Всемирная выставка
- 1 year ago
- 0
- 0
Междунаро́дная вы́ставка совреме́нных декорати́вных и промы́шленных иску́сств ( фр. Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes ), зачастую называемая Международная выставка декоративного искусства и художественной промышленности — выставка, состоявшаяся с 28 апреля по 25 октября 1925 года в Париже , на которой экспонировались работы из области современного декоративного искусства, архитектуры и дизайна. Национальными разделами на выставке была представлена 21 страна: Австрия , Бельгия , Великобритания , Греция , Дания , Испания , Италия , Китай , Люксембург , Монако , Нидерланды , Польша , СССР , Турция , Финляндия , Франция , Швейцария , Швеция , Чехословакия , Югославия , Япония . Не имевшая национального раздела Латвия , была представлена отдельными экспонентами (награждёнными в нескольких секциях) ; также участвовали и награждались на выставке экспоненты, представлявшие территории французской юрисдикции: Алжир , Индокитай , Марокко , Сирию , Тунис . Германия не получила приглашения на выставку по политическим мотивам , США отказались от участия в экспонировании по причине недостаточного уровня американского декоративного искусства и промышленности .
Выставка дала имя течению ар-деко (в результате сокращения слов Art s Déco ratifs в названии выставки) в декоративном искусстве первой половины XX века. Участие в выставке СССР было одним из первых актов культурного обмена между СССР и Францией после установления дипломатических отношений между странами 28 октября 1924 года .
Экспозиционная территория выставки площадью 23,1 га была сформирована вдоль центральной оси, проходившей от главного входа у Большого дворца (Гран-Пале) через мост Александра III к Дому инвалидов .
Структура размещения экспонентов определялась регламентом выставки так, что каждая из стран-участниц не получала единого замкнутого участка для своего раздела: он был поделён на четыре разнородные группы. Первую группу составляли экспозиции в национальном павильоне, вторую — тематические секции, размещаемые в выделенных стране залах Большого дворца. Экспонатам третьей группы предоставлялись помещения в галереях эспланады Инвалидов. К четвёртой группе относились разнообразные постройки для розничной продажи художественно-промышленных изделий (от крупных павильонов до небольших киосков), возводимые каждой из стран на выделенных участках, располагавшихся на левом берегу Сены в зоне увеселений, аттракционов и кафе .
На правом берегу, двумя линиями вдоль набережной, были выстроены павильоны Франции и зарубежных стран; с восточной стороны их замыкал выход на Площадь Согласия .
Конкурсная программа Выставки состояла из 37 классов (секций), делившихся на 5 больших групп: I — архитектура (1—6 классы); II — мебель (7—19 классы); III — одежда (20—24 классы); IV — искусство театра, улиц и садов (25—27 классы); V — образование (28—37 классы) . Главными наградами были Гран При (Diplômes Grand Prix), вторыми по значению — почетные дипломы (Diplômes d`honneur), затем — золотые, серебряные и бронзовые медали, а также одобрения жюри (Mentions) . Работы членов жюри не участвовали в конкурсе, но им могли присуждать Почётные дипломы «вне конкурса» .
Советский раздел, формировавшийся в очень короткие сроки (лишь после установления дипломатических отношений между Францией и СССР) и с минимальным бюджетом, был представлен менее чем в половине секций выставки и не мог конкурировать с разделами преуспевающих европейских стран — на первый план выступало политическое значение участия СССР в международной выставке такого масштаба .
Руководство подготовкой советского раздела было поручено Государственной академии художественных наук и её президенту П. С. Когану , художественный совет возглавила О. Д. Каменева , секретарём выставки работал Б. В. Шапошников . В отборочную комиссию экспозиции советского раздела вошли: Д. П. Штеренберг (председатель), А. М. Родченко (зам. председателя), , Д. Е. Аркин , Н. Д. Бартрам , Г. Б. Якулов , , Я. А. Тугенхольд , А. А. Веснин , Н. Н. Пунин , С. Исааков, М. П. Кристи , С. В. Герасимов , П. И. Нерадовский , И. М. Рабинович .
