Interested Article - Письмо тринадцати

Письмо́ трина́дцати — письмо, написанное студентами, учениками архитектора Иосифа Каракиса в сентябре 1951 года в защиту педагога, когда он был обвинён в космополитизме и сокращён из КИСИ .

Предпосылки

В сентябре 1951 года в актовом зале КИСИ состоялось очередное собрание с привычной для того времени идеологической «чисткой» . В этом году добрались и до архитекторов, и в КИСИ ими оказались член-корреспондент Академии архитектуры УССР , профессор Яков Штейнберг и доцент Каракис . За проект недавно построенной гостиницы «Октябрь» («Украина») в Луганске Иосиф Юльевич Каракис был обвинён в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время — в космополитизме , проявлением которого в архитектуре считался конструктивизм. Архитектору Каракису припомнили также киевское здание в Георгиевском переулке, 2, с башенкой , которое лидер польской коммунистической партии принял за церковь . Штейнберг вынужден был «покаяться», Каракис вместо требуемого покаяния сказал только, что жил и работал по совести . Штейнберга оставили, а Каракиса через семестр уволили и запретили преподавать .

История написания и содержание

По словам бывшей ученицы И. Ю. Каракиса, Тамары Владимировны Устенко (впоследствии действительного члена УАА), сокращение Каракиса для всех было большим ударом . Студенты не хотели мириться с этим решением.

В знак протеста было написано письмо в защиту педагога, подписанное его лучшими учениками. Своим письмом будущие архитекторы заявляли, что с уходом специалиста такого класса рушится архитектурная школа . Руководил сбором подписей архитектор Михаил Будиловский :

У ті часи на лекції Каракіса збиралися студенти всього потоку, та небагато з них виступили на підтримку викладача, написавши «лист тринадцятьох». Збором підписів керував Михайло Буділовський — учень Каракіса, у майбутньому — видатний архітектор із не менш драматичною долею.

Значение и последствия

Для Иосифа Каракиса

Была проведена серия комсомольских и партийных собраний. Все они сводились к тому, что решение об увольнении Каракиса было решением Коммунистической партии , и изменить его невозможно. «Письмо тринадцати» не повлияло на это решение и Иосиф Каракис был сокращён из штата КИСИ. Спустя 40 и 50 лет это письмо часто упоминалось в архитектурных кругах Киева и в литературных воспоминаниях о том, как увольнение из КИСИ повлияло на судьбу архитектора .

Для Михаила Будиловского

Данный поступок был очень неординарным, но М. Будиловский об этом не распространялся более полувека. Как вспоминает М. Будиловский в своё 85-летие:

Неприятностей из-за письма не было. Но после окончания института меня распределили в Куйбышевоблсельпроект, несмотря на то, что я был очень ярким студентом. Фактически это означало конец карьеры. Председателем государственной комиссии на защите был Анатолий Добровольский, который очень удивился такому распределению и пообещал меня вытащить — тогда я не очень в это поверил. Но через два месяца я получил от него копию письма Министерства сельского хозяйства РСФСР с просьбой отпустить меня, а взамен взять к себе двух других выпускников. Ответа не было, и через несколько месяцев пришло второе письмо с похожим содержанием, написанный председателем Госстроя УССР Орловым. На него тоже не отреагировали, и через полгода Добровольский написал: «Бросай всё, приезжай в Киев». Я приехал, он познакомил меня с директором «Киевпроекта» Николаем Шило. Меня направили в четвёртую мастерскую, которой заведовал Вадим Ладный, там я проработал двадцать пять лет.

Примечания

Комментарии
  1. Актовый зал КИСИ — ныне здание Министерства образования и науки Украины на бульваре Тараса Шевченко .
Источники
  1. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В. , Бражик Д., Каракис И. И. ; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 13. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0 . (рус.)
  2. Дмитрий Червинский. Жизнь замечательных людей : Вековой юбилей зодчего // Киев Еврейский. — 2002. — № 8 (25) август . — С. 6 . (рус.)
  3. . Дата обращения: 18 ноября 2010. 16 февраля 2010 года. (рус.)
  4. Елена Олейник. Архитектор, который решил формулу Киева // Архитектура и Престиж : журнал. — 2002. — № 2 (22) . — С. 114 .
  5. Татьяна Чербова. Архитектор Иосиф Каракис хотел, чтобы старые украинцы жили, как новые // «Бульвар» : газета. — 2003. — № № 44(418), октябрь . — С. 14 . (рус.)
  6. . Дата обращения: 13 января 2011. 28 января 2012 года. (рус.)
  7. . Дата обращения: 13 января 2011. 28 января 2012 года. (рус.)
  8. Мамкин И., Шевченко А. Луганск Мифогенный // Луганчане. — 2005. — № 11(87) . — С. 13 . (рус.)
  9. Исаак Вайншельбойм. Династия // Метро : журнал. — 2004. — Т. 5 ноября-11 ноября , № 40 . — С. 113 .
  10. Ярослав Тинченко. Замах на Каракіса (украинский) // Політика i Культура. — 2002. — № 20(151) 11—17 июня . — С. 36—37 . (укр.)
  11. Приказ ректора КИСИ об увольнении И. Ю. Каракиса № 122 от 14 августа 1952 (рус.)
  12. Баздырева А. Каракіс Йосип // ART UKRAINE. — № 3-5 (34-36). — июнь-сентябрь 2013. — С. 92-101. (укр.)
  13. Баздырева А. Михайло Буділовський // ART UKRAINE. — № 3-5 (34-36). — июнь-сентябрь 2013. — Стр. 102—110. (укр.)

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Письмо тринадцати