Interested Article - Государственный Русский музей

Госуда́рственный Ру́сский музе́й (сокр. ГРМ ; при учреждении и по 1917 год — «Ру́сский Музе́й Импера́тора Алекса́ндра III » ) — российский государственный художественный музей в Санкт-Петербурге , крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства .

Выставочный комплекс современного Русского музея, — один из крупнейших в мире по площади (в общей сложности более 30 га ) , — включает пять зданий в исторических районах Санкт-Петербурга: Михайловский дворец с корпусом Бенуа , Михайловский (Инженерный) замок , Мраморный дворец , Строгановский дворец и Летний дворец Петра I . В состав музея входят также Михайловский сад , Летний сад , сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной и ряд других зданий.

На 1 января 2015 года собрание Русского музея составило 410 945 единиц хранения. В это число входят произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы.

В 2021 году музей стал вторым по посещаемости художественным музеем в мире .

История

Русский музей в начале XX века.

13 ( 25 ) апреля 1895 года был издан именной высочайший указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом» . Положение о музее было утверждено указом Николая II от 14 ( 26 ) февраля 1897 года . В положении были представлены следующие условия, подчёркивающие особый статус музея.

  • «Произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным».
  • «Предметы, помещённые в музей и составляющие его собственность, никогда отчуждаемы или передаваемы в другое учреждение быть не могут».
  • «Управляющий музеем назначается высочайшим именным указом и непременно должен быть членом Императорского дома ».

Официальное открытие музея — 7 ( 19 ) марта 1898 года .

Коллекция

Академические залы. Картины И. Айвазовского. Фото 2008 года

Коллекция берёт своё начало с произведений, поступивших к 1898 году из Академии художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца , пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретённых в частных коллекциях. В частности, крупная коллекция портретной живописи (несколько десятков картин) поступила от наследников князя А. Б. Лобанова-Ростовского , коллекция рисунков и акварелей — от княгини М. К. Тенишевой и других . К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 памятников старины (иконы и изделия древнерусского декоративно-прикладного искусства) [ источник не указан 2360 дней ] .

Модель головы Петра I для памятника, Мари-Анна Колло

Дальнейшее пополнение коллекции, согласно указу императора Николая II , должно было происходить посредством покупки на «ассигнованные на это средства» и возможные пожертвования. За первые десять лет существования музея его собрание выросло почти вдвое .

В первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года коллекция растёт стремительными темпами благодаря деятельности Государственного музейного фонда (1921—1928), распределявшего между музеями национализированные произведения искусства.

В 1922 году открывается новая комплексная экспозиция , впервые последовательно выстроенная по научно-историческому принципу. В ней впервые представлены произведения новейшего искусства.

В 1924 году около 400 картин были переданы из музея Академии художеств.

В 1925 году в коллекции музея было уже 3648 картин .

В 1926 году передаётся коллекция произведений из музея при Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) .

Картины А. Иванова в экспозиции Русского музея

В начале 1930-х годов расширяются экспозиционные площади за счёт передачи освобождённого от посторонних арендаторов корпуса Бенуа и флигеля Росси Михайловского дворца.

В 1934 году Этнографический отдел Русского музея выделяется в самостоятельное учреждение — Государственный музей этнографии народов СССР .

В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны большую часть коллекции (свыше семи с половиной тысяч самых ценных экспонатов) эвакуировали в Молотов . Оставшуюся часть коллекции сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время войны 1941—1945 годов ни один музейный экспонат не пострадал.

9 мая 1946 года — открытие новой послевоенной экспозиции в залах первого этажа Михайловского дворца. Осенью 1946 года — открытие экспозиции на втором этаже Михайловского дворца.

8 ноября 1946 года — открытие экспозиции советского искусства в корпусе Бенуа.

Во второй половине 1940-х годов корпус Бенуа и Михайловский дворец соединяют переходом, что позволило придать экспозиции последовательность и завершённость.

В 1954 году после создания Экспертно-закупочной комиссии Русского музея, пополнение коллекций приобрело планомерность и целенаправленность.

