Interested Article - Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка

Павильон «Махорка» арх. К. С. Мельникова
Схема генерального плана выставки
Диплом признательности

Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка выставка в Москве , проходившая в 1923 году. Была первой выставкой такого масштаба, проведённой на территории СССР ( России ). Предшественница ВСХВ—ВДНХ .

Общие сведения

Выставка была открыта 19 августа 1923 года . Основанием для строительства, проведения выставки послужил декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке» от 15 декабря 1922 года. Местом для её проведения послужили Воробьёвы горы , территория, на которой сегодня располагаются Парк им. Горького и Нескучный сад .

«Придаю очень большое значение выставке, — писал В. И. Ленин , — уверен, что все организации окажут ей полное содействие. От души желаю наилучшего успеха»

Выставка открылась на месте, где издавна существовали огороды москвичей, а при советской власти возникла гигантская свалка . На открытии присутствовал А. В. Луначарский . В свой последний приезд в Москву, 19 октября 1923, В. И. Ленин посетил выставку .

Характеристики

  • Площадь выставки — около 100 га .
  • Количество построек — 255 (включая вспомогательные сооружения)
  • Продолжительность проектирования и строительства — 10 месяцев, с октября 1922 года (рекордные для того времени сроки)
  • Стоимость постройки комплекса - около 13 млн рублей
  • Кол-во посетителей — более 1,5 млн.
  • Кол-во участвовавших иностранных фирм — более 600.

Руководство выставки

Членом оргкомитета выставки был Н. И. Вавилов .

Архитектура

На проектирование генерального плана выставки осенью 1922 года был объявлен открытый конкурс, идеологом которого стал вернувшийся из заграничной командировки А. В. Чаянов . На конкурс было представлено 27 проектов, выполненных представителями разных поколений, архитектурных школ и течений; победу одержал проект молодого архитектора Н. Я. Колли , выпускника ВХУТЕМАСа , ученика академика И. В. Жолтовского . Параллельно Главный выставочный комитет организовал закрытый конкурс, к участию в котором пригласил И. А. Фомина , И. В. Жолтовского, В. А. Щуко и ряд других видных архитекторов . Комиссия выбрала для реализации проект разработанный И. В. Жолтовским, который с некоторыми изменениями и доработками был принят к реализации .

Место проведения выставки было определено руководителем Главвыставкома А. В. Щусевым и автором проекта И. В. Жолтовским, которые в то время работали над планом «Новая Москва». Согласно этому плану, территория будущей выставки должна была стать одним из «зелёных клиньев», прокладываемых от периферии к центру Москвы .

Основная архитектурно-планировочная идея генерального плана выставки, предложенная Жолтовским, заключалась в создании большого партера, в центре которого первоначально предполагалось соорудить фонтан с символической скульптурой пробуждающейся России. К фонтану и скульптуре обращались отдельные павильоны. Однако фонтан построен не был и ведущей темой в композиции выставки стала река. Архитектурный ансамбль выставки раскрывался в сторону Москвы-реки, и наиболее выигрышно смотрелся с Крымского моста .

На Выставке впервые были применены приёмы русского архитектурного авангарда , воплощённого впоследствии в различных капитальных постройках. Одним из самых новаторских на выставке был павильон «Махорка» , построенный по проекту К. С. Мельникова . Тонкий стилист В. А. Щуко , приглашённый из Петрограда для строительства на Выставке ряда павильонов Иностранного отдела, увидев завершающуюся «Махорку», приостановил работу и начал перерабатывать фасады своих построек . Выдающийся архитектор-конструктивист М. Я. Гинзбург так оценил павильон Махорочного синдиката:

«В отделе переработки выгодно выделяется павильон „Махорка“ (архитектора Мельникова)… Безусловно, это наиболее свежая и оригинальная мысль, вполне органически использованная в дереве» .

В отчёте «Главвыстпррома» об организации, строительстве и архитектуре первой советской ВСХВ содержится следующая запись:

«Павильон Дальнего Востока, Главмахорка и ещё два-три небольших здания, разбросанных на выставке, являлись образцами нового течения в архитектуре и вносили разнообразие в общую массу построек…» .

Архитектурные решения, опробованные здесь, по сей день находят применения в различных сооружениях по всему миру.

Большинство сооружений и павильонов были деревянными и не сохранились. Часть снесли в ходе реконструкции парка в 1930-е годы, часть была уничтожена авиабомбами в годы войны, а то, что ещё оставалось снесли во второй половине 1960-х годов . До настоящего времени сохранился павильон кустарной промышленности — бывший цех судостроительного завода «Крымский Бромлей», оформленный А. В. Щусевым . В 1931—1934 годы здание было переделано в духе постконструктивизма . C 1934 по 1942 год в нём работал кинотеатр; в 1942 году его зрительный был разрушен авиабомбой и более не восстанавливался . C 1942 года здание представляет собой два изолированных объёма с руиной посередине ; в 2020-е годы в северном крыле базируется дирекция парка, в южном — офис музей «Гараж» . В руинированном виде сохранился павильон «Механизация» — самый крупный на выставке и единственный, построенный на основе железобетонного каркаса. После уничтожения зажигательными бомбами в 1942 году павильона Культурно-просветительского отдела его название — «Шестигранник» — было перенесено на павильон «Механизация» В современной планировочной структуре парка также сохранились некоторые фрагменты планировки выставки.

