Военная академия имени М. В. Фрунзе
- 1 year ago
- 0
- 0
Клуб Союза химиков Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе — многоэтажное здание московского рабочего клуба в стиле конструктивизма , расположенное в Дорогомилово по адресу Бережковская набережная , 28. Построено в 1927—1929 годах архитектором Константином Мельниковым по заказу для рабочих Дорогомиловского химического завода . Является объектом культурного наследия России регионального значения . На 2018 год в здании размещаются оптовый магазин тканей, мебельное ателье и магазин одежды .
Клуб — не строгий храм какого-то божества. В нем надо добиться такой обстановки, чтобы рабочего в клуб не тащить, а он сам бы бежал в него мимо дома и пивной. Не следует строить клуб для политических занятий исключительно. Надо строить его одновременно и для развлечений, и для отдыха. Клуб должен, если сумеет, показать, как надо строить новый быт....Так как большинство членов нашего союза по роду своей работы вынуждены работать в одиночку, необходимо в клубе создать такую обстановку, которая говорила бы о мощи коллектива и рабочего класса....Индустриализация — база социализма. Поэтому некоторые элементы архитектурного творчества желательно соединить с индустриализацией....Бережливость—одна из первых статей социалистического накопления. Здание клуба должно строиться на этом принципе, и качество строительства должно быть безукоризненно....В клубе воспитываются, учатся быть общественниками, прививают организационные навыки, отдыхают, развлекаются и т. д. Все в клубе, начиная от внешнего фасада и внутреннего оборудования, должно выражать эту идею общественности — пролетарской, классовой
В раннесоветский период клубы для рабочих размещались в старых особняках, бывших церквях или других помещениях, потерявших свою первоначальную функцию после революции . Клубы были местом для самообразования и досуга рабочих, а в период НЭПа также использовались как кинотеатры . В 1926 году президиум Московского городского совета профессиональных союзов принял постановление об обязательном отчислении 10 % культурного фонда в строительство клубов для улучшения быта рабочих на всей территории СССР . Поскольку в 1920-е годы клуб был новым типом и пользовался высоким спросом, профсоюзы не предъявляли конкретных требований по планировке здания, давали свободу в развитии внутреннего устройства и архитектурного решения .
На 1927 год промышленные профсоюзы Москвы и Московской области профинансировали тридцать новых клубов, девять из которых предполагалось возвести в столице . По причине сжатых сроков строительства, профсоюзы не устраивали открытых конкурсов , а чаще отдавали заказы архитекторам напрямую . Автор павильонов Махорка на ВСХВ и СССР на международной выставке в Париже Константин Мельников , успевший заработать репутацию новатора, осуществил проекты шести из них — имени Русакова , «Свобода» , «Каучук» , «Буревестник» , имени Фрунзе . Последний был спроектирован по заказу Союза химиков для рабочих Дорогомиловского химического завода .
Участок для постройки клуба Дорхимзавода имени Михаила Фрунзе был расположен на Бережковской набережной напротив Новодевичьего монастыря . Внешний вид здания решён в виде нескольких совмещенных прямоугольных объёмов . Цокольный этаж выдается вперёд, образуя террасу . Фасады покрыты сплошным остеклением. Главный зрительный зал был рассчитан на 370 человек . Он делился на три яруса, нижний из которых мог трансформироваться в фойе .
Согласно проекту, пространства для размещения , коридоров и лестниц сокращались для увеличения полезной площади. Такие решения часто шли вразрез с пожарными нормами . Этим объясняется появление у здания наружных лестниц — в чрезвычайной ситуации люди могли попасть на улицу прямо из зрительного зала, минуя сложные эвакуационные маршруты .
При проектировании интерьеров Константин Мельников закладывал идею многофункциональности — система залов должна была меняться под разные виды мероприятий с помощью «живых» мобильных стен . Во время кинопоказов вместимость зала увеличивалась за счет расположенного под бельэтажем клубного помещения. Стенка между уровнем пола в партере и бельэтаже раздвигалась и дополнительная аудитория получала возможность смотреть фильм ниже уровня основного зала .
В ходе реализации проект встретил сопротивление со стороны строителей — архитектурные инновации было сложно реализовать с инженерной точки зрения .
Это здание может служить иллюстрацией того, что нельзя одинаково подходить к клубам, отличным друг от друга как по охвату, так и по содержанию работы. В данном примере идея «соединенных зал» доведена до абсурда. Журнал «Строительство Москвы» о клубе имени Фрунзе
После реконструкции в 1929 году от раздвижных стен отказались, а к клубу была пристроена столовая .
Благодаря тому, что клуб имени Фрунзе находился вблизи закрытой территории Малого кольца Московской железной дороги , в советский период здание не подверглось значительным перестройкам . Однако к середине 1990-х годов при отсутствии должного ухода находилось в аварийном состоянии .
С 1994 года там располагался рок-клуб «Tabula Rasa», а также работали несколько досуговых кружков — библиотека, гитарная школа и театр. В 2004 году в клубе произошел пожар . В течение следующих трёх лет собственники проводили ремонт помещений. Были обновлены инженерные сети, построена новая наружная лестница и реконструирован актовый зал — впоследствии там разместился операционный зал банка. Другие части здания сдавались под офисы .
В 1999 году постановлением правительства Москвы были утверждены охранные зоны памятников Московской Окружной железной дороги. Среди 65 выявленных памятников архитектуры только клуб имени Фрунзе получил региональный статус .
В 2009 году завершилась научная реставрация клуба. Был восстановлен исторический облик главного зала, внешний вид здания, обновлена осветительная система .
На 2018 год в здании размещаются оптовый магазин тканей, ателье мягкой мебели и магазин одежды для фитнеса .