Interested Article - День святого Валентина

День свято́го Валенти́на (также Валентинов день ), или День всех влюблённых праздник католического происхождения, который отмечается 14 февраля во многих странах мира. Назван по имени двух раннехристианских мучеников с именем Валентин Валентин Интерамнский и Валентин Римский .

Отмечающие этот праздник дарят любимым и дорогим людям подарки, цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики и особые открытки (часто в форме сердечка ) со стихами, любовными признаниями или пожеланиями любви — .

История

Луперкалии Древнего Рима

Согласно гипотезе , праздник восходит к луперкалиям Древнего Рима . Луперкалии — праздник плодородия в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata и бога Фавна , покровителя стад, который отмечался ежегодно 14 февраля .

В Древнем мире детская смертность была очень высока . В 276 году до н. э. Рим чуть было не вымер в результате «эпидемии» мертворождений и выкидышей. Оракул известил, что для повышения рождаемости необходим обряд телесного наказания ( порки ) женщин с помощью жертвенной кожи. Люди, которые по каким-либо причинам имели мало детей или не имели вообще, рассматривались как проклятые и прибегали к мистическим обрядам , чтобы обрести способность к деторождению . Место, где волчица, по легенде, выкормила Ромула и Рема (основателей Рима), считалось у римлян священным. Каждый год 15 февраля здесь проводился праздник, называемый «Lupercalia» ( лат. lupa — «волчица»), во время которого в жертву приносились животные. Из их шкур изготавливались бичи. После пира молодые люди брали эти бичи и голыми бежали по городу, ударяя бичом встретившихся на пути женщин . Женщины охотно подставляли себя, считая, что эти удары дадут им плодовитость и лёгкие роды . Это стало очень распространённым ритуалом в Риме, в котором участвовали даже члены знатных семейств. Есть свидетельства, что даже Марк Антоний бывал луперком.

В конце торжеств женщины тоже раздевались догола. Эти празднества стали так популярны, что даже когда многие другие языческие праздники были отменены с распространением христианства, этот ещё долгое время существовал [ источник не указан 1226 дней ] .

Связь с луперкалиями

Святой Валентин

В 494 году Папа Геласий I попытался запретить Луперкалии .

По мнению авторов Православной энциклопедии , «более вероятным представляется то, что празднование дня св. Валентина заменило собой луперкалии — древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля» .

Историки Уильям Френд и Джек Оруч считают, что гипотеза о древнеримских языческих корнях Дня святого Валентина не имеет особых оснований. Представление о том, что произошла замена языческого культа христианским празднованием, является догадкой, возникшей лишь в XVIII веке у антикваров Албана Батлера , который занимался составлением «Батлерова жития святых» ( англ. The Lives of the Fathers, Martyrs and Other Principal Saints ), и Франциска Сальского из-за полного отсутствия достоверных данных о Валентине, поэтому была сделана попытка искусственно связать сочинения XIV века с событиями, происходившими в III веке . Учёные Майкл Кэйлор и Генри Келли также считают, что нет доказательств, указывающих на связь между современными романтическими повествованиями и римским фестивалем.

Протодиакон Андрей Кураев по данному поводу замечает, что:

Действительно ли именно папа Геласий назначил праздник св. Валентина на 14 февраля — неясно. Несомненно, что именно этот папа положил конец празднованию Луперкалий в Риме. Также этот папа памятен тем, что издал декрет, ограничивающий хождение апокрифов и строго определяющий рамки библейского канона. И всё же я боюсь, что нет документов, которые позволяли бы утверждать, что «в 496 году папским указом Луперкалии преобразованы в День всех влюблённых, а Валентина, отдавшего за любовь свою жизнь, причислили к лику святых» .

Легенды о святом Валентине

В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно Золотой легенде , властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря , и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал браки легионеров . Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, а затем казнили 14 февраля 269 года .

Согласно другой легенде, римский патриций Валентин, являвшийся тайным христианином, обративший в новую веру также и своих слуг, однажды проводил обряд венчания для двоих из них. По доносу или по стечению обстоятельств все трое были задержаны стражей. Валентин, как лицо, принадлежавшее к высшему классу, мог избежать смерти, но не его слуги. Тогда, желая ободрить обречённых единоверцев, Валентин пишет им письма в виде красных сердец, означающих христианскую любовь . Послания новобрачным должна была передать слепая девочка, но неожиданно в темницы пришёл сам Валентин, который уговорил стражу отпустить его слуг взамен на его жизнь. Перед выходом на арену смерти Валентин передал последнее письмо, освящённое верой и добротой, слепой девочке, которая после этого прозрела и стала красавицей .