28 ноября 1924 года было определено место под строительство павильона СССР: небольшая площадка рядом с крупными павильонами Италии и Великобритании, предполагавшая компактное сооружение. Конкурс на строительство павильона, определивший главными задачами проекта новизну решения, функциональность и экономичность, — 28 декабря выиграл молодой архитектор К. С. Мельников с проектом лёгкого каркасного двухэтажного здания из дерева и стекла площадью 325 квадратных метров. 19 января 1925 года он выехал в Париж, строительные работы требовалось завершить до 1 апреля.
Спроектированный Мельниковым павильон был за месяц смонтирован девятью мастерами французской фирмы «Плотники Парижа» из частей, предварительно сделанных по чертежам архитектора на местном заводе: строительство, начавшееся 22 февраля под авторским надзором Мельникова, завершилось в конце марта . Конфигурацию прямоугольного в плане здания определял не фасад, а открытая внутренняя диагональ, разрезавшая второй этаж пополам сквозной лестницей-коридором. Нижний этаж павильона образовывало единое «перетекающее» пространство сложной формы; в разделённом на два симметричных блока верхнем — разместились два выставочных зала и служебное помещение. Справа от лестницы возвышалась треугольная в плане мачта, лёгкой решётчатой конструкцией похожая на стойку подъемного крана: она увеличивала визуальный силуэт здания по вертикали, и создавала заметный ориентир рядом с массивными павильонами Италии и Великобритании. Мачта завершалась надписью «СССР».
Пространство лестницы не имело сплошного перекрытия: над ним пересекались два ряда наклонных плит, пропускавших свет и, кроме того, образно выражавших идею единения союзных республик . Цветовое решение павильона — серое, красное и белое — было предложено А. М. Родченко .
Изысканно-простое, неожиданное и на редкость функциональное архитектурное решение советского павильона вызвало множество откликов во французской печати и высокие оценки специалистов:
«...молодая республика, недавно признанная Францией, сумела сохранить предельную разумность на выставке, где здравый смысл подчас изменяет участникам в угоду тщеславию и самолюбию. На фоне примитивного нагромождения палаток парижской ярмарки и тяжеловесной роскоши выставочных дворцов она преподаёт урок эстетической красоты».
— А. Блок, Р. Брокар . Оригинальность советского павильона (1925) .
«Павильон Мельникова — это обнажённая конструкция, поставленная в пространстве и обеспечивающая максимум обозрения» — писал искусствовед В. Жорж . «Это единственный павильон на выставке, который стоит смотреть» — отмечал архитектор Ле Корбюзье .
Павильон СССР был торжественно открыт 4 июня 1925 года . Нижнюю его часть занимал отдел национальностей, демонстрировавший многочисленные предметы народного творчества (не вполне вязавшиеся с ультрасовременным стилем здания), один из выставочных залов второго этажа представил отдел книги, организованный Госиздатом, в другом развернул свою экспозицию Госторг . В оформлении интерьеров отдела национальностей и Госторга активно участвовал А. М. Родченко, зал Госиздата оформил театральный художник И. М. Рабинович , отказавшийся от традиционного показа книг в громоздких библиотечных витринах-шкафах и предложивший разнообразное и конструктивно решённое оборудование: настенные витрины-стеллажи, напольные наклонные витрины, пристенные вертушки .
Временный павильон не был рассчитан на долгий срок эксплуатации. Однако после завершения Всемирной выставки он был подарен советской стороной французским профсоюзам, разобран и вновь построен на авеню Матюрен Моро. Здание бывшего павильона СССР стало профсоюзным клубом и просуществовало до начала 1950-х, занимая часть участка, на котором затем было построено здание ЦК Французской компартии (арх. О. Нимейер , 1966—1971).
В залах Гран-Пале, где демонстрировались многие тематические секции международной конкурсной программы, советским экспонентам предоставили несколько залов общей площадью около 500 квадратных метров.
