Современная философия
- 1 year ago
- 0
- 0
«Современная архитектура» («СА») — советский периодический иллюстрированный журнал, издававшийся в Москве в 1926 — 1930 годах. Освещал вопросы градостроительства , жилой и промышленной архитектуры , проектирования, истории и теории архитектуры и строительства. Сыграл одну из главных ролей в пропаганде идей архитектурного конструктивизма , фактически стал печатным органом творческого объединения архитекторов-конструктивистов — Объединения современных архитекторов .
В 1925 году Художественный отдел Главнауки Наркомпроса РСФСР принял решение организовать выпуск архитектурного журнала. В то время в СССР не было периодического издания архитектурной направленности; первый советский тематический журнал «Архитектура», издавать который в 1923 году начало Московское архитектурное общество (МАО), выдержал лишь два выпуска.
Заведующий отделом П. И. Новицкий поручил решение организационных вопросов по созданию журнала М. Я. Гинзбургу , имевшему опыт работы ответственным редактором «Архитектуры». Гинзбург, в свою очередь, предложил стать издателем журнала Архитектурной группе ИНХУКа , куда входили члены объединения ЛЕФ и ряд преподавателей и студентов ВХУТЕМАСа . Архитектурная группа ИНХУКа разделяла позиции конструктивизма и воспринималась в то время как одна из архитектурных группировок, наряду со старейшей творческой организацией страны МАО и созданным в 1923 году объединением рационалистов АСНОВА ; руководителями группы были А. А. Веснин , А. С. Лавинский и О. М. Брик . В ходе обсуждения активом группы концепции издания представители ЛЕФа (прежде всего Брик) настаивали на том, что будущий журнал должен освещать все области конструктивизма и производственного искусства (издаваемый объединением журнал « ЛЕФ », выходивший нерегулярно в течение трёх лет, в 1925 году прекратил своё существование); архитекторы предлагали создать более узкий по направленности журнал, представляя его органом нового творческого течения — архитектурного конструктивизма .
Во второй половине 1925 года деятельность Архитектурной группы ИНХУКа—ЛЕФа была свёрнута. Часть её членов, а также творческие единомышленники Веснина и Гинзбурга в МИГИ , МВТУ и ВХУТЕМАСе в декабре 1925 года создали новую творческую организацию архитекторов-конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА), председателем которой стал А. А. Веснин . В мае 1926 года вышел первый номер журнала, получившего название «Современная архитектура» («СА») . На его обложке от имени редколлегии было заявлено:
Журнал Современная Архитектура является по преимуществу результатом работ членов Объединения Современных Архитекторов (ОСА), связанных общими архитектурными взглядами и устремлениями.
Тем не менее Современная Архитектура не намеревается замкнуться в своем внутреннем кругу. Наоборот, редакция всячески стремится систематически отражать все волнующие вопросы нашей архитектурной современности.
И точно так же Современная Архитектура широко открывает свои страницы всем своим единомышленникам, рассеянным не только в пределах СССР, но и всего мира.
Несмотря на эту декларацию, на момент выпуска первого номера «СА» творческое объединение архитекторов-конструктивистов ещё не было официально оформлено: Моссовет несколько раз отказывал в его регистрации, предлагая учредителям влиться в одну из уже существующих архитектурных организаций. Лишь осенью 1926 года ОСА удалось официально оформить своё существование при Государственной академии художественных наук . На принятие положительного решения большое влияние оказало начало выпуска «Современной архитектуры». Так, в письме Главнауки Наркомпроса в Моссовет отмечалось, что ОСА «издаёт единственный в СССР архитектурный журнал „Современная архитектура“, первые два вышедших номера которого были встречены с живейшим интересом как у нас, так и на Западе» .
