Mars Orbiter Camera
- 1 year ago
- 0
- 0
«Camera Lucida» — эссе Ролана Барта , опубликованное в 1980 году. Основополагающий труд в области теории фотографии .
Книга является исследованием природы фотографии и, одновременно, содержит элементы автобиографии. Особое внимание в тексте уделено памяти покойной матери Барта. В сочинении автор рассматривает специфику фотографии и особенность её изобразительного и смыслового принципа.
Барт характеризует фотографию как феномен, несводимый к кодам языка или культуры. Книга рассматривает два парных понятия — studium и punctum , где studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, а punctum — укол, удар, личная деталь, которая устанавливает прямую связь с объектом на фотографии.
« Camera Lucida » — не первый подход Барта к осмыслению фотографии. Барт делает снимок предметом анализа в одной из своих статей, опубликованных в журнале Les Nouvelles Lettres и собранных в « Мифологиях » в 1957 году. В статье «Предвыборная фотогения» политический характер более очевиден, чем в « Camera Lucida ». Некоторые ключевые идеи книги предвосхищены в эссе Барта «Третий смысл. Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С. М. Эйзенштейна » (1970), где понятие «открытый смысл» уже напоминает его более поздний термин « punctum ».
« Camera Lucida », наряду со сборником эссе Сьюзен Зонтаг « О фотографии », является одним из наиболее важных ранних аналитических исследований в области фотографии. Среди книг, посвящённых семиотике и философии фотографии, работа Барта также занимает особое место. « Camera Lucida » является последней книгой, опубликованной философом при жизни. Её выход практически совпал с трагической гибелью автора: 25 февраля 1980 г. в самом центре Парижа, недалеко от Коллеж де Франс , Барт попал под машину, а 27 марта того же года скончался в больнице Питье-Сальпетриер . « Camera Lucida » написана в совершенно необычной тональности: биографические обстоятельства определяют её построение в большей мере, чем теоретические соображения. Повествование развивается не только (и даже не столько) как феноменология фотографии, но прежде всего как симптом, связанный с конкретной фотографией любимого человека — умершей в 1977 г. матери автора, Генриетты Барт. Таким образом, исследование фотографии, автобиография и работа траура неразрывно связаны в этой книге.
Одна из центральных проблем работы — механизм образования смысла в фотографии . Развивая идею Фердинанда де Соссюра , Барт полагает, что область языкового смысла формируется в рамках механизма знака и является результатом соединения означающего и означаемого . В фотографии механизм образования смысла иной . Барт воспринимает изображение как «инстанцию, сопротивляющуюся смыслу» . По мнению Барта, фотография одновременно воспроизводит принцип знаковых соответствий и не поддерживает их. «Фотография повествовательна, тем не менее ее смысловое наполнение выходит за рамки примитивной схемы однозначного смысла. И механизм моды, и фотография сопротивляются формальной системе буквальных значений», — замечает исследователь фотографии .
Сущность фотографии, отличающая её от других изобразительных систем, определяется её отношениями с референтом : если, например, художник способен изобразить и то, чего не наблюдал, то фотографическим референтом следует называть «не вещь факультативно реальную, к которой отсылает образ или знак, но вещь реальную необходимо и расположенную перед объективом, ту вещь, без которой не было бы фотографии» ( Camera lucida , гл. 32). Фотография, физически фиксируя отражённые референтом лучи света и донося их до зрителя, как бы говорит об изображённом: « оно там было » (гл. 32, 34). Это «сертификат присутствия», «не образ и не реальность, а воистину новое существо: реальность, до которой уже нельзя дотронуться» (гл. 36). Фотография — не художественное отображение , а прямая « эманация прошлой реальности», поэтому она внекультурна: «в ней нет ничего, что могло бы превращать скорбь в траур », вызывать очищающий катарсис (гл. 37).