В 2004 году в состав Русского музея включён Летний сад с коллекцией мраморной скульптуры (92 экспоната) и зданиями — Летним дворцом Петра I , Кофейным домиком, Чайным домиком, а также Домик Петра I на Петровской набережной .

На 1 января 2012 года коллекция музея насчитывала 407 533 единицы хранения [ источник не указан 2360 дней ] .

С коллекцией Русского музея в высоком разрешении можно ознакомиться на портале «Виртуальный Русский музей» .

В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII—XV веков (например, Ангел Златые Власы , Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва , Дионисия , Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.

Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков , включающая произведения Андрея Матвеева , Ивана Никитина , Карло Растрелли , Фёдора Рокотова , Владимира Боровиковского , Антона Лосенко , Дмитрия Левицкого , Федота Шубина , Михаила Козловского , Ивана Мартоса , Семёна Щедрина , Ореста Кипренского , Алексея Венецианова , Фёдора Бруни , Карла Брюллова Последний день Помпеи », и др.), Павла Федотова , Александра Иванова , Капитона Павлова и других.

Вторая половина XIX века представлена работами художников: Фёдора Васильева , Ростислава Фелицына , , Евграфа Сорокина , Фёдора Бронникова , Ивана Макарова , Василия Худякова , Алексея Чернышёва , Павла Риццони , Льва Лагорио , Николая Лосева , Алексея Наумова , Адриана Волкова , Андрея Попова , Василия Пукирева , Николая Неврева , Иллариона Прянишникова , Леонида Соломаткина , Алексея Саврасова , Алексея Корзухина , Фирса Журавлёва , Николая Дмитриева-Оренбургского , Александра Морозова , Николая Кошелева , Арсения Шурыгина , Павла Чистякова , Ивана Айвазовского Девятый вал » и др.) и других, а также — «Передвижников»: Григория Мясоедова , Василия Перова , Алексея Боголюбова , Николая Ярошенко В тёплых краях »), Константина Маковского , Николая Ге , Ивана Шишкина , Ивана Крамского , Михаила Клодта , Василия Максимова , Ильи Репина Запорожцы », « Бурлаки на Волге » и др.), Виктора Васнецова Витязь на распутье » и др.), Василия Сурикова , Николая Абуткова и других.

Конец XIX века — начало XX века : Исаак Левитан , Павел Трубецкой , Михаил Врубель , Валентин Серов и других, а также работы мастеров « Мира искусства » : Александр Бенуа , Константин Сомов , Константин Коровин , Борис Кустодиев , Николай Рерих , Александр Матвеев (гипсовый этюд к « Надгробию В. Э. Борисову-Мусатову »), Роберт Бах (выполненный с натуры скульптурный портрет Императора Александра III ), художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» .

Советское искусство — произведения Кузьмы Петрова-Водкина , Веры Мухиной , Сергея Конёнкова , Александра Дейнеки Оборона Севастополя »), Аркадия Пластова , Алексея Ерёмина , Вячеслава Загонека , Энгельса Козлова , Майи Копытцевой , Бориса Корнеева , Бориса Лавренко , Евсея Моисеенко , Михаила Натаревича , Самуила Невельштейна , Бориса Ряузова , Глеба Савинова , Александра Самохвалова , Виктора Тетерина , Николая Тимкова , Леонида Ткаченко , Михаила Труфанова , Юрия Тулина , Виталия Тюленева , Павла Филонова , Бориса Шаманова , Дмитрия Цаплина , Ивана Ефимова , Алексея Сотникова , Василия Ватагина , Андрея Марца , Алексея Цветкова и других.

Отдел новейших течений был создан в конце 1980-х годов. Одна из задач отдела — закрепить в практике музейного собирательства новые, нетрадиционные виды искусства, новые медии и технологии: инсталляции и ассамбляжи, видео-арт , фотографию и photo-based art, многое другое. Главной задачей отдела новейших течений является отслеживание наиболее актуальных явлений текущего художественного процесса и его отражение в собрании, а также восполнение лакун, существующих в музейной коллекции.

В 2018 году Русский музей посетили более двух миллионов человек .

