собой единого художественного направления или стиля [ источник не указан 285 дней ] . «Вещественники» — люди «потерянного поколения»: героев произведений Э. М. Ремарка, С. Цвейга, Б. Брехта, утерявших духовные ориентиры в период между двумя мировыми войнами. Подобное мироощущение отражало искания художников из разных областей Германии, стремившихся противодействовать наступлению формализма и абстрактного искусства (отсюда название). Среди них были «бытописатели», неоклассицисты, «бидермайеровцы», сатирики, скептики, циники, порнографы и карикатуристы. Художники стремились воспринимать вещи такими, каковы они на самом деле, без идеализации и романтики. Не принимая абстрактивизм, «вещественники» отвергали и натурализм, они стремились к обновлению художественного языка. Отсюда приставка «новая» .
Название новая вещественность ввёл в обиход в 1925 году директор , пытаясь определить отход молодых художников от авангарда и переосмысление ими реалистических традиций. Хартлауб характеризовал этот реализм так:
Он был связан с повальными настроениями цинизма и покорности судьбе, которые охватили немцев после того, как обратились в прах их радужные надежды на будущее (что нашло себе отдушину в экспрессионизме). Цинизм и покорность судьбе составляли отрицательную сторону „новой вещественности“. Положительная сторона заключалась в том, что к непосредственной действительности относились с повышенным интересом, поскольку у художников возникло сильное желание воспринимать реальные вещи такими, какие они есть, без всяких идеализирующих или романтических фильтров.
Заимствуя экспрессионистские приемы живописцев группы «Мост», «вещественники» намеревались противопоставить удручающему однообразию и банальности академического искусства, а также безысходности мещанского существования, выразительность нового художественного языка — «экспрессионистского реализма». Они использовали жесткие контуры, резкие, преимущественно холодные цвета, приёмы огрубления формы. За резкую манеру и «неэстетичность» их обвиняли в нигилизме. Но, скорее, это был изобразительный нонконформизм. Иногда такое искусство называют необъективизмом, а их представителей «художниками реальности». Известны и другие названия, обозначающие близкие, но не тождественные явления (неореализм; новая предметная живопись; новый реализм) .
В области живописи течение подразделялось на два крыла . Художники правого крыла ( Мюнхен , Карлсруэ ) пытались реанимировать довоенный неоклассицизм в опоре на творчество де Кирико и Валлотона ; иногда для обозначения их экспериментов употребляют термин « магический реализм ». К правому крылу иногда причисляют (что весьма спорно) художников «Синего всадника» (В. В. Кандинского, Х. Кампендонка, А. Г. Явленского). Иногда, что также спорно, к «вещественникам» относят абстрактивистов В. Баумайстера, К. Швиттерса.
Художники левого, критического и сатирического крыла: ( Георг Гросс , Отто Дикс , Макс Бекман ), работавшие преимущественно в Берлине и Дрездене , прибегали к социальной критике и карикатуре . В 1930-х годах именно левое направление было заклеймено нацистской пропагандой как культурбольшевизм и дегенеративное искусство , подлежало символическому поруганию и уничтожению.
В живописи и графике к новой вещественности принадлежали, кроме уже перечисленных, Жанна Маммен , Кристиан Шад , Даврингхаузен , Рудольф Дешингер , Карл Барт , в литературе — Ханс Фаллада , Макс Геррманн-Найссе и Альфред Дёблин , в музыке — Пауль Хиндемит , Курт Вайль , в фотографии — Август Зандер , Карл Блосфельдт , Альберт Ренгер-Патч . Последний, альбом которого носил характерное название Жизнь прекрасна (1926), в обоснование своего подхода писал:
Оставим искусство художникам и попытаемся с помощью фотографических средств создавать изображения, которые могли бы защитить своё достоинство чисто фотографическими качествами, не одолжаясь у искусства.
Искусство новой вещественности с его специфическим неореализмом художественного языка представляет собой в первую очередь социальный феномен с ярко выраженной критической ориентацией. Заострение социальной проблематики особенно заметно в женской теме, которая сама по себе воспринималась эпохой как необычайно болезненная и актуальная .
Из русских художников с течением новая вещественность сближают творчество эмигранта первой волны Николая Загрекова , работавшего в то время в Германии , в Эстонии представителем движения стала Наталия Мей .
В архитектуре новая вещественность в Германии (и отчасти в Голландии) получила название Нового строительства ( Neues Bauen ). Основными представителями этого направления считаются Эрих Мендельзон и Бруно Таут .
Георг Вильгельм Пабст и другие режиссёры «золотых двадцатых» отвергали избыточную субъективность киноэкспрессионизма . В своих фильмах « » (1925) и « Ящик Пандоры » (1929) Пабст на реалистическом фоне подчёркнуто беспристрастно поднимал острейшие социальные проблемы: проституция, алкоголизм, аборты, однополые связи, трудовые споры. В крупнобюджетной постановке « Метрополис » (1927) Фриц Ланг создал органичный синтез экспрессионизма и новой вещественности. В русле этого направления начинал свой путь в театральной режиссуре Бертольд Брехт .
Искусство «новой вещественности» обратило на себя внимание критиков и историков искусства. Немецкий фотограф Альберт Ренгер-Патч (1897—1966) опубликовал в 1928 году книгу, включающую более сотни довольно «жестких» фотографий «без прикрас», под вызывающим названием «Мир прекрасен» (« »). В 1925 году немецкий историк искусства, критик и фотограф опубликовал монографию «После экспрессионизма: магический реализм: Проблемы новейшей европейской живописи» («Nach Expressionismus: Magischer Realismus: Probleme der neuesten europäischen Malerei»), в которой, приветствовал «возвращение фигуративности», в том числе в искусстве «новой вещественности».
После устроенной нацистами печально знаменитой выставки 1937 года « Дегенеративное искусство » (Entartetekunst), или «Помои в искусстве», многие произведения были сожжены. Накануне, 18 июля в мюнхенском «Доме немецкого искусства» Адольф Гитлер открыл «Большую германскую художественную выставку» образцовых произведений искусства. Франца Ро как пропагандиста «дегенеративного искусства», лишили возможности преподавать и публиковать свои работы, некоторое время он провел в заключении. Позднее написал книгу «Непризнанный художник: история и теория культурного непонимания» («Der Verkannte Künstler: Geschichte und Theorie des kulturellen Missverstehens»; 1948).