Interested Article - Нико Пиросмани

Нико́ Пиросма́ни ( груз. ნიკო ფიროსმანი ; настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли ( Пиросманишви́ли ) , груз. ნიკოლოზ ასლანის ძე ფიროსმანაშვილი ; 17 мая 1862 , Мирзаани , Тифлисская губерния , Российская империя 7 апреля 1918 , Тифлис , Закавказье ) — грузинский и российский художник-самоучка, представитель примитивизма , один из крупнейших мастеров наивного искусства .

Биография

Пиросмани в молодости

Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился предположительно 17 мая 1862 года в селе Мирзаани ( Кахетия ) в крестьянской семье , четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого — мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе у последней работодательницы отца, в поместье армянских дворян Калантаровых – Эпросине Калантаровой. В доме у дворян Калантаровых по хозяйству долгое время управлялся крестьянин по имени Аслан, отец Нико Пиросмани. Аслан ушёл из жизни рано. Через несколько лет умерла и мать, но перед смертью попросила у господ Калантаровых позаботиться о её маленьком Нико, потому что дочь – сестра Нико Пиросмани — была уже большой, а за ним ещё нужен был уход .

Так Пиросмани в девятилетнем возрасте попал в Тифлис. Как помнит Ника из рассказов деда, Пиросмани в доме Калантаровых был помощником повара на кухне. Мальчик рос, упражнялся в рисовании, помогал по дому. В возрасте 23 лет Нико влюбился в хозяйскую дочь – Вирджинию Калантарову – сестру Михаила. Узрев это дело, Егор Бежанович решил оградить молодых людей друг от друга. Как показывает история жизни большого примитивиста, его избранницами часто становились актрисы. В конечном итоге он дал Пиросмани сто рублей и лавку, в которой тот должен был торговать всякой снедью, и отпустил в жизнь. В семье Калантаровых с перерывами он провёл около пятнадцати лет, сначала - в Шулавери, а потом - в Тифлисе , куда вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым переехал в середине 1870-х годов . Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого систематического образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии . Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

«Косуля на фоне пейзажа» (1913), Национальная картинная галерея Грузии, Тбилиси.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником , также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи . По легенде, первую вывеску Пиросманашвили и Зазиашвили выполнили бесплатно, а других заказов не получили . В 1890 году поступил на работу тормозным кондуктором на железной дороге. Неоднократно был оштрафован за различные нарушения и 17 января 1894 года уволился по собственному желанию. Выходное пособие вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитрой Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески «Белая корова» и «Чёрная корова» . Сам особенного интереса к торговле не проявил, многократно покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. В конце 1890-х годов Алугишвили выдавал ему по рублю в день на проживание . Примерно в 1900 году закончил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью .

Окружающие относились к Пиросманашвили как психически нездоровому человеку, с которым невозможно иметь дело. Во многом питательной почвой для этого были его собственные утверждения о том, что он может видеть святых, а его кисть будто бы «пишет сама». Он даже заслужил такие прозвища, как «Семь пятниц на неделе» и «Не от мира сего» . До конца жизни художник большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно . Писал он на холсте, железе, специальной чёрной клеёнке, линолеуме, в последние годы жизни — также на картоне; краски Пиросмани покупал, но в годы нищеты частично изготавливал сам .

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.

Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы , близкие к кругу Михаила Ларионова — братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю . Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете « » статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием «Художник-самородок». 24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов «Мишень», где, наряду с произведениями известных художников, в первую очередь Ларионова и Натальи Гончаровой , были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённых из Тбилиси Ильёй Зданевичем. В июле 1913 года в тифлисской газете « » Е. К. Псковитинов напечатал ещё одну статью о Пиросмани. Одновременно творчеством Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники Давид Какабадзе и Ладо Гудиашвили , а вернувшийся после учёбы в Германии Дмитрий Шеварднадзе начал собирать коллекцию его произведений.

Лари с портретом Нико Пиросмани. 2002 , аверс
СССР 125 лет со дня рождения Нико Пиросманашвили , 1991

В августе 1914 года после начала войны в Российской Империи был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, значительно ухудшилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.

Смерть

Кенотаф Пиросмани в Пантеоне Мтацминда

Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 7 апреля 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской (ныне — Пиросмани ) улице . Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно — общая могила для бедняков на Кукийском кладбище .