Реставрация музейных ценностей

Раскрытие тихвинской иконы XVI века. Фото 2014 года

Все работы по реставрации произведений искусства в Русском музее осуществляются в Службе реставрации музейных ценностей.

В 1906 году был впервые поставлен вопрос о необходимости организации при Русском музее специальной реставрационной мастерской. В это время художник-реставратор А. Я. Боравский составил свой знаменитый проект создания реставрационной мастерской при Русском музее . Однако из-за недостатка финансовых средств ему не суждено было сбыться.

Только в 1922 году реставрационная мастерская при Русском музее наконец-то была создана. Её первый руководитель — художник-реставратор Н. А. Околович. Реставрационная мастерская состояла из двух секций — главную, работавшую на музей и областную, которая занималась работами по спасению памятников культуры в Петрограде и других городах России.

В 1935 году отдел консервации и реставрации разделён на лаборатории и сектора: живописи , новой живописи, скульптуры , прикладного искусства и народного .

В 1950—1960-х годах организуются новые мастерские. В 1953 году — мастерская реставрации графики, в 1954 году — древнерусской живописи, в 1961 году — деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели и мастерская реставрации тканей, в 1969 году — гипсовой и каменной скульптуры, в 1970 году — прикладного искусства.

В настоящее время [ когда? ] отдел реставрации состоит из 16 мастерских (секторов) по всем видам материалов, где, по собственным данным, трудятся 95 специалистов . Отдел состоит из следующих реставрационных мастерских: станковой масляной живописи, древнерусской живописи, живописи смешанных техник, графики, художественных изделий из керамики и стекла, тканей, художественных изделий из металла, фанерованной мебели, полихромной и золочённой резьбы, резных икон и деревянной скульптуры, картинных рам, гипсовой и каменной скульптуры, новейших арт объектов (создан в 2010 г.) Основной состав отдела составляют художники-реставраторы высшей и первой реставрационной категории. В состав отдела входят также сектор химико-биологических исследований и сектор истории и теории музейной реставрации .

В 2014 году в Отделе реставрации музейных ценностей было отреставрировано 4511 экспонатов, из них — реставрация особой сложности — 280 экспонатов. Подготовлено к 77 музейным выставкам 5930 экспонатов (составление актов описания сохранности, профилактическая консервация и реставрация, упаковка и распаковка экспонатов). Проведено 150 заседаний Реставрационной комиссии, на которых рассматривались самые важные вопросы по исследованию и методам реставрации музейных экспонатов .

С 1 января 2019 года Отдел реставрации музейных ценностей преобразован в Службу реставрации музейных ценностей .

Здания и территории

Михайловский дворец в вечернее время

В музейный комплекс Государственного Русского музея входят следующие здания и территории :

Назван по имени первого владельца — Великого Князя Михаила Павловича. В 1819—1825 годах построен по проекту архитектора К. И. Росси. В 1895 году приобретён в государственную казну после смерти Великого Князя Михаила Павловича и передан вновь образованному «Русскому музею Императора Александра III». В 1895—1898 годах перестроен архитектором В. Ф. Свиньиным под музей. В 1898 году — во дворце открыт «Русский музей Императора Александра III». Общая площадь — 24 173 м².

  • Корпус Бенуа

Построен в 1914—1920 годах по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и О. С. Овсянникова как выставочный павильон Академии художеств. Общая площадь — 10 290 м².

Назван в честь Архангела Михаила — покровителя Дома Романовых. В 1797—1801 годах построен по проекту архитекторов В. И. Баженова и В. Бренны. В течение 40 дней прослужил резиденцией императора Павла I. 11 марта 1801 года Павел I был убит в замке участниками дворцового переворота. В 1801—1823 годах — передан под жилые квартиры. В 1823—1917 — во дворце размещено Николаевское Инженерное училище, давшее ему новое название — «Инженерный замок». В 1917 — размещены многочисленные организации-арендаторы. В 1991 году решением Исполкома Ленсовета от 04.08.1988 года № 91 переданы первые помещения Русскому музею, начата реставрация домовой церкви Святого Архангела Михаила. В 1994 году — полностью передан Русскому музею (Распоряжение Правительства РФ No. 307-р от 09.03.1994 года). Общая площадь — 21 402 м².

