Interested Article - Гисбрехтс, Корнелис Норбертус

Корнелис Норбертус Гисбрехтс , также Гийсбрехтс , Гейсбрехтс ( нидерл. Cornelis Norbertus Gysbrechts , вариант написания Gijsbrechts ; около 1640 , Антверпен — после 1675 г.) — фламандский живописец, работавший преимущественно в жанре натюрморта .

Биография

О жизни художника сохранилось мало сведений. Гисбрехтс родился в Антверпене предположительно около 1640 года. Первые сохранившиеся работы художника датированы 1657 годом . Около 1660 года Гисбрехтс был зачислен в антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки . Вероятно, там же он и обучался живописи .

В 1664 году работал в Регенсбурге , с 1665 по 1668 год — в Гамбурге . С 1668 по 1672 год жил в Копенгагене , будучи придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V . Именно этот период стал для него наиболее плодотворным.

В последующие годы много путешествовал, работал в Стокгольме , Бреслау , и, вероятно, в Брюгге . Умер около 1675 года (место смерти неизвестно).

Творчество

Корнелиус Норбертус Гисбрехтс известен в первую очередь как мастер натюрморта, хотя он рисовал также портреты и жанровые сцены . Его кисти принадлежит значительное количество натюрмортов типа « суета сует », в которых присутствуют типичные для этого жанра атрибуты — череп, песочные часы, свеча, мыльный пузырь и т. д. — призванные напоминать о бренности всего сущего и скоротечности земной жизни . Однако наибольшую известность Гисбрехтсу принесла другая разновидность натюрморта — так называемая « обманка ». В XVII веке многие нидерландские художники увлекались иллюзионистским натюрмортом, стремясь изобразить реальность столь достоверно, чтобы нарисованное казалось настоящим. Возможно, на Гисбрехта повлияло творчество другого мастера обманки — Самюэла ван Хогстратена .

Обманка с письмами и нотной тетрадью. 1668
Оборотная сторона картины в раме. 1668—1672

В своих обманках Гисбрехт (как и ряд других нидерландских художников того времени) любил изображать письменные принадлежности, в частности, деревянные планшеты с прикреплёнными к ним письмами . На подобных планшетах или же на дверцах шкафчиков могли находиться не только письма, но и другие предметы, удерживаемые красными вертикальными и горизонтальными лентами. Все эти предметы, а также прикрывающие их занавески, изображались художником с исключительным мастерством, создавая иллюзию реальности. Кроме того, Гисбрехт часто изображал приоткрытые застеклённые дверцы шкафчиков, сквозь которые можно было «заглянуть» внутрь и рассмотреть содержимое . Дополнительную правдоподобность придавали тщательно прорисованные детали, такие как, например, замок и торчащий из него ключ .

Настоящей «визитной карточкой» Гисбрехтса стала ещё одна разновидность обманки — изображение оборотной стороны картины. Зрителю, смотрящему на холст, должно было казаться, что он видит не лицевую сторону, а реверс . Гисбрехтс не скупился на убедительные подробности: неровности и трещинки в древесине, написанный на бумажке и приклеенный красной сургучной печатью инвентарный номер, случайные мазки краски, попавшие на оборотную сторону, когда якобы красили раму несуществующей картины, края холста, удерживаемые крошечными гвоздиками, и т. д. .

Эта работа, созданная около 1670 года, была приобретена Фредериком III для Королевской кунсткамеры. Она должна была не висеть, а стоять прислонённой к стене, чтобы посетителям захотелось перевернуть её . В этом же году король скончался, и на престол взошёл его сын Кристиан. Вкусы последнего были не столь утончёнными, как у его отца: он увлекался преимущественно охотой. Поэтому для него Гисбрехтс создал серию обманок, изображавших охотничье снаряжение и мёртвую дичь. По всей видимости, они предназначались для королевской резиденции, Розенборгского замка , где должны были висеть под определённым углом при тусклом освещении, дабы вводить в заблуждение ни о чём не подозревающих гостей .

Элементы обманки Гисбрехтс добавлял и в натюрморты-ванитас. Так, в известной работе 1668 года он нарисовал отклеившийся от подрамника и отогнувшийся угол холста. Это означало, что даже искусство, способное, казалось бы, остановить время, на самом деле хрупко, уязвимо и не вечно .

Некоторые исследователи считают Гисбрехтса родоначальником жанра фигур-обманок . Под влиянием мастера находился французский художник Жан-Франсуа де Ле Мотт .

Примечания

  1. Cornelius Norbertus Gijsbrechts // (англ.)
  2. .
  3. , с. 6.
  4. , с. 9.
  5. (фр.) . Larousse: Dictionnaire de la peinture. Дата обращения: 23 февраля 2017. 24 февраля 2017 года.
  6. (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 23 февраля 2017. 24 февраля 2017 года.
  7. .
  8. Hans-Joachim Raupp. // Stilleben und Tierstücke. Niederländische Malerei des 17. Jahrhunderts der SØR Rusche-Sammlung. — LIT Verlag Münster, 1995. — ISBN 3825822397 .
  9. (англ.) . Statens Museum for Kunst. Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано из 9 февраля 2017 года.
  10. Tom Lubbock. (англ.) // The Independent. 8 февраля 2021 года.
  11. Hanneke Grootenboer. // Vom Objekt zum Bild: Piktorale Prozesse in Kunst und Wissenschaft, 1600-2000 / Bettina Gockel. — Walter de Gruyter, 2011. — P. 44.

Галерея

Литература

  • Koester, Olaf. The Eye Deceived. Painted Illusions by Cornelius Gijsbrechts (каталог выставки). — Mauritshuis, 2005.
  • Scott J. Mangieri. . — ProQuest, 2008. — 52 p. от 24 февраля 2017 на Wayback Machine

Ссылки

  • (англ.) . Artcyclopedia . Дата обращения: 23 февраля 2017.
  • (англ.) . RKD. Дата обращения: 23 февраля 2017.
  • . Artholland.ru . Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано из 26 марта 2016 года.
  • (нидерл.) . Codart . Дата обращения: 23 февраля 2017.
  • (нидерл.) . Statens Museum for Kunst. Дата обращения: 23 февраля 2017. Архивировано из 9 июня 2016 года. (с английскими субтитрами)
Источник —

Same as Гисбрехтс, Корнелис Норбертус