Фотография, как и любое иное произведение, воспринимается и интерпретируется в контексте культуры . Такое отношение к произведению Барт обозначает латинским термином studium . Функции воспринимаемой подобным образом фотографии: информировать, живописать, застигать врасплох, означивать, вызывать желание ( Camera lucida , гл. 10—16). Отличие фотографии Барт видит в том, что её восприятие этим не ограничивается, и вводит понятие punctum . Если studium — это «поле культурных интересов», то punctum — «неожиданный зигзаг, который иногда это поле рассекает» (гл. 39). Иногда, пишет Барт, на фотографии «меня привлекает какая-то „деталь“. Я чувствую, что само её присутствие меняет режим моего чтения, что я смотрю как бы на новое фото, наделенное в моих глазах высшей ценностью. Подобная „деталь“ и есть punctum (то, что наносит мне укол)» (гл. 18). Помимо детали, то есть некоего элемента изображения, punctum ’ом может выступать и само время: глядя на старые фотографии, мы вдруг понимаем, что эти люди, живые на снимке, в то же время уже умерли (гл. 39).
Punctum представляет фотографический смысл, но не воспроизводит механизм знака . «Термин Punctum, который появляется в „Camera Lucida“ по сути противостоит риторической системе значения» . Барт обращает внимание на то, что punctum не обладает повествовательным содержанием , не содержит прямого смысла или значения , он действует иными методами, нежели описание или рассказ . «Он, как стрела, вылетает со сцены и пронзает меня», — пишет Барт, характеризуя punctum . «Это и „укол“, и „рана“, и „перфорация“, и „точка“, „чувствительная точка“, и, в одном из более далеких значений, „бросок игральных костей“. Когда Барт пишет о броске костей, он хочет сказать, что фотография — это случай, что сама по себе она есть воплощенный случай», — замечает исследователь Елена Петровская . Punctum не предполагает использования формы языка и обнаруживает противостояние системным принципам в целом и принципу знака в частности . На это обстоятельство обращали внимание многие исследователи. Punctum «разительно „несистемный“ элемент реальности на фотографии», — отмечает переводчик и российский исследователь Барта Сергей Зенкин .
Фотография обнаруживает, что смысл далеко не всегда можно свести к единому знаменателю: « Camera Lucida » Барта — одна из тех работ, где выражена эта мысль . «Смысл фотографии, напротив, не определен, неточен, не назван. Фотография изображает конкретный объект (дерево), но мы никогда не можем сказать, о чем именно повествует кадр: его значение слишком неопределенно и широко» . Фотография, по его мнению, обращает внимание на то, что знак — не единственная форма представления смысла . Фотография, по мнению Барта, утверждает тот факт, что смысл далеко не всегда имеет конечную форму.
Барт считает, что фотография не поддаётся классической художественной классификации , применимой к иным видам искусства . Фотографию он считает уникальной художественной системой . Несмотря на техногенный характер фотографии, Барт рассматривает её как архаическую форму . Он сравнивает фотографию с театром масок , магией , представлением прошлого и формированием собственного художественного языка. Барт видит единство фотографии и театра, генетически связывает её с культом мёртвых и обращает внимание на то, что помимо традиционных связей с живописью , в фотографии присутствует ещё один, более древний архаический пласт .
Часто говорят, что это художники изобрели фотографию (передав ей кадрирование, альбертиевскую перспективу, оптику камеры-обскуры). Я скажу: нет, это сделали химики. Потому что ноэма «это было» стала возможна только тогда, когда обстоятельства науки (открытие световой чувствительности галоидных соединений серебра) позволили улавливать и непосредственно отпечатывать световые лучи, посылаемые неравномерно освещённым предметом. Фото — это буквально эманация фотографируемого. От реального тела, которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые лучи погасшей звезды.
— Р. Барт, « Camera Lucida »
Тифен Самойо, автор биографии Ролана Барта, говорит о смешанной реакции на книгу « Camera Lucida » . Луи-Жан Кальве отмечает, что Барт был крайне разочарован реакцией прессы, ведь « Camera Lucida » выделяется среди его трудов, будучи более личным произведением .
Тем не менее есть и положительные отзывы о книге, особенно в США: например, газета Newsweek оценила книгу как «отличную работу» . Барт также получил положительные отзывы от своих друзей: так, Марта Роберт отозвалась в своём письме к писателю о « Camera Lucida » как о «прекрасной книге, очень прекрасной книге» . Юлия Кристева в письме от 16 февраля 1980 года оценила ясность рассуждения .