Построен по проекту архитектора А. Ринальди в 1767—1785 годах. Предназначался в подарок графу Г. Г. Орлову. В 1796 году пожалован императрицей Екатериной II Великому князю Константину Павловичу. В 1917 — национализирован. В 1918—1936 годах — Российская Академия истории материальной культуры. В 1937—1991 годах — Ленинградский филиал Центрального музея им. В. И. Ленина. В 1991 году — передан Русскому музею решением Мэрии Санкт-Петербурга № 695 от 06.12.1991 года. В 1992 году — началась капитальная реставрация и реконструкция дворца. Общая площадь — 10 432 м².

Назван по имени владельцев-баронов, позднее графов Строгановых. В 1738—1743 годах начало строительства под руководством архитектора М. Г. Земцова. В 1753—1760 годах — перестроен архитектором Ф. Б. Растрелли. В 1918 — национализирован. В 1919 году открыт «Дом-музей бывших Строгановых». В 1925—1930 годах — филиал Государственного Эрмитажа. В 1931—1988 годах — размещены организации-арендаторы. В 1988 году — дворец передан Русскому музею решением Исполкома Ленсовета (№ 248 от 04.04.1988) Общая площадь — 5434 м².

Первый в России мемориальный музей-памятник. Поставлен с 24 по 26 мая 1703 года неизвестными строителями-плотниками из соснового леса по типу шведского деревянного дома. Самое старое строение Санкт-Петербурга. В документах петровского времени назывался «Первоначальным дворцом Петра I» или «Красными хоромами». В 1723 году по Указу Императора Петра I архитектор Д. Трезини возвёл защитную галерею для сохранения здания. В 1844 году архитектором Р. Кузьминым защитная галерея заменена на кирпичный футляр с окнами. В 1889 году по Указу Императора Александра III к футляру с северной и южной сторон архитектором были пристроены тамбуры. Футляр приобрёл вид, сохранившийся до наших дней. Находится на Петровской набережной. Общая площадь футляра — 241,9 м².

В 2002 году — Распоряжение Правительства РФ № 1772-р от 16.12.02 о передаче Государственному Русскому музею имущественного комплекса государственного учреждения «Летний сад и дворец-музей Петра I» со входящими в него объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В 2004 году включён в состав Русского музея (Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга No. 2270-ра от 29.09.2003 «О ликвидации государственного учреждения „Летний сад и дворец-музей Петра I“». Включает в себя территорию сада, коллекцию мраморных скульптур (92 единицы хранения), Летний дворец Петра I, Чайный домик, Кофейный домик.

Находится в Летнем саду. Построен в 1710—1712 годах архитектором Д. Трезини. Один из самых ранних памятников зодчества Санкт-Петербурга. В исполнении монументальной скульптуры фасадов принимали участие зодчие и скульпторы А. Шлютер, Г. И. Маттарнови и другие. Отделка интерьеров выполнена русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Площадь за стройки 411,1 м2. Общая площадь помещений 675,9 м2.

  • Кофейный домик

Находится в Летнем саду. Построен по проекту архитектора К. Росси в 1826 году. Лепной декор фасадов и интерьеров выполнен по эскизам скульптора В. Демут-Малиновского. Общая площадь помещений — 166,3 м².

  • Чайный домик

Находится в Летнем саду. Построен по проекту архитектора Л. Шарлеманя в 1827 году. Декор деревянных стен, имитирующих каменную кладку, выполнен скульптором В. Демут-Малиновским. Общая площадь помещений — 162,8 м².

Назван по имени владельца Михайловского дворца Великого Князя Михаила Павловича в 1820-х годах. Первый план датируется 1716 годом. В 1917—1998 годах находится на балансе Государственного предприятия садово-паркового хозяйства. В 1998 году передан Русскому музею. Общая площадь — 8,7 га.

Исторически являются частью территории ансамбля Михайловского (Инженерного) замка. В 1917—1998 годах находились на балансе Государственного предприятия садово-паркового хозяйства. В 1998году — переданы Русскому музею (Распоряжения КУ ГИ Санкт-Петербурга № 714 от 05.06.1998 г.) В 2002—2003 годах — реставрация территории сада у Михайловского замка. Площадь Инженерного сада — 1,63 га. Площадь сада у Михайловского замка 1,28 га.