В секции «Архитектура» были выставлены макет саркофага для Мавзолея В. И. Ленина , разработанный К. С. Мельниковым , макеты Памятника III Интернационала В. Е. Татлина и Памятника 26 бакинским комиссарам Г. Б. Якулова и А. В. Щуко , проект ВСХВ 1923 года И. В. Жолтовского , проекты Ассоциации новых архитекторов , братьев Весниных и другие работы .
Одним из самых заметных явлений советского искусства на Всемирной выставке, наряду с павильоном Мельникова, стал театральный раздел СССР. Экономия средств не позволила осуществить запланированные выступления советских театральных коллективов в Париже и лимитировала количество отправляемых на выставку экспонатов. Экспертно-приёмочная комиссия театрального раздела (Д. П. Штеренберг, В. Э. Мориц, Г. Б. Якулов, И. М. Рабинович) отбирала макеты и эскизы декораций, костюмов, сами костюмы, афиши, фотоматериалы, охватывавшие достижения советского театра 1917—1925 годов: в итоге в каталог вошло 305 экспонатов . Но и в сокращённом составе театральная экспозиция СССР, произвела на выставке значительное впечатление. В ней были представлены Большой , Малый , Камерный , Театр Мейерхольда , Музыкальная студия МХТ , Вторая студия МХТ , Студия имени Вахтангова , ГОСЕТ , Театр Революции , ленинградские ТЮЗ и Драматический театр , киевский « Березиль », Грузинский театр имени Шота Руставели и многие другие .
Отдельный раздел советской экспозиции в Гран-Пале «Кустари» был посвящён народным промыслам и игрушке; по соседству с ним в витринах демонстрировались сервизы и пластика Ленинградского фарфорового завода , треста «Новгубфарфор» (бывшего фарфорового завода М. С. Кузнецова на Волхове ), Дулёвского и Дмитровского заводов — с новаторскими решениями в росписи, включая работы С. В. Чехонина , Н. Я. Данько , супрематические образцы К. С. Малевича и художников его круга .
Помимо национального павильона и экспозиций Большого дворца, раздел СССР был представлен и на левом берегу Сены. В небольшом помещении одной из галерей эспланады Инвалидов экспонировались макет избы-читальни на 250 человек, спроектированной А. М. Лавинским (макет был изготовлен в мастерских ВХУТЕМАСа ), и фрагмент интерьера «Рабочего клуба», разработанного А. М. Родченко . Там же, на эспланаде, в скверах- кэнконсах были размещены 12 киосков Торгового сектора СССР , построенные по проекту К. С. Мельникова и расписанные художниками А. А. Экстер и В. С. Бартом ; в киосках осуществлялась розничная продажа художественной продукции советских организаций-экспонентов выставки: фарфор, книги, ковры, вышивки, кружева .
К выставке Государственная академия художественных наук подготовила два издания на французском языке с обложками А. М. Родченко: выпущенный в Москве сборник статей «L’Art décoratif U.R.S.S. Moscou—Paris, 1925» («Декоративное искусство СССР. Москва—Париж 1925») и напечатанный в Париже каталог советского раздела «Exposition de 1925. Section URSS, catalogue. Paris, 1925» . Сборник со статьями П. С. Когана , О. Д. Каменевой , А. В. Луначарского , , Я. А. Тугенхольда , Н. Д. Бартрама , Д. Е. Аркина , А. М. Эфроса , Д. П. Штеренберга и других авторов содержит 62 иллюстрации в тексте и на вкладках . Ещё 34 иллюстрации помещены единым блоком в каталоге .
Экспозиции, размещённые в павильоне СССР представлены в каталоге описательными статьями без перечисления экспонатов . Экспозиции в Гран-Пале, помимо общих текстов, сопровождены и собственно каталожной информацией с именами экспонентов и названиями экспонатов: как в смешанном составе (зал с макетами памятников, скульптурой, текстилем), так и по тематическим секциям — «Архитектура», «Фотография», «Искусство графики», «Искусство книги», «Кино», «ВХУТЕМАС», «Кустари», «Фарфор», «Гознак» . Наиболее подробную информацию содержит каталожный раздел «Театр», сгруппированный по работам сценографов . Отдельные статьи посвящены проектам «Рабочий клуб» и «Изба-читальня», показанным в галерее эспланады Инвалидов; подробно представлена номенклатура изделий, предложенных посетителям выставки в киосках Госторга .