Легенды

Существует популярная легенда об отвергнутой любви Пиросмани к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни « Миллион алых роз » ) .

Есть также легенда о том, что классик грузинской поэзии Важа-Пшавела был знаком с Пиросмани и повлиял на поэтическое творчество художника (Пиросмани якобы писал стихи, которые не дошли до нас) , при этом после смерти Пшавелы Пиросмани был среди тех, кто нёс его гроб . У этих легенд пока нет вещественных документальных подтверждений, быть может из-за того, что при жизни художника им просто не придавалось какого-либо значения.

Существует заблуждение о том, что художник писал картины на простых клеёнках, которыми накрывали столы в духанах. Так, К. Г. Паустовский вспоминал: «Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешёвом духане — на простой клеёнке, снятой со столика. Клеёнки были чёрные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки» . В действительности материалом Пиросмани была совершенно другая клеёнка, вырабатываемая для технических нужд, которую он специально покупал, — чёрная, матовая, с характерной поверхностью: пупырчатой или испещрённой извивающимися бороздками. Стоила она, вероятно, не меньше холста .

Творчество

«Вывеска пивной Закатала». Государственный Музей искусств Грузии, Тбилиси

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками. Вероятно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне .

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

«Кутёж», 1905—1907. Музей Востока, Москва

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили , у животных на картинах глаза самого художника . Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Его творчество высоко оценивали Пабло Пикассо и русские авангардисты . Живописец, график, сценограф и теоретик искусства М. Ф. Ларионов отмечал, что «немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, — великолепны» .

Значительное большинство произведений Нико Пиросмани хранится на родине художника, в коллекциях Государственного музея искусств Грузии и Национальной картинной галереи Грузии (Тбилиси), а также в собраниях двух музеев Кахетии — Сигнахского музея (в Сигнахи ) и Дома-музея Нико Пиросмани селе Мирзаани , учреждён в 1982 году ). Крупнейшим российским собранием произведений Пиросмани обладает Московский музей современного искусства (свыше 20 работ), отдельные работы художника находятся в Государственном музее искусства народов Востока , в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Наиболее известные работы — «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф» .

Несколько работ известно только по сохранившимся фотографиям (таковой считается картина «Собака Батум»)

Память

Имя художника присвоено улице Пиросмани (бывшая Молоканская) в Тбилиси, где в доме 29 он жил в последние годы жизни.

Существует два музея художника:

В Тбилиси ( Абанотубани ) есть памятник художнику; скульптор — Элгуджа Амашукели .

Именем художника названо одно из грузинских вин .

Пиросмани в мировой культуре

О жизни художника сняты фильмы, многие поэты ( Павел Антокольский , Тициан Табидзе , Георгий Леонидзе и др.) посвятили ему стихи.

Проза о Пиросмани

  • К. Г. Паустовский — глава в «Повести о жизни»
  • Эраст Кузнецов — биографическая книга «Пиросмани» (1975), неоднократно переиздававшаяся
  • Вадим Коростылёв — пьеса 1974 года «Пиросмани… Пиросмани… Пиросмани…», а также сценарий фильма «Здравствуйте все!»
  • Римма Канделаки — «Бродил художник по городу»
  • Валериан Маркаров — «Легенда о Пиросмани»

Стихи о Пиросмани

Музыка, посвящённая Пиросмани

  • Мюзикл «Пиросмани» (2004) Александра Басилая — история любви художника к певице Маргарите.
  • Симфония №5 Сулхана Насидзе носит название «Пиросмани».
  • Знаменитая песня Аллы Пугачёвой — « Миллион алых роз » на одноимённые стихи Андрея Вознесенского повествует об истории любви Пиросмани к французской актрисе Маргарите де Севр . Мелодия была написана Раймондом Паулсом и в исполнении Пугачёвой стала суперпопулярной в СССР и ряде других стран.
  • «Песню о Пиросмани» (Н. Гигаури — Л. Асатиани) исполняли грузинские ансамбли « Иверия » и « Орэра ».
  • Певица Тамара Гвердцители в 2003 году воспела Нико Пиросмани в песне «Украденное сердце Нико», написанной на музыку Е. Кобылянского и слова Ю. Рыбчинского.
  • Упоминается в песне Олега Митяева «На перроне разлук»: «На перроне разлук — желтизна, пахнет осенью и пирожками. / Я на лавке сижу допоздна, как жираф на холсте Пиросмани».