  • Павильоны-кордегардии ансамбля Михайловского замка

Построены одновременно с замком по проекту архитектора В. Бренны в 1797—1801 годах. Входили в состав ансамбля Михайловского замка. В 2001 году переданы Государственному Русскому музею на основании распоряжения Министерства государственных имущественных отношений РФ No. 1623-р от 07.06.2001 года. В 2005—2013 году проведена капитальная реставрация Западного и Восточного павильонов-кордегардии. Общая площадь павильонов-кордегардий — 3138,3 м².

  • Невский проспект, дом № 19

Построен в 1756 году. В 1830-е году был приобретён графиней С. Строгановой, произведена надстройка дома и перепланировка помещений архитектором П. Садовниковым. В 1830—1918 годы — доходный дом семьи Строгановых. В 1918 году — передан Петроградскому губернскому отделу коммунального хозяйства. Часть нежилых помещений занимают арендаторы. В 2000—2001 гг. — передан в безвозмездное пользование Русскому музею. В 2006 — дом расселён. Русскому музею принадлежат нежилые помещения площадью 705,6 м². В 2007—2010 годах — проведена реконструкция помещений.

  • Павильон «Ферма» (Посёлок Тярлево)

Деревянное двухэтажное здание — памятник архитектуры XIX века. Построено по проекту архитектора К. Росси в ложноготическом стиле в 1834 году. В 1995 году передано в оперативное управление Государственному Русскому музею. В 1996 — в бессрочное пользование. В 2005—2006 годах выполнена реставрация фасадов павильона. В 2008—2009 годах — завершена реставрация интерьеров первого и второго этажей с воссозданием декоративного убранства. Общая площадь павильона «Ферма» — 291 к.м.

Выставочная деятельность

С 2016 по 2019 годы Русским музеем открыты и успешно работают четыре региональных Культурно-выставочных центра: в Казани , Ярославле , Мурманске и Саранске , ставшие площадкой для культурного и профессионального обмена, а также проведения городских и республиканских мероприятий. В 2020 году ещё один Центр открылся в Когалыме .

Филиалы Русского Музея

Малага, Испания

25 марта 2015 года в городе Малага ( Испания ) открылся первый европейский культурно-выставочный центр (филиал) Русского музея, договор о создании которого был подписан между Русским музеем и мэром Малаги в мае 2014 года.

Культурно-выставочный центр Русского музея расположен в выставочных помещениях центра «Табакалера», в здании бывшей табачной фабрики. Общая площадь предоставленных помещений составляет 2300 м 2 . Специально для его открытия в центре проводилась реконструкция, целью которой стало переоборудование второго этажа.

В состав Культурно-выставочного центра Русского музея в Малаге входят несколько выставочных залов, помещения для монтажа и реставрации экспонатов, просмотровые залы, кафе, магазины, а также «Электронный Русский музей (Виртуальный филиал)» — образовательно-просветительский комплекс с использованием новейших электронных технологий. В рамках работы филиала ежегодно будут экспонироваться три выставки: одна «постоянная» (до 9 месяцев) и две временные (максимально по 6 месяцев каждая). [ значимость факта? ]

Виртуальные филиалы

По состоянию на 2019 год, у Русского музея действует более 200 виртуальных филиалов в России и за рубежом .

Научная библиотека

Музей располагает научной библиотекой, фонды которой насчитывают 170 тыс. единиц хранения. Библиотека размещается в центральной части Михайловского дворца. Её собрание литературы включает редкие издания и книжные коллекции князей Григория и Сергея Гагариных, Евграфа Рейтерна, Алексея Суворина , Сергея Маковского , Александра Бенуа и др. На русском и иностранных языках в фондах представлены издания по теории и истории русского и мирового искусства, архитектуре, музееведению и реставрации. В 1978 году в библиотеке был создан сектор редких книг, насчитывающий в настоящее время [ когда? ] , по собственным данным, около 7000 экземпляров .