Несмотря на небольшое общее количество конкурсных наград, полученных участниками советского раздела выставки — менее 200 из более чем 8000 присуждённых (необходимо учитывать, что представители СССР принимали участие лишь в половине классов конкурсной программы ) — советские экспоненты внесли заметный вклад в формирование новых направлений искусства. Павильон Константина Мельникова был оценён специалистами разных стран как одно из высших художественных достижений Всемирной выставки , «Русский театр вслед за литературой и музыкой стал явлением мировой культуры» . Закономерное признание получило и традиционное народное творчество — от живописцев Палеха до мастеров кустарной игрушки .
Неожиданный успех в столице мировых мод пришёл к одежде русского модельера Надежды Ламановой : за коллекцию её платьев высшую награду — Гран При — получила посредническая организация Мосэкуст (Московская кустарно-экспортная контора) , автор моделей была удостоена Почётного диплома, второй по значимости награды .
Два из девяти Гран При, доставшихся советскому разделу, были присуждены персонально — художникам книги Алексею Кравченко (ксилографии к гоголевскому « Портрету », 1923 ) и Владимиру Фаворскому (среди его работ — «Мнимости в геометрии» П. А. Флоренского , 1922 ) . Сергей Чехонин был удостоен золотых медалей как книжный график и за росписи по фарфору .
Проект «Рабочего клуба», книжная и плакатная графика Александра Родченко были оценены в каждом классе, но сдержано — тремя серебряными медалями . Один из лидеров советского конструктивизма Владимир Татлин не получил награды за макет своей Башни, зато макет памятника 26 бакинским комиссарам Якулова-Щуко был удостоен золотой медали для Владимира Щуко и почётного диплома для Георгия Якулова (вне конкурса, как члену жюри секций «Архитектура»). Якулов получил ещё один почётный диплом (вне конкурса, как член жюри секции «Театральное искусство»), за макет к спектаклю Камерного театра «Жирофле-Жирофля» (1922) , а С. П. Дягилев , восхищённый советской театральной экспозицией, в июле, в разгар выставки, заказал ему сценографию для своего нового «большевистского» балета (поставлен в 1927 году под названием « Стальной скок ») .
Павильоны участников Всемирной выставки 1925 года продемонстрировали два основных направления архитектуры 1920-х годов: большинство зданий были выдержаны в богатых, зачастую тяжеловесных монументальных формах, с многочисленными чертами стилизаторства и подчёркнутым вниманием к декору; меньшую группу составляли постройки простых, строго геометризированных форм, в которых декор решительно уступал место функционализму .
В русле первой тенденции развивалась стилистическая линия ар деко , классическим образцом которой стал Павильон коллекционера, созданный по проекту Ж.-Э. Рульмана .
Вторая тенденция нашла выражение в архитектуре павильона СССР и одного из сооружений хозяев выставки — павильона журнала «L’Esprit Nouveau» («Новый дух»), спроектированном Ле Корбюзье и П. Жаннере и построенном в ландшафтном секторе выставочного раздела «Искусство театра, улицы и сада» у Гран-Пале . «Эспри Нуво» представлял собой унифицированный модуль с двухуровневой жилой ячейкой, предназначенный как для постройки отдельного дома-виллы с крышей-террасой, так и для серийного производства в сборке разнообразных по конфигурации многоэтажных домов. К павильону примыкал цилиндрический зал, где экспонировались два варианта градостроительного проекта Ле Корбюзье: «План современного города с численностью населения 3 млн. человек» (1922) и его вторая версия, называвшаяся «План Вуазен» (1925) .
Крупные декоративные проекты на выставке осуществил французский скульптор и живописец Ф. Леже (золотая медаль по классу архитектуры ). Высокую оценку получили также выставочные павильоны туризма (архитектор Р. Малле-Стивенс ), выставочный центр ( О. Перре ), вход со стороны площади Согласия (П. Пату), электрическая декорация фонтанов ( Р. Лалик ).