Тиресий
предсказал Нарциссу, что тот будет жить долго, «коль сам он себя не увидит». В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Когда Нарциссу было шестнадцать лет («Вот к пятнадцати год прибавить мог уж Кефисий, Сразу и мальчиком он и юношей мог почитаться».), его полюбила горная нимфа
Эхо
или, в другом варианте, юноша Аминий. Прекрасный, но холодный и гордый, он отвергает их любовь. Во всех версиях отвергнутые влюбленные страдают и теряют жизнь или телесный облик: Аминий кончает с собой перед домом Нарцисса, от нимфы Эхо остается лишь голос. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к
Немезиде
), прося наказать Нарцисса («Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!»), и та внимает их просьбам. Во время очередной охоты Нарцисс видит в реке своё отражение и влюбляется в самого себя, причем так сильно, что не может больше расстаться со своим отражением и умирает от голода и страдания. По другой версии, он срывается с берега и тонет в реке
[
источник не указан 1019 дней
]
. Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый цветок
нарцисс
.
Наяды
оплакивают его
.
Интерпретации и символический смысл
Имя Нарцисса уже в античности стало нарицательным
и стало символизировать гордость и самовлюблённость. Согласно одному из античных толкователей, близких
платонизму
, Нарцисс увидел «
в текущей природе материи свою собственную тень, то есть внутри материи — живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу, как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу
»
.
Имя Нарцисса в европейских культурах стало нарицательным обозначением эгоиста, а также послужило источником для обозначения особенностей поведения, расстройств личности, сексуальных отклонений, характеризующихся фокусированием на собственной индивидуальности, личных переживаниях и эмоциях в сочетании с пренебрежением интересов и переживаний других.
Античные источники
До нас дошло несколько версий этого мифа.
Классическая версия сюжета о нимфе Эхо и Нарциссе отражена в 3-й книге «Метаморфоз» (стихи 339—510)
Публия Овидия Назона
(8 г. н. э.)
. Согласно этому источнику, Нарцисс, пятнадцатилетний сын Кефиса и Лириопеи шел по лесу, где его заметила горная нимфа Эхо, которая тут же влюбилась в него и пошла за ним следом. Нарцисс, обнаружив, что его преследуют, вскрикнул: «Кто здесь?», и нимфа повторила его слова. Вскоре она обнаружила себя и попыталась заключить Нарцисса в объятия, но тот холодно отверг ухаживания Эхо и прогнал её. Несчастная нимфа провела остаток жизни в страданиях, её тело увядало до тех пор, пока от неё не остался только голос, способный лишь на повторение других звуков. Богиня мщения
Немезида
, прослышав об этом, заманила Нарцисса в лесную чащу к источнику с зеркально спокойной водой, в котором юноша увидел самого себя. Не отдавая себе отчета в том, что это — лишь отражение, он влюбился в свой образ. В конце концов он умер от истощения, осознав невозможность взаимной любви к самому себе, а на месте его тела вырос цветок нарцисса.
Более ранняя версия, сравнительно недавно обнаруженная среди
оксиринхских папирусов
и приписываемая
Парфению Никейскому
, восходит к 50-м гг. до н. э. Она заканчивается самоубийством Нарцисса.
Версия греческого мифографа
Конона
, современника Овидия, также завершается самоубийством Нарцисса, однако в ней фигурирует юноша Аминий, чью любовь, как, впрочем, и любовь многих других юношей, отверг Нарцисс. Аминий на пороге дома Нарцисса бросился на меч, который вручил несчастному Нарцисс. Перед этим отчаянным поступком Аминий взмолился богам и попросил наказать надменного за все причиненные им страдания
. Век спустя этот сюжет с изменениями в прозаической форме изложил
Павсаний
, автор путевых наблюдений и заметок под названием «Описание Эллады» (
др.-греч.
Περιήγησις τῆς Ἑλλάδος
), с доверием и полнотой записывавший ходячие мифологические сюжеты. Согласно Павсанию, в местности Донакон («Тростниковое ложе») в земле феспийцев есть родник, у которого якобы умер Нарцисс. Согласно этой легенде, у Нарцисса была сестра-близнец, похожая на него как две капли воды. Нарцисс был влюблен в неё, а когда она внезапно умерла, он стал ходить к источнику и смотреть в воду, представляя, будто он видит её. Этим он утешался, пока не умер
.
Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.201-202
Гигин. Мифы 271; Клавдиан. Похищение Прозерпины II 136
Овидий. Метаморфозы III 342—346
Нонн. Деяния Диониса XLVIII 580—585
Овидий. Метаморфозы III 402—506; Лактанций Плацид (рус. пер. см. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.246-247; Первый ватиканский мифограф II 83
См. Вергилий. Комар 408—409; Стаций. Фиваида VII 340; Овидий. Фасты V 225—226
Ватиканский аноним. О невероятном 9, пер. В. Н. Ярхо
Овидий. Метаморфозы III 339—510
Конон. Мифы 24 (см. пер. В. Н. Ярхо в изд. Первый ватиканский мифограф. СПб, 2000. С.198); близкая версия в
(неопр.)
. Дата обращения: 1 марта 2009.
28 ноября 2012 года.
Павсаний. Описание Эллады IX 31, 7-9
Дэвид Карр.
от 16 августа 2017 на
Wayback Machine
(англ.)
на сайте
nytimes.com
, 4 января 2015
Эмма Хаслетт.
от 8 февраля 2015 на
Wayback Machine
(англ.)
на сайте
cityam.com
, 6 января 2015
Ссылки
(неопр.)
. Дата обращения: 16 октября 2005.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 марта 2009.
(неопр.)
. Дата обращения: 9 октября 2007.
// Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. — М.: Текст, 2000, с. 130—140
(неопр.)
. Дата обращения: 4 марта 2010.
28 ноября 2012 года.
(англ.)