Редколлегия «Современной архитектуры» эклектикой и различными стилизациями в духе «конструктивного стиля», вступали в острую полемику с представителями других архитектурных течений, прежде всего с «традиционалистами» и членами АСНОВА . Выпуски журнала сопровождались призывами и лозунгами: «Долой эклектику!», «Да здравствует функциональный метод мышления!», «Да здравствует конструктивизм!», «Архитектор, не подражай формам техники, а учись методу конструктора». Уже с первых номеров содержание «Современной архитектуры» вышло за пределы сугубо архитектурно-строительной тематики. Журнал широко освещал произведения и других направлений конструктивизма: полиграфии (лидер — Алексей Ган ) и дизайна ( Александр Родченко ). Вместе с тем, на страницах «СА» не нашли отражения радикальные теории производственного искусства и конструктивизма, которые, в частности исповедовал Ган. Выступая в 1936 году на общесоюзном совещании архитекторов, Александр Веснин говорил: «В своё время некоторые наши товарищи, правда меньшинство, определённо загибали в вопросах искусства. Они говорили, что искусство — это пережиток, и вместо искусства выдвигали художественный труд. <…> … в нашем журнале мы никогда не допускали лозунга „Долой искусство“» .
выполняла роль руководящего органа ОСА, и журнал превратился в одно из основных средств пропаганды идей архитектурного конструктивизма. В статьях Моисея Гинзбурга разрабатывались идеология, теоретические основы и творческая концепция нового течения, в том числе и так называемый функциональный метод. Со страниц журнала конструктивисты вели борьбу с
1.
ЭКЛЕКТИЗМУ И БЕСПРИНЦИПНОСТИ — ОБЩИЙ ФРОНТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА В МЕТОДЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ. НАИТИЮ, ВДОХНОВЕНИЮ И ОТВЛЕЧЕННЫМ ЖРЕЧЕСКИМ КАНОНАМ — ПЛАНОВЫЙ МЕТОД, РАЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, ИДУЩЕЕ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ДНЯ.
2.
ДЕКОРАТИВНО-УКРАШАЮЩИМ СТИЛЯМ — СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО БЫТА, КОРЕННУЮ РЕОРГАНИЗАЦИЮ АРХИТЕКТУРНЫХ ТИПОВ ИЗНУТРИ, ОТ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ.
3.
ПАССИВНОМУ ПОДЧИНЕНИЮ СУЩЕСТВУЮЩИМ МАТЕРИАЛАМ И КОНСТРУКЦИЯМ, КАНОНИЗИРОВАННЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ О ИХ СТАТИЧЕСКИХ И ТЕПЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ — АКТИВНЫЙ СТРОГО-НАУЧНЫЙ ПЕРЕСМОТР ИХ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО НОВЫХ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ И КОНСТРУКЦИЙ, БОРЬБУ С ЗАПАСАМИ ПРОЧНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТЬ КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ ЛИШЬ НА ТРАДИЦИЯХ, УНИЧТОЖЕНИЕ ВСЕХ ЧАСТЕЙ И ДЕТАЛЕЙ, НЕ НЕСУЩИХ СТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ ИЛИ ФУНКЦИЙ ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА.
4.
АНАХРОНИЗМУ В МЕТОДАХ СТРОЙПРОИЗВОДСТВА —
НОТ
, СТАНДАРТИЗАЦИЮ И МЕХАНИЗАЦИЮ СТРОИТЕЛЬСТВА, ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ И ЧАСТЕЙ СТРОЙПРОИЗВОДСТВА.