Фильмы о Пиросмани

Прочее

  • Антон Кузьмин «Солнце Нико Пиросмани»
  • В репертуаре драматического театра им. Б. Е. Захавы (г. Павлоград, Украина) живёт спектакль «Пиросмани» по одноимённой пьесе Вадима Коростылёва в постановке заслуженного деятеля искусств Украины А. А. Ревы. Премьера состоялась 12 ноября 2000 года. Главную роль исполняет ведущий актёр театра Александр Гуржий.
  • «Пиросмани, Пиросмани…» (2017) — телеспектакль Лобненского муниципального театра «Куклы и люди» (режиссёр-постановщик Жанна Демихова), в роли Пиросмани — Григорий Паронян

Галерея

Примечания

  1. , с. 261.
  2. «It is dedicated to the Russian painter , Niko Pirosmani, whose Ortachala Belle with a Fan appears on the cover of Going Home to Russia». — , Выпуски 6-9 Cork: (англ.) , 1989. — P. 26
  3. Екатерина Микаридзе. . Sputnik Грузия (20171109T1515+0400). Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
  4. , с. 22.
  5. , с. 24.
  6. Шаталов А. от 9 декабря 2016 на Wayback Machine // The New Times , № 40 (428) от 05.12.2016
  7. , с. 88-92.
  8. Парнис А. «Теперь я знаю, что такое жизнь…»: Илья Зданевич — первый биограф Пиросманашвили // Русская мысль : Париж. 2000 . 4, 11, 18, 25, мая, 1 июня. [№ 4316 — 4320]
  9. . Дата обращения: 28 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  10. . Дата обращения: 28 июля 2017. 28 июля 2017 года.
  11. Юрий Москаленко. Интернет-журнал ШколаЖизни.ру (5 мая 2008). Дата обращения: 22 сентября 2011. 13 октября 2012 года.
  12. , с. 34-39.
  13. , с. 69-70.
  14. , с. 187.
  15. .
  16. , с. 88.
  17. , с. 38.
  18. «Сто работ Пиросмани»// « Известия » № 237(21679) от 24 августа 1986
  19. Валериан Маркаров. (2018). Дата обращения: 18 августа 2020. 28 сентября 2020 года.

Литература

Книги

  • Богемская К. Г. Нико Пиросмани. — М. : Белый Город , 2002. — 47 с. — ISBN 5-7793-0463-7 .
  • Буачидзе Г. С. Повесть о грузинской живописи. Кн. 1: Пиросмани или прогулка оленя. — Тбилиси: Хеловнеба, 1981. — 294 с. — 100 000 экз.
  • Зданевич К. М. Нико Пиросманашвили. — М. : Искусство , 1964. — 128 с. — 10 000 экз.
  • Канделаки Р. Е. Бродил художник по городу. — М. : Детская литература , 1979.
  • Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М. : Новое литературное обозрение , 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — ISBN 978-5-86793-769-0 .
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани / Художники серии: М. Аникст , С. Бархин .. — Л. : Искусство . Ленингр. отд-ние, 1975. — 168, [58] с. — (Жизнь в искусстве). — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Кузнецов Э. Д. Вступительная статья // Нико Пиросмани. — Альбом. — Л. : Аврора , 1984. — С. 5—80. — 327 с.
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани: Биография. — СПб. : Вита Нова , 2012. — 352 с. — («Жизнеописания»). — 1000 экз. ISBN 978-5-93898-388-5 .
  • Кузнецов Э. Д. Пиросмани. — М. : Молодая гвардия , 2015. — 240 с. — ( Жизнь замечательных людей ). (: сер. биогр.; вып. 1551).
  • Кузьмин А. С. Солнце Нико Пиросмани. — Екатеринбург: На пяти углахъ, 2002. — 12 с.
  • Нико Пиросманишвили (1862—1918). Каталог выставки / с Т. Е. Саникидзе, Н. В. Апчинской и Д. В. Сарабьяновым . — М. , 1986. — 82 с.
  • Паустовский К. Г. Близкие и далекие. — М. : Молодая гвардия, 1967. — 400 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Маркаров В. Легенда о Пиросмани. — ЛитРес: Самиздат, 2018. — 280 с.

Статьи

Ссылки

Источник —

Same as Нико Пиросмани