Джонс, Джон Роберт
- 1 year ago
- 0
- 0
Сэр Джон Те́нниел ( англ. John Tenniel ) — английский художник , карикатурист ; первый иллюстратор книг Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране чудес » и « Алиса в Зазеркалье », чьи иллюстрации считаются сегодня каноническими.
Джон Тенниел родился 28 февраля 1820 года в Кенсингтоне , центральном районе Лондона . Он был младшим из трёх сыновей Джона Батиста Тенниела, выходца из рода французских гугенотов . Отец Тенниела был преподавателем фехтования и хотел, чтобы его сын выбрал военную карьеру. Однако Джон Тенниел с детства увлекся живописью и даже поступил в Королевскую Академию , но вскоре бросил её, так и не окончив.
В 1836 году его работа была впервые экспонирована на художественной выставке в галерее на Саффолк-стрит, после чего он в течение пяти лет регулярно выставлял свои произведения в Королевской Академии .
В 1840 году во время тренировки по фехтованию со своим отцом Тенниел потерял зрение на левом глазу. После этого несчастного случая он за редкими исключениями перестал заниматься живописью и полностью сосредоточился на графике .
Особый интерес у него вызывала книжная иллюстрация , и в 1842 году он дебютировал в качестве автора иллюстраций для первого издания «Книги английских баллад» Сэмюэла Холла.
В 1845 году Тенниел участвовал в конкурсе на роспись фресок в Палате лордов , представив монументальный эскиз композиции «Дух Правосудия», высота которого составляла 4.9 метра . Проект не был принят, но молодой художник получил поощрительную премию в 200 фунтов и заказ на фреску, изображавшую Св. Сесилию из произведения поэта-лауреата Джона Драйдена .
В декабре 1850 года стал постоянным карикатуристом журнала «Панч» . Его карикатуры вызвали восхищение юного Уинстона Черчилля. Уже в зрелом возрасте в своей статье «Карикатуры и карикатуристы» он продолжал писать о восхищении работами Тенниела.
В 1865 создал иллюстрации к « Алисе в Стране чудес », в 1872 — к « Алисе в Зазеркалье ».
В 1893 году Джон Тенниел получил титул рыцаря благодаря благосклонному отношению премьер-министра Уильяма Гладстона .
В 1901 году ушёл из «Панча».
Сэр Джон Тенниел умер 25 февраля 1914 года в Лондоне.
Тенниел познакомился с Льюисом Кэрроллом в 1864 году , когда книга «Алиса в Стране Чудес» была уже сдана в набор. Кэрролл хотел лично проиллюстрировать книгу, но техника его рисунка находилась на любительском уровне, поэтому издатель Александр Макмиллан порекомендовал ему обратиться к Джону Тенниелу. Ознакомившись с текстом, Тенниел согласился сделать к нему сорок две иллюстрации: Льюис Кэрролл настаивал именно на этом количестве. Условием Кэрролла было полное соответствие иллюстраций его авторскому видению, но Тенниел, поначалу согласившийся с этим требованием, вскоре изменил своё мнение и выступил в качестве полноправного автора концепции оформления книги.
Работа Тенниела в качестве карикатуриста ведущего британского сатирического журнала нашла своё отражение в стилизации некоторых персонажей под английских политиков XIX века. Льва и единорога , двух символов Британии, художник изобразил похожими на премьера-консерватора Дизраэли и Гладстона , лидера либералов. Человек в бумажном костюме, который едет в поезде вместе с Алисой, был срисован Тенниелом с собственной карикатуры на Бенджамина Дизраэли, опубликованной ранее в «Панче».
Увлечение Тенниела бальными танцами также повлияло на создание иллюстраций. Позы многих персонажей соответствуют классическим балетным позам.
Также, в иллюстрациях Тенниела присутствовали различные исторические аллюзии. Так, например, прообразом Герцогини стала Маргарита Маульташ , а характерный средневековый стиль написания батальных сцен был спародирован в иллюстрации «Вся королевская конница, вся королевская рать».
Эскизы своих иллюстраций Тенниел создавал на бумаге, но сами рисунки делал непосредственно на деревянных досках из самшита . Работу по гравировке досок издатель Александр Макмиллан поручил братьям Делзелам, которые в то время являлись лучшими граверами Лондона. Резкой форм занимался Эдвард Делзел. После окончания работы он посоветовал не портить уникальные клише , печатая иллюстрации непосредственно с деревянных форм, а использовать их гальванопластические слепки. С резных форм были сняты копии, с которых и был напечатан первый тираж книги.
Однако качество печати иллюстраций не устроило ни Тенниела, ни Кэрролла. И весь тираж первого издания «Алисы в Стране Чудес», за исключением сигнальных экземпляров, был уничтожен. С печатных форм были сняты новые слепки, и следующий тираж, датированный 1866 годом , стал первым изданием, поступившим в широкую продажу.
В 1870 году Тенниел приступил к работе над иллюстрациями к новой книге Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» . Эта работа также проходила в постоянных спорах с Кэрроллом. Так, например, изображение Белого Рыцаря, которого Кэрролл считал своим alter ego , в итоге стало стилизованным автопортретом самого Тенниела. А созданное художником изображение Бармаглота Кэрролл счёл слишком пугающим, но, после ряда консультаций со знакомыми, картинку было решено оставить без изменения, но убрать с фронтисписа книги.
Помимо создания визуальных образов персонажей, Тенниел занялся редактированием книги, порекомендовав Кэрроллу полностью убрать главу «Шмель в парике», что и было сделано.
Во всех последующих изданиях книг Кэрролла иллюстрации Тенниела перепечатывались с первого издания, где детальность изображения была снижена из-за использования гальванопластических слепков. В 1988 году издательство Macmillan выпустило ограниченный тираж гравюр , сделанный с оригинальных деревянных форм. Этот тираж, составивший 250 экземпляров, на сегодняшний день является первым и единственным авторским изданием иллюстраций Тенниела к дилогии Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы.
Австралийский фотограф греческого происхождения Поликсени Папапетру сделала серию снимков «Страна чудес» по мотивам иллюстраций Тенниела к «Алисе в Стране чудес», роль Алисы в этих фотографиях исполняет дочь Папапетру Олимпия, а живописные фоны расписал её муж Роберт Нельсон.
Авторское издание иллюстраций Джона Тенниела к «Алисе в Стране Чудес» и «Алисе в Зазеркалье» было впервые экспонировано в России галереей InArtis в марте 2010 года. Выставка прошла в Москве в особняке Спиридонова .