Директора

Награды

Музей в нумизматике

В 1998 году Банк России выпустила серию серебряных монет, посвящённую 100-летию музея.

Музей в филателии

В 2020 году Почта России выпустила почтовый блок , посвящённый 125-летию музея ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 2632) . На нём представлен Михайловский дворец и портрет подписавшего в 1895 году Указ о создании Русского музея императора Александра III работы И. Н. Крамского (1886, ГРМ).

Примечания

  1. (англ.) : Exhibition and museum visitor figures 2021 // The Art Newspaper — 2022. — ISSN
  2. . Culture.ru.
  3. The Art Newspaper - International art news and events (28 марта 2022). Дата обращения: 3 августа 2022. 17 мая 2022 года.
  4. Николай II . Александра III » и о представлении для сей цели приобретённого в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом // Полное собрание законов Российской империи , собрание третье. — СПб. : Государственная типография, 1899. — Т. XV, 1895, № 11532 . — С. 189 . 29 ноября 2014 года.
  5. Николай II . Александра III // Полное собрание законов Российской империи , собрание третье. — СПб. : Государственная типография, 1900. — Т. XVII, 1897, № 13730 . — С. 58—59 . 14 декабря 2014 года.
  6. Гусев В. А. Вступление. Государственный Русский музей. Из истории музея — 1995 — Спб. — С. 8
  7. Голдовский Г. Н. Основные этапы формирования коллекции живописи. Из истории музея — Спб — 1995 — с.137
  8. Гусев В. А. Вступление. Государственный Русский музей. Из истории музея — 1995 — Спб — с. 9
  9. Голдовский Г. Н. Основные этапы формирования коллекции живописи. Из истории музея — СПб — 1995 — с. 150
  10. Русский музей — эвакуация, блокада, восстановление — М. — 1981 — с. 25-26
  11. . Дата обращения: 7 сентября 2017. 7 сентября 2017 года.
  12. . Дата обращения: 4 сентября 2017. 5 сентября 2017 года.
  13. . РИА Новости (20190418T1448+0300Z). Дата обращения: 20 апреля 2019. 20 апреля 2019 года.
  14. Боравский А. Я. Охрана произведений искусства // Труды 2 Всероссийского съезда художников — 1911—1912 — СПб. — 1914 — c. 174—183
  15. Гусев В. А. Вступление. Государственный Русский музей //Из истории музея — 1995 — Спб,- с.10
  16. . Дата обращения: 7 сентября 2017. 7 сентября 2017 года.
  17. Малкин М. Побеждая время // Журнал «Наука и жизнь» — No.1 — 1999
  18. . Дата обращения: 28 января 2015. 29 января 2015 года.
  19. Е.С. Солдатенков. . Дата обращения: 7 сентября 2017. 7 сентября 2017 года.
  20. Государственный Русский музей. Годовой отчёт. Спб — 2013
  21. . Официальный сайт Русского музея (19 января 2020). Дата обращения: 10 сентября 2020. 19 января 2020 года.
  22. . Официальный сайт правительства Ханты-Мансийского автономного округа (9 сентября 2020). Дата обращения: 10 сентября 2020. 28 сентября 2020 года.
  23. . ТАСС. Дата обращения: 16 октября 2019. 16 октября 2019 года.
  24. . Дата обращения: 7 сентября 2017. 15 сентября 2017 года.
  25. . Дата обращения: 10 февраля 2023. 10 февраля 2023 года.
  26. . culture.gov.ru (23 апреля 2023).
  27. . Дата обращения: 1 июня 2022. 1 июня 2022 года.
  28. . Дата обращения: 1 июня 2022. 1 июня 2022 года.

Литература

  • Кий И. К. , Русский музей. — Ленинград: Лениздат , 1987.
  • Малкин М. . // Наука и жизнь . — 1999. — № 1.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. Сокровища, спасённые для России. — СПб., Амфора. 2014. — ISBN 978-5-367-03196-6 .

Ссылки

  • Солоухин В. А. Письма из Русского музея. — М.: Советская Россия, 1967. — 131 с. : ил.
Источник —

Same as Государственный Русский музей