Влияние Джефри Чосера

Традиция празднования дня Святого Валентина как «дня влюблённых» закрепилась под влиянием английской литературы с конца XIV века. Народное поверье, нашедшее отражение в творчестве «отца английского литературного языка» Джефри Чосера в его знаменитой поэме « Птичий парламент », а также в 34-й и 35-й балладах другого английского поэта Джона Гауэра , в этот день птицы начинают поиск своей пары .

Поэма была написана в честь помолвки Ричарда II с Анной Чешской . Сама помолвка состоялась 2 мая 1381 года . (Когда они поженились 8 месяцев спустя, обоим было только 15 лет.)

У Джефри Чосера в «Птичьем парламенте» есть следующие строки, посвящённые романтическому воспеванию Дня всех влюблённых:

Джек Орач отмечает, что до появления чосеровской поэзии не было ни одного литературного произведения, романтически преподносящего День святого Валентина .

Российская империя

В Российской империи день святого Валентина существовал и так же праздновался 14 февраля, несмотря на неодобрение Православной церковью [ неавторитетный источник ] . Он был популярен среди российского дворянства. Девушки делали «валентинки» из шёлка, кружевные, пахнущие духами, с засушенными или живыми цветами, чтобы затем тайком подложить её в карман пальто избранника, передать с посыльным мальчиком или вручить лично [ неавторитетный источник ] . Так же в этот день было принято устраивать балы , особенно если в доме были девушки на выданье. Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов [ неавторитетный источник ] .

На балах в честь праздника была популярна игра. Ведущий брал две шляпы — мужскую и женскую, затем девушки и мужчины писали записки со своими именами и складывали их в эти шляпы (женщины в женскую, мужчины в мужскую), после этого тянули записки — женщины из мужской шляпы, мужчины из женской [ неавторитетный источник ] . Таким образом образовывались пары, которые не должны были расставаться весь вечер. Часто после праздника играли много свадеб [ неавторитетный источник ] .

Валентинка — символ праздника

Валентинки-печенюшки

Валентинка — открытка , обычно в форме сердца , которую принято дарить любимым людям в День святого Валентина. Традиционный цвет валентинки — красный или розовый. Они символизируют любовь и преданность.

Самая старая валентинка была найдена в одной из английских библиотек . Она была написана в 1477 году. В любовном послании девушка просит молодого человека доказать свою любовь и сообщает, что она во что бы то ни стало добьётся для них приданого от матери.

Создание первой «валентинки» приписывают также герцогу Орлеанскому в 1415 году. Он сидел в темнице и таким образом, возможно, боролся со скукой, сочиняя любовные послания собственной жене .

Наибольшего распространения открытки-«валентинки» достигли уже в XVIII веке .

Современное состояние

« Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона » сообщает, что 14 февраля в Англии и Шотландии «в старину» проводился следующий ритуал:

Накануне дня, посвящённого св. Валентину, собирались молодые люди и клали в урну соответственное их числу количество билетиков, с обозначенными на них именами молодых девушек; потом каждый вынимал один такой билетик. Девушка, имя которой доставалось таким образом молодому человеку, становилась на предстоящий год его «Валентиной», так же, как и он - её «Валентином», что влекло за собой между молодыми людьми на целый год отношения вроде тех, какие, по описаниям средневековых романов, существовали между рыцарем и его «дамой сердца» .

П. Д. Сахаров пишет, что день святого Валентина «отмечается 14 февраля согласно календарям ряда западных христианских церквей», и отмечает, что «в Римско-католической церкви память св. Валентина (мученика, пострадавшего в Риме в сер. 3 в.) чтилась в этот день в качестве обязательной до литургической реформы 1960 — 70-х гг.» .

В 1969 году празднование дня памяти св. Валентина как общецерковного святого было прекращено, а имя его удалено Римско-католической церковью в ходе преобразований календаря святых, по причине того, что о данном мученике нет никаких точных сведений, кроме личного имени и предания об усекновении головы мечом .

В настоящее время Римско-католическая церковь отмечает в этот день память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , а указанный праздник перешёл в разряд необязательных .

В православной церкви память Валентина, пресвитера Римского , с именем которого обычно связывают празднование дня святого Валентина, празднуется 19 июля ( старого стиля — в старостильных церквах, нового стиля — в новостильных) .

В России

В России праздник носит светский характер и отмечается с начала 1990-х годов XX века . По данным ВЦИОМ , наиболее популярен этот праздник среди молодёжи. Более 81 % юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет отмечают этот праздник. В ходе исследования, проведённого «Левада-Центром», выяснилось, что в данный момент 53 % россиян считают себя влюблёнными. Между тем есть и те, кто готов бороться с «чуждой» традицией празднования этого дня .

В число подарков входят: сувенирные сердечки, цветы, открытки и т. д. Основную массу покупателей, по статистике, составляет молодёжь . Распространены также подарки, сделанные своими руками .

Отношение католической и православной церквей к этому празднику неоднозначное .

Католичество

Римско-католическая церковь никаких особых праздничных богослужений в день святого Валентина официально не проводит, считая его празднование народной, а не церковной традицией.

Генсек , священник Игорь Ковалевский , в свою очередь, сообщил РИА Новости, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюблённых», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным».

Православие

Неодобрительно относятся к празднику некоторые иерархи Русской православной церкви .

Губернатор Белгородской области Е. С. Савченко в 2011 году дал поручение запретить празднование Дня св. Валентина, в рамках плана «мероприятий по обеспечению духовной безопасности» .

Предпринимаются попытки предложить альтернативу празднованию Дня святого Валентина в виде Дня святого Трифона (также 14 февраля по новому стилю) .

В то же время в защиту Дня святого Валентина высказывался публицист протодиакон Андрей Кураев , считающий, что, несмотря на зарождение традиции празднования в католической культуре, День святого Валентина имеет и православные корни тоже. В качестве примеров Кураев приводит историю возникновения празднования Рождества , дня Николая Чудотворца , а также принятие Русской православной церковью 9 мая Дня Победы .

Ислам

Представители исламского духовенства выступали с негативными оценками праздника .

Коммерциализация праздника

В связи с ростом спроса на подарочные изделия высказывается отрицательное отношение к коммерциализации праздника в обществе, ибо то же самое происходит с такими религиозными праздниками, как Рождество Христово и Пасха .

Публицист Татьяна Фёдорова по поводу этого замечает, что происходит «создание специфического, достаточно дурновкусного антуража и постепенный перенос основного акцента праздника с любви — рыцарского поклонения, как это было во времена Чосера и его эпигонов , на любовь-„эрос“». В то же время она замечает, что нет ничего плохого в том, чтобы, используя опыт иной традиции, воплощать ценности любви, совершая «маленькое доброе чудо для наших самых родных и любимых людей», а также, что каждый человек сам решает, «поддаваться на коммерческие приманки или нет, следовать навязываемым извне традициям или создавать что-то своё, собственное» .

Востоковед П. Д. Сахаров отмечает, что сегодня «традиция празднования дня св. Валентина сохраняется в ряде регионов, однако Россия не входит в их число» и что «в России в последние годы празднование дня св. Валентина стало входить в моду преимущественно в среде молодёжи и школьников», однако «оно носит исключительно светский характер и является одним из многочисленных проявлений вестернизации (англ.) » .

Европа

В Европе традиция празднования восходит к XII XIII веку .

Великобритания

Отправление валентинок было модным в Великобритании XIX века . Также британские девушки в этот день гадали на суженого, глядя в окно .

Дания

В Дании принято дарить любимым засушенные белые цветы .

Австрия

В Австрии принято дарить свежие красные розы .

Германия

В Германии принято дарить красные цветы .

Испания

В Испании принято дарить любимые цветы .

Франция

Во Франции принято дарить драгоценности .

Северная Америка

В США впервые День святого Валентина праздновался в 1777 году .

В 1847 году Эстер Хоуланд открыла успешное дело по ручному изготовлению валентинок по британским образцам в своём доме в городе Вустер , штат Массачусетс . С XIX века самодельные валентинки почти совсем уступили место поздравительным открыткам массового производства. Популярность таких открыток в Америке 19-го века была предвестником последующей коммерциализации праздников в Соединённых Штатах.

В XX веке в моду вошло в качестве подарка покупать дорогостоящие марципаны . Считалось дурным тоном не подарить марципаны невесте на свадьбу .

По данным Ассоциации поздравительных открыток в США, валентинки — самые популярные праздничные открытки после рождественских .

В Канаде День святого Валентина отмечается с начала XIX века , принято дарить засушенные белые цветы.

Азия

Саудовская Аравия

В Саудовской Аравии празднование Дня святого Валентина запрещено под угрозой больших штрафов .

Япония

В Японии День святого Валентина отмечается с 30-х годов XX века . Первоначально у японцев было принято дарить в этот праздник друг другу сладкие подарки. Впоследствии сильная коммерциализация значительно изменила обычай. Сегодня наиболее популярным подарком является шоколад, причём подарки должна преподносить девушка как своему избранному, так и своим друзьям. Во втором случае подарок называется гири-тёко (вежливый шоколад). Подарок от мужчины в этот день считается не мужественным. Ответный подарок, как правило, в виде белого шоколада, избранный мужчина делает через месяц в так называемый « белый день » .

Австралия

В Австралии День всех влюблённых имеет свои собственные традиции. Так, считается, что когда во времена золотой лихорадки благодаря крупным запасам в шахтах Балларат золотоискатели стали очень богатыми, мужчины, стараясь показать, насколько они богаты, заказывали своим дамам «валентинки», которые могли стоить несколько тысяч фунтов .