Из рекламы «Современной архитектуры» (№ 5—6, 1926, 3-я стр. обложки)
Редакция периодически объявляла товарищеские конкурсы, призывала архитекторов, «независимо от их архитектурных убеждений, <…> присылать снимки как с выстроенных зданий, так и с их проектов. СА будет клишировать присланные фото и печатать статьи как за, так и против помещаемого материала» . На деле в журнале появлялись в основном проекты членов и сторонников ОСА и работы некоторых представителей зарубежных авангардистских архитектурных течений — Фрэнка Ллойда Райта (№ 2, 1927), Эриха Мендельсона (№ 5, 1927), Ханнеса Майера , Робера Малле-Стивенса (№ 6, 1927), Вальтера Гропиуса (№ 6, 1927, № 1, 1928), Ле Корбюзье , Людвига Мис ван дер Роэ (№ 1, 1928), Эйлин Грей (№ 4, 1930) и других. За все годы существования журнал не опубликовал ни одного проекта и ни разу не упомянул имени такого яркого представителя советского авангарда, как Константин Мельников ; Мельников в ответ заявлял, что в руки не возьмёт «Современную архитектуру» . Принципиально игнорировал журнал и работы «традиционалистов» . По отношению к рационалистам поначалу редколлегия проводила линию на включение их материалов в журнал, предлагала выделить АСНОВА место в «СА» в «полное редакционное распоряжение». Обсжудалась даже идея выпускать журнал с двумя разными обложками на оборотных сторонах — на одной из которых было бы написано «ОСА», на другой, перевёрнутой — «АСНОВА», причём тексты и иллюстрации предлагалось располагать только на правых страницах, «вверх ногами» по отношению к материалам конкурентов. Однако договориться об условиях сотрудничества группировкам не удалось. АСНОВА выступила с критикой журнала, отказавшись предоставлять для публикации свои проекты, а вскоре вышел первый выпуск журнала «Известия АСНОВА», так и оставшийся единственным. По мнению исследователя архитектуры советского авангарда С. О. Хан-Магомедова , «тот факт, что ОСА и АСНОВА не смогли договориться о совместном издании „СА“, нанёс серьёзный ущерб пропаганде достижений советского архитектурного авангарда второй половины 20-х годов» .
Журнал нередко становился площадкой публичной борьбы с представителями АСНОВА и других архитектурных течений. Начавшись как сугубо профессиональная, с 1928 года полемика между ОСА и АСНОВА стала сопровождаться взаимными обвинениями, приклеиванием друг другу философско-идеологических ярлыков, употреблением вульгарных приёмов критики. В «Современной архитектуре» эти тенденции отразились в резких по тону статьях Романа Хигера ; он, по словам Хан-Магомедова, «с увлечением включился в эту часто весьма далёкую от творческих профессиональных проблем полемику, которая нередко напоминала перебранку по принципу „сам дурак“» . В 1930 году редколлегия выступила против «огульной травли» членами ВОПРА архитектора-конструктивиста Ивана Леонидова , поместив в журнал редакционную статью в его защиту и опубликовав созданный Леонидовым проект Дворца труда. Поводом к этому стал ряд статей А. Мордвинова , в которых он выступил с резкой критикой Леонидова, назвав архитектора вредителем, а его творчество «леонидовщиной» — «мелкобуржуазным направлением в архитектуре» .
Во время существования «Современной архитектуры» (1926—1930) в СССР издавалось ещё два журнала, систематически публиковавших материалы по архитектурной тематике — ежемесячные «Строительная промышленность» и «Строительство Москвы», выходившие тиражом по 12—15 тыс. экземпляров каждый. По сравнению с этими изданиями тираж «Современной архитектуры» был небольшим (1,5 тыс. экз. в 1926 г., 4 тыс. — в 1930 г.), а цена одного номера — значительно выше (2 руб. 50 коп., против 1 руб. 25 коп. у «Строительной промышленности» и 45 коп. у «Строительства Москвы») .
Журнал выходил с периодичностью 6 номеров в год. Всего за период 1926—1930 годов вышло 27 номеров «СА», в том числе три сдвоенных . Некоторые выпуски были тематическими: № 6 за 1927 год был посвящён прошедшей в Москве Первой выставке современной архитектуры ; в 1929 году темами журнали стали «Современное жильё» (№ 1), «Свет и цвет» (№ 2), «Сооружения культуры и отдыха» (№ 3) и «Днепрострой» (№ 6) .
Выпуск журнала был прекращён в 1930 году. В последнем, шестом, номере за 1930 год была опубликована редакционная статья «1926—1930», подводящая итоги пятилетней деятельности «Современной архитектуры» и Объединения современных архитекторов. В том же году прежде самостоятельные архитектурные группы (ОСА, АСНОВА, МАО, ВОПРА, АРУ и другие) вошли на правах секторов в Московское областное отделение Всесоюзного архитектурно-научного общества (МОВАНО) . МОВАНО планировало создать на базе «Современной архитектуры» внегрупповой архитектурный журнал — в том же последнем номере «СА» за 1930 год была напечатана реклама готовящегося к выпуску журнала «Революционная архитектура» («РА»), которая сообщала, что новый журнал «объединяет главнейшие архитектурные течения сектора ВОПРА, АСНОВА, АРУ и ОСА». Однако создать собственный печатный орган МОВАНО не удалось. В 1931 году появился новый архитектурный журнал «Советская архитектура», в состав редколлегии которого вошёл и бывший ответственный редактор «Современной архитектуры» М. Я. Гинзбург .
Ответственными редакторами журнала в 1926—1928 годах были А. А. Веснин и М. Я. Гинзбург. В 1929 году, в связи с выходом постановления Главнауки и Госиздата о выделении во всех научных периодических изданиях только одного ответственного редактора, редакция выбрала ответственным редактором журнала Гинзбурга, а Веснина — редактором «по библиотеке СА» (разделу «Библиография») . Гинзбург указан ответственным редактором всех выпусков журнала за 1929 год. В 1930 году редколлегию вновь возглавили Веснин и Гинзбург. В том же году в составе редакции появилась должность заместителя ответственного редактора, которую занял Р. Я. Хигер.
В состав первой редколлегии журнала кроме Веснина и Гинзбурга входили А. К. Буров , В. А. Веснин , Г. Г. Вегман , И. А. Голосов , А. М. Ган, А. Ф. Лолейт , Г. М. Орлов и . Большинство членов редколлегии работали в журнале на протяжении всего 5-летнего периода его существования; И. А. Голосов и А. Ф. Лолейт вышли из редколлегии в 1926 году . В дальнейшем состав редколлегии несколько раз пополнялся новым членами: В. Н. Владимиров (с № 2, 1926), С. А. Маслих (с № 4, 1926), И. Л. Маца (№ 5—6, 1926), П. И. Новицкий (с № 5—6, 1926), А. Л. Пастернак (с № 3, 1927), А. С. Никольский , М. О. Барщ (с № 4—5, 1927), И. И. Леонидов (с № 1, 1928), , И. И. Муравьёв, Н. Б. Соколов, М. Холостенко, Ф. И. Яловкин, Р. Я. Хигер, А. С. Фисенко (с № 6, 1928). В двух номерах журнала (№ 6, 1928 и № 1, 1929) членом редколлегии указан Ле Корбюзье . Члены редколлегии собирались на квартире или на даче А. А. Веснина, где подробно обсуждались основные материалы, составлялись редакционные статьи; вёл заседания Веснин, за которым всегда оставалось решающее слово относительно содержания номера .
В большинстве выпусков журнала наряду со списком редколлегии перечислялись те, с кем сотрудничает журнал. В конце 1926 года в одном из номеров был дан обобщающий список авторов, в числе которых были названы К. Акашев , Г. Бархин , , Л. Веснин , , Г. Гольц , В. Гропиус , А. Иваницкий , Н. Колли , , Я. Корнфельд , А. Капустина , , , , , Г. Карлсен , , А. Люрса , П. Малиновский , Мис ван дер Роэ , Э. Норверт , М. Парусников , А. Родченко, , Ш. Сыркус , , П. Эттингер , А. Эрлих .
В 1926—1928 годах большинство выпусков журнала оформлял Алексей Ган (обложки, вёрстка, реклама); исключением стали № 6 за 1927 и № 1 за 1928 год, макет которых разрабатывал Иван Леонидов. В дальнейшем оформлением журнала занимались Варвара Степанова (четыре номера), Е. Некрасов (два номера) и Соломон Телингатер (четыре номера) .
В оформлении журнала отразилась позиция А. Гана, который считал принципиальным для конструктивизма делать вёрстку без рисованных элементов и максимально использовать возможности типографских шрифтовых касс: за редким исключением все обложки «Современной архитектуры» были чисто шрифтовыми. В вёрстке журнала широко использовались возможности шрифта (изменение начертания, размера, цвета, укрупнение и подчёркивание важных слов и фраз), приёмы изменения ширины текстовых столбцов, введения перпендикулярных или диагональных к основному тексту строк, внедрение выделенных толстыми линиями и восклицательными знаками вставок с лозунгами, оформление различными стрелками, знаками и др. Журнал был богато иллюстрирован фотографиями, схемами и чертежами. В монтаже иллюстраций использовались приёмы, идущие от рекламно-плакатной полиграфии; особенно это было характерно для титульных листов, куда выносились наиболее содержательные иллюстрации, и второй—четвёртой страниц обложек журнала .
Выход уже первых номеров «Современной архитектуры» вызвал широкие отклики как в СССР, так и за границей. Директор Баухауза Вальтер Гропиус писал о «чрезвычайно заинтересовавших не только меня, но и всех работников нашего института» двух первых выпусках журнала. Одним из лучших европейских журналов называл «СА» чешский писатель и художник-авангардист Карел Тейге . Бруно Таут писал в издававшемся в Берлине журнале «Das neue Rußland», что «Современная архитектура» — журнал, «посвященный исключительно новому пониманию архитектуры, являющийся широко задуманным органом борьбы и пропаганды; такого журнала, к сожалению, всё ещё не хватает Германии» .
Как отмечала редколлегия, «Советскую архитектуру» чаще всего критиковали за « сектантство и замкнутость». Так, во втором номере журнала за 1926 год было напечатано письмо АСНОВА, в котором организация рационалистов отказалась публиковать свои работы на страницах «СА», отметив, что журнал является «органом односторонним, отображающим интересы только одной из современных архитектурных группировок». В ответ на это редакция завила, что «журнал СА, конечно, не собирался и не собирается освещать вопросы вообще современной архитектуры, узко понимая под „современной“ всё что делается сегодня в области архитектурного строительства» .
Профессор Н. В. Марковников на страницах журнала «Строительная промышленность» назвал «СА» «новым концерном, декретирующим архитектуру», обвинив его в необъективном освещении проводимых архитектурных конкурсов, в частности в том, что редакция не помещает в журнал материалы о победивших проектах и, напротив, публикует проекты не отмеченные жюри. Редколлегия ответила, что для неё не имеет значения установленная жюри «табель о рангах» и она видит разницу между объективностью и беспринципностью: «По нашему, лучше „декретировать архитектуру“, чем просто насаживать „объективный“ винегрет из дореволюционной требухи и ставшего ныне модным „конструктивного стиля“» .
Искусствовед Н. И. Брунов в статье «Современная архитектура. Журнал ОСА», опубликованной в 1927 году журналом « Печать и революция », писал: «То, с чем покончила современная архитектура в её течении, представленном разбираемым журналом, это — абстрагирование искусства от жизни, понятие „чистой архитектуры“, не только не связанной с жизнью, но требующей жизнь себе в жертву и стремящейся над ней господствовать» .
Критически был настроен к журналу и Казимир Малевич , направивиший в 1928 году в «СА» письмо, в котором заявил, что «Ознакомившись с журналом „Современная архитектура“, я обнаружил большие принципиальные расхождения с современной архитектурной мыслью. Идеология архитектуры и вообще искусства вами не то чтобы не уяснена, но даже и нет попытки к выяснению этой великой стороны жизни в вашем журнале. Это положение заставляет меня воздержаться от сотрудничества в редактируемом вами журнале. Это значит: не печатайте моей фамилии в списках сотрудников, но этим я не исключаю возможность того, чтобы вы печатали мои работы. Я хочу быть случайным в вашем журнале, и пишите о моих работах сами, что хотите» .
По мнению С. О. Хан-Магомедова, журнал представляет собой выдающееся явление в культуре 1920-х годов: «Его содержание (текстовое и иллюстративное), приёмы монтажа, обложки и т. д. — всё это ставит „Современную архитектуру“ на одно из самых первых мест (а может быть, и на первое) в области журнальной полиграфии тех лет» .