Один рубль
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́бль Дальневосто́чной респу́блики — валюта существовавшего с 1920 по 1922 год искусственно созданного буферного государства на территории Забайкалья и Дальнего Востока России .
25 января 1920 года состоялся I съезд Советов освобожденной части Забайкалья, который принял решение восстановить советскую власть во всех районах области, занятых партизанами. Во второй половине марта в Верхнеудинске возникло земское правительство, которое возглавляли большевики, 31 марта 1920 правительство земской управы объявило себя правительством Дальневосточной республики (или Дальне-Восточной в тогдашнем написании). В 6 апреля 1920 в Верхнеудинске прошел съезд трудящихся Забайкалья, упразднивший земскую власть и учредивший коалиционное Временное правительство. Выполняя директивы ЦК РКП(б) , Дальневосточный областной партийный комитет предложил правительству Приморской земской управы распространить свою власть на весь Дальний Восток: Приморскую область, полосу отчуждения КВЖД , Сахалин, Камчатку и Амурскую область. А 14 мая ДВР была признана Советским правительством .
Одной из первостепенных задач Правительства стало упорядочивания денежного обращения на подконтрольных ему территориях.
К этому времени по ДВР ходили различные суррогатные денежные знаки, имевшие различный курс взаимного обмена, например, сибирские рубли , керенки , денежные знаки соседних государств, такие, как японские иены . Более других ценились рубли Российской империи , особенно пятисотенные купюры с изображением Петра Первого .
Первоначально, ещё до провозглашения ДВР, Временная Земская власть Прибайкалья производила попытки упорядочить уже имеющееся денежное обращение. Так, аннулированные в РСФСР сибирские рубли оставались, тем не менее, в Прибайкалье средством платежа. Мало того, потерявшие всякую стоимость в Советской России сибзнаки в регионах к востоку от ДВР (в частности, в Харбине ) всё ещё котировались, поэтому наводняли рынок и самой Дальневосточной Республики. Правительство Прибайкалья установило единый курс обмена совзнаков РСФСР 1918—1919 годов на сибирские рубли из расчёта 15 совзнаков за 1 сибзнак. В то же время изыскивалась возможность начать эмиссию собственных денег, о чём 26 марта 1920 года была достигнута договорённость с Москвой. К этому времени Земской власти уже удалось найти купюры для будущего рубля ДВР. Это были перехваченные в Иркутске Кредитные билеты Омского правительства американского производства достоинством в 25 и 100 рублей. Первоначально РСФСР хотела использовать купюры у себя, однако позднее они были переданы ДВР, после того, как на них был наложен типографским способом гриф «Временная Земская власть Прибайкалья». Эти купюры на сумму 228 425 950 рублей и стали первыми рублями ДВР, выпущенными в обращение.
Для вывода из обращения сибирских рублей был объявлен ограниченный обмен их на новые рубли в соотношении 100 сибзнаков за 1 рубль ДВР. Пропорция была установлена произвольно, первоначально планировалось девальвировать сибзнак в 10, а не в 100 раз. Обмен сибирских рублей на рубли ДВР начался 1 июля 1920 года и вёлся 10 дней. Устанавливались ограничения на обмен, в частности, сибзнаки принимались только от резидентов ДВР и в количестве не более 50 тысяч.
27 июля 1920 года было принято постановление Правительства ДВР об эмиссии новых денежных знаков «в целях замены обращающихся в республике денежных знаков различных образцов знаками, соответствующими по своему внешнему виду новым республиканским формам государственного строя Дальневосточной республики». Дальневосточной республики выпускались достоинством в 3, 10 и 1000 рублей. Вскоре были выпущены билеты в 1 рубль и 5 рублей. Печать банкнот осуществлялась на Иркутской фабрике государственных бумаг.
На всех кредитных билетах верхнеудинской эмиссии был изображён герб ДВР: сноп колосьев с перекрещенными, наподобие серпу и молоту, якорем и старательским одноконечным кайлом (кирка золотоискателя по кустарной добыче золота). Такой герб символизировал единение трёх основных регионов, входивших в республику: Приморье (якорь), Приамурье (сноп) и Забайкалье (кайло).
За период верхнеудинской эмиссии было выпущено кредитных билетов на сумму в 1 906 891 200 рублей.
21 октября 1920 года части народной армии ДВР освободили от войск атамана Г. М. Семёнова город Читу , куда была перенесена столица. Конференция областей Дальнего Востока в ноябре 1920 года избрала правительство республики во главе с А. М. Краснощёковым . Новым правительством было принято решение о скорейшем увеличении эмиссии, для чего Иркутская фабрика была преобразована в Экспедицию государственных бумаг и усилена типографским оборудованием и квалифицированными рабочими со всей республики. В новой эмиссии выпускались в основном 1000-рублёвые банкноты и новые кредитные билеты достоинством в 500 рублей.
За период читинской эмиссии было выпущено кредитных билетов на сумму в 2 050 666 600 рублей. Всего за периоды верхнеудинской и читинской эмиссий ДВР было введено в оборот кредитных билетов на сумму в 3 957 557 800 рублей.
Рубли ДВР быстрыми темпами обесценивались в течение всего периода обращения. К концу 1920 года выпускали в основном купюры в 500 и 1000 рублей. Однако для мелких платежей не хватало разменных денег. В результате руководство Амурской области в составе ДВР по согласованию с республиканским правительством приступило к печати в Благовещенске на мощностях бывшей частной типографии «Чурин и К о » расчётных денежных знаков Дальневосточной республики . Расчётные знаки выпускались достоинством 25 и 50 рублей. Вследствие инфляции купюры меньшего достоинства для оборота уже не требовались.
Всего в Благовещенске было выпущено расчётных знаков на сумму в 89 417 050 рублей.
В 1921 году инфляция достигла гигантских размеров. Как результат «буферки», так называли в народе дальневосточные рубли, практически потеряли и без того невысокую платёжную ценность. В июле 1921 года выпуск рублей ДВР был прекращён, а 15 ноября 1922 года валюта была официально выведена из обращения в связи с присоединением ДВР к РСФСР . К этому времени она уже фактически не использовалась. Покупательная способность дальневосточного рубля упала настолько, что уже в конце 1921 года фактическая стоимость кредитного билета 1000-рублёвого достоинства была менее одной российской копейки в золотом исчислении.