См. также

Примечания

  1. Зайцев Д. В., Бугаевская Л. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко ». — С. 522. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  2. Андрей Кураев . «Православие в Татарстане» (14 февраля 2009). Дата обращения: 14 февраля 2017. 4 августа 2012 года.
  3. Edna Barth , Ursula Arndt. Hearts, cupids, and red roses : the story of the valentine symbols. — New York: Clarion Books, 2001. — 64 p. — ISBN 0-618-06791-4 .
  4. Amore, Agostino S. Valentino di Roma o di Terni? (итал.) // Antonianum. — 1966. — V. 41 . — P. 260—277 .
  5. Marucci O. Il cimitero ela basilica di San Valentino. — 1890.
  6. Татьяна Фёдорова. . Православие и мир (12 февраля 2013). Дата обращения: 12 февраля 2017. 4 февраля 2017 года.
  7. Великая эпоха (23 января 2012). Дата обращения: 14 февраля 2017. 3 мая 2016 года.
  8. (англ.) . // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities / William Smith , D.C.L., LL.D.. — London: John Murray, 1875. — P. 718.
  9. Зимина Т. Ю. ( к.х.н. ). Наука и жизнь , № 2 (2008). Дата обращения: 14 февраля 2017. 8 сентября 2016 года.
  10. (англ.) . // Chaucer and the cult of Saint Valentine. — Leiden: E.J. Brill, 1986. — P. 58—63. — (Davis medieval texts and studies, 5). — ISBN 978-90-04-07849-9 .
  11. Michael Matthew Kaylor. . — electronic ed.. — Masaryk University Press , 2006. — ISBN 80-210-4126-9 .
  12. . Великая эпоха (20 января 2012). Дата обращения: 14 февраля 2017. 22 марта 2016 года.
  13. Meg Sullivan. (англ.) . UCLA Spotlight (1 февраля 2001). Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано из 3 апреля 2017 года.
  14. Dr. Michael Delahoyde. (англ.) . Chaucer . Washington State University . Дата обращения: 14 февраля 2017. 21 января 2017 года.
  15. Jack B. Oruch. (англ.) // Speculum . — The University of Chicago Press, 1981. — July ( vol. 56 , no. 3 ). — P. 534—565 .
  16. . mipt.ru. Дата обращения: 14 февраля 2020. 6 февраля 2021 года.
  17. . pozdrav.a-angel.ru. Дата обращения: 14 февраля 2020. 6 февраля 2021 года.
  18. . sochi24.tv. Дата обращения: 14 февраля 2020. 6 февраля 2021 года.
  19. . Дата обращения: 13 февраля 2007. Архивировано из 16 февраля 2007 года.
  20. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  21. , с. 58.
  22. Calendarium Romanum ex Decreto Sacrosancti Œcumenici Concilii Vaticani II Instauratum Auctoritate Pauli PP. VI Promulgatum. — Typis Polyglottis Vaticanis, MCMLXIX. — P. 117.
  23. Мельников В. . Официальный сайт прихода вмч. и целителя Пантелеимона Новосибирской епархии РПЦ. Дата обращения: 14 февраля 2017. 14 сентября 2012 года.
  24. Екатерина Добрынина. . Российская газета (14 февраля 2012). Дата обращения: 14 февраля 2017. 14 февраля 2017 года.
  25. . Великая эпоха (13 февраля 2012). Дата обращения: 14 февраля 2017. 3 мая 2016 года.
  26. . nn.ru (9 февраля 2013). Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано из 14 октября 2016 года.
  27. . kuraev.ru. Дата обращения: 14 февраля 2017. 17 февраля 2017 года.
  28. Ольга Липич. . РИА Новости (14 февраля 2008). Дата обращения: 14 февраля 2017. 17 апреля 2013 года.
  29. Мария В. Титова. . BCM.ru (3 февраля 2010). Дата обращения: 14 февраля 2017. Архивировано из 14 февраля 2017 года.
  30. . РБК (3 февраля 2011). Дата обращения: 14 февраля 2017. 14 февраля 2017 года.
  31. . Национальный Фонд Святого Трифона (30 декабря 2008). Дата обращения: 14 февраля 2017. 11 сентября 2012 года.
  32. Муфтий Ибрагим Десаи. Askimam.ru (14 февраля 2009). Дата обращения: 14 февраля 2017. 9 июля 2012 года.
  33. , с. 58—59.
  34. (англ.) . Stationery Trends (24 января 2012). Дата обращения: 12 февраля 2017. 14 февраля 2017 года.
  35. . www.nihon.ru . Дата обращения: 22 июня 2023. 26 апреля 2012 года.
  36. от 15 февраля 2018 на Wayback Machine // Арсеньевские вести . № 7 (726) от 14 февраля 2007

Литература

на русском языке
на других языках
Источник —

Same as День святого Валентина