Сооружения и павильоны

Состояние павильона «Механизация» на 2007 г
Перестроенный заводской корпус фирмы Бромлея (во время проведения выставки — павильон Кустарной промышленности)
* Крестьянская усадьба крайнего севера Архангельской губернии ;
* Двор Вологодской губернии ;
* Двор Приозёрного края ( Новгородская губерния );
* Двор Средне-Нечернозёмной полосы ( Клинский уезд );
* Двор Пермского края ( Кунгурский уезд );
* Двор Пензенской губернии (Нижне-Ломовский уезд);
* Двор Воронежской губернии ( Нижнедевицкий уезд );
* Полтавская изба;
* Двор Кубано-Черноморской области.
* Северный улучшенный дом;
* Центральный улучшенный двор;
* Южный улучшенный двор;
* Хозяйство-коммуна;
* Образцовый агрономический пункт;
* Дом крестьянина (клуб) с «Уголком имени В. И. Ленина»;
* Волисполком;
* Кооперативная молочная;
* Сельские ясли;
* Совхоз.

В культуре

Сельскохозяйственная выставка в « » № 18 (1923)

Упоминания о выставке можно найти в различной художественной литературе, в том числе в одном из рассказов М. А. Булгакова .

В архиве ВДНХ сохранился фотоальбом, посвящённый выставке.

Несмотря на большую известность, которую выставка получила как в России, так и за её пределами, упоминаний о ней в литературе и Интернете очень мало. За рубежом она известна в основном благодаря произведениям искусства в стиле русский авангард : плакатам, живописи, графике.

В филателии

Во время работы Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки Организация Уполномоченного по филателии и бонам особой секции при Всероссийском комитете содействия сельскому хозяйству ВЦИК организовала выставку наиболее полной коллекции почтовых марок РСФСР.

Первые почтовые марки СССР были выпущены в 1923 году и были посвящены именно открытию Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке.

См. также

Примечания

  1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 45, с. 298
  2. от 1 декабря 2005 на Wayback Machine // « Российская газета » от 4 июля 2005
  3. Г. Лебедев, А. Хейфец. В. И. Ленин на первой сельскохозяйственной выставке // Огонёк. — 1958. — № 6 . — С. 7 .
  4. Дневник болезни Ленина: «19 октября 1923. Владимир Ильич вышел во двор Кремля, ездил мимо выставки, показал, что хочет вернуться в Горки и в 19–00 вернулись назад.»
  5. Дата обращения: 6 июля 2020. 4 августа 2020 года.
  6. Брагин, Абрам Григорьевич // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М. : Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  7. , с. 6.
  8. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты . — 3-е изд. — М. : Жираф, 2005 . — С. 358. — 2500 экз. ISBN 5-89832-043-1 .
  9. Выставочные ансамбли СССР. 1920-1930-е годы: материалы и документы / Отв. ред. В. П. Толстой. — М. : Галарт, 2006. — С. 28. — 468 с. — ISBN 978-5-269-01050-2 .
  10. от 8 октября 2007 на Wayback Machine
  11. , с. 90.
  12. , с. 8.
  13. , с. 9.
  14. , с. 92.
  15. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / Сост. А. Стригалёв и И. Коккинаки. — М.: Искусство, 1985. — 311 с.
  16. , с. 159.
  17. , с. 117.
  18. , с. 139.
  19. , с. 151.
  20. , с. 151, 182.
  21. , с. 182.
  22. , с. 94, 96, 99.
  23. , с. 94.
  24. , с. 74.
  25. , с. 95.
  26. , с. 95, 103.
  27. , с. 98.
  28. , с. 104.
  29. , с. 118.
  30. , с. 93.
  31. Вигдария Хазанова. Дата обращения: 14 сентября 2014. 13 июля 2015 года.
  32. , с. 169.
  33. 1-я сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР: Виды выставки. — М. : Новая деревня, 1923.
  34. , с. 101.
  35. , с. 171.
  36. , с. 97.
  37. , с. 577.
  38. , с. 100.
  39. , с. 17.
  40. Хан-Магомедов С. О. Илья Голосов. — М. : Архитектура-С, 2007. — С. 46. — 104 с. — ISBN 978-5-9647-0130-9 .
  41. , с. 16.
  42. , с. 203.
  43. , с. 18.
  44. , с. 159.
  45. , с. 99.
  46. , с. 103.
  47. , с. 102.
  48. Кауфман С. А. Владимир Алексеевич Щуко. — Издательство Академии архитектуры СССР, 1946. — С. 63. — 68 с. — (Мастера советской архитектуры).
  49. (недоступная ссылка)
  50. . Дата обращения: 16 октября 2008. Архивировано из 7 марта 2009 года.

Литература

  • Выставочные ансамбли СССР. 1920—1930-е годы. Материалы и документы, М.: 2006, Галарт, ISBN 5-269-01050-X
  • Евстратова М., Колузаков С. и другие. . — М. : Фонд «Связь Эпох», 2018. — ISBN 9785990728516 .
  • Евстратова М. и Колузаков С. Временная архитектура парка Горького. — Музей современного искусства «Гараж», 2020a. — ISBN 9785990971639 .
  • Хан-Магомедов С. О. , Сто шедевров советского архитектурного авангарда, М.:2004, УРСС, ISBN 5-354-00892-1
  • Архитектура Москвы 1910—1935 гг / Комеч А. И. , Броновицкая А. Ю., Броновицкая Н. Н. — М. : Искусство — XXI век, 2012. — С. 90—104. — 356 с. — ( Памятники архитектуры Москвы ). — 2500 экз. ISBN 978-5-98051-101-2 .
  • Обзор деятельности Главного Выставочного Комитета. — М. : Редакционно-Издательский отдел Главного Всероссийского Выставочного Комитета, 1922. — 52 с.
  • Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля 1917—1970. — М. : Советский художник, 1976. — 374 с.
  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М. : Стройиздат, 1996. — 709 с. — ISBN 5-274-02045-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка