Interested Article - Бальтюс

Бальтюс ( фр. Balthus , настоящее имя Бальтазар Клоссовски де Рола Balthasar Kłossowski de Rola ; 29 февраля 1908 , Париж 18 февраля 2001 , Россиньер, кантон Во ) — французский художник , младший брат Пьера Клоссовски .

На протяжении своего 80-летнего творческого пути Бальтюс обращался ко всем традиционным жанрам европейской живописи ( пейзаж , натюрморт , портрет , жанровые сцены), насыщая их тревожно-эротической атмосферой и провокационным фрейдистским подтекстом.

Биография и творчество

Бальтазар Клоссовский родился в 1908 году в Париже , куда его родители приехали из Бреслау в Силезии за пять лет до его рождения. Отец — Эрих Клоссовский ( , 1875—1946), художник и искусствовед польского происхождения, знаток творчества Домье , был сыном рагнитского адвоката Леонарда Клоссовского. Мать — Элизабет Доротея Шпиро ; 1886—1969), художница- еврейка , среди друзей известная как Баладина , была одним из тринадцати детей синагогального кантора , композитора литургической музыки Абрама-Бера Спиро (1833—1903), перебравшегося с женой Фаней Форм (1837—1901) и старшими детьми из Кореличей Новогрудского уезда Минской губернии в Бреслау в 1873 году . В Бреслау Абрам-Бер Спиро был назначен главным кантором Синагоги белого аиста — одной из двух основных синагог города . Родителей познакомил брат Баладины и друг Эриха Клоссовского, художник ( , 1874—1972), в ту пору муж Тиллы Дюрье .

Друзьями дома были Андре Жид , Пьер Боннар , Андре Дерен , Морис Дени . Во время Первой мировой войны семейство Клоссовских обосновалось в Берлине , где родители Бальтазара разошлись. После развода в 1917 году Баладина Клоссовски вступила в многолетнюю романтическую связь с поэтом Райнером Марией Рильке , которая длилась до его смерти в 1926 году . В 1921 г. Рильке выпустил в свет созданную 12-летним Бальтюсом серию рисунков сбежавшей из дома кошки Мицу вместе с собственным предисловием.

В 1935—1939 годах художник создал целую серию портретов девочки Терезы Бланшар , наиболее известным из которых является полотно « Мечтающая Тереза » (1938).

В 1930-е гг. Бальтюс, вернувшись в Париж, примкнул к кружку сюрреалистов и сблизился с Кокто , Арто , Миро , Пикассо и Джакометти . Эпатажный холст «Урок гитары» в 1934 г. принес начинающему художнику известность в авангардистских кругах. В работах тех лет неестественная застылость с почти фотографической точностью изображённых фигур придаёт даже бытовым сюжетам налет мистической зачарованности. К началу 1940-х гг. художник окончательно отходит от принципов сюрреализма и создает ярко индивидуальную манеру, которую иногда сравнивают с « магическим реализмом » в литературе.

Мастерская Бальтюса в Cour de Rohan в Париже

Начиная с 1940-х гг. внимание Бальтюса приковывает тема пробуждающейся женственности. Он вводит в свои полотна символические мотивы (зеркало, бабочка, кот) и фигуры девушек-подростков, «застигнутых» в домашней обстановке в непринуждённо-соблазнительных позах. В те же годы он оформляет ряд спектаклей Арто («Ченчи», 1944) и Жана-Луи Барро («Состояние осады», 1948). В 1961-77 гг. Бальтюс возглавляет представительство Французской академии на вилле Медичи в Риме, изучает и перерабатывает классические образцы вроде Пьеро делла Франчески и Караваджо , стремится придать своим полотнам фресковый колорит. Министр культуры Андре Мальро называл Бальтюса «нашим вторым послом в Италии».

В 1956 г. после масштабной выставки в нью-йоркском Музее современного искусства о Бальтюсе заговорили в США. В последние сорок лет жизни художник увлекается дальневосточной культурой в целом и японским изобразительным искусством в частности. Он часто посещает страну восходящего солнца и находит там спутницу жизни. В 1968-73 гг. создаёт ряд полотен на традиционный для XVII века сюжет игроков в карты. В 1983-84 гг. с размахом прошли ретроспективы творчества Бальтюса в парижском центре Жоржа Помпиду и в музее Метрополитен . В 1991 г. Бальтюс был награждён Императорской премией . На тот момент он был единственным из живущих, чьё произведение находилось в постоянной экспозиции Лувра (было завещано музею самим Пикассо) .

Бальтюс и его жена Сэцуко в саду их дома в Швейцарии. Из фильма Д.Петтигрю, 1996

В 1996 г. канадский документалист выпустил фильм о художнике, «Бальтюс в зазеркалье»; он был удостоен нескольких престижных кинонаград. О художнике сняты ещё несколько документальных лент. Бальтюс умер в 2001 г. на 93-м году жизни. На его похоронах присутствовал президент Ширак и пел Боно из группы U2 .

Признание

О художнике в разное время писали Антонен Арто , Ив Бонфуа , Пьер Жан Жув , Альбер Камю , Жан Клер , Пьер Клоссовский , Райнер Мария Рильке , Рене Шар , Жан Старобинский , Федерико Феллини , Поль Элюар и др.

Интересные факты

  • Французская писательница китайского происхождения Шань Са была в 1994 1996 секретарём Бальтюса. Его жена Сэцуко приобщала её к японской культуре. За это время Шань Са написала свой первый роман на французском языке «Врата Небесного Спокойствия» ( 1997 , Гонкуровская премия за первый роман).
  • Бальтюс (под именем Балтус) упоминается в знаменитом романе Томаса Харриса « Ганнибал » (9-й абзац 54-й главы). Фантазия автора сделала его кузеном, то есть двоюродным братом доктора Ганнибала Лектера . Поводом для этого мог послужить такой сюжетный элемент серии романов Харриса, как брак Роберта Лектера, дяди Ганнибала, французского художника, с японкой леди Мурасаки.

Литература

  • Антонен Арто . Выставка Бальтюса в галерее Пьер . Рене Шар. Жальце в бутоне // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 2005, c.40-41, 175—176
  • Алексей Мокроусов. Музыка молчания, или Время зеркал// Иностранная литература. 1999. № 12.

Фильмы

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 октября 2017. 14 мая 2014 года.
  2. . Дата обращения: 2 октября 2017. 17 мая 2014 года.
  3. . Дата обращения: 8 августа 2013. 14 июля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 8 августа 2013. 14 июля 2014 года.
  5. 15 июля 2014 года.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Бальтюс