Рич, Пенелопа
- 1 year ago
- 0
- 0
Пенелопа Бутби ( англ. Penelope Boothby , 11 апреля 1785 , Личфилд , Стаффордшир , Великобритания — 13 марта 1791 , , Девоншир , Великобритания ) — девочка, ставшая одним из самых известных персонажей-детей в британском искусстве. Её образ вдохновил картины Джошуа Рейнолдса , Иоганна Генриха Фюссли , Джона Эверета Милле , скульптуру Томаса Бэнкса , фотографии Льюиса Кэрролла , сонеты Брука Бутби . По мнению искусствоведов и историков, в искусстве XIX—XX веков Пенелопа Бутби стала классическим ребёнком эпохи романтизма , хранителем райской невинности, символом «того, что мы потеряли, и что мы боимся потерять» . Образ Пенелопы активно эксплуатировался массовой культурой на протяжении XX века .
Интерес к картине Рейнолдса, на которой запечатлена Пенелопа Бутби, а также к судьбе изображённой на ней девочки, удалось в новейшее время пробудить американской журналистке Ребекке Хардинг Дэвис , которая опубликовала в журнале «St. Nicholas» за ноябрь 1875 года статью «По поводу живописца маленькой Пенелопы» .
Искусствовед монографии о творчестве Джошуа Рейнолдса. Кроме биографии девочки, её интересовали подробности общения с ней художника .
посвятила Пенелопе главу в своейВновь, после длительного перерыва, интерес к образу Пенелопы Бутби появился в конце XX века. Преподаватель Барнард-колледжа Энн Хигонне посвятила Пенелопе Бутби и её образу в живописи раздел в своей книге «Изображения невинности: история и кризис идеального детства», вышедшей в 1998 году . Судьба Пенелопы и отклик на её смерть часто становится в настоящее время темой монографий и статей, которые посвящены общим проблемам восприятия ребёнка в эпоху Нового времени. В частности, она стала предметом глубокого анализа в изданной в 2006 году книге профессора Ливерпульского университета Роберта Вудса «Воспоминание о детях: Отклики на безвременную смерть в прошлом» .
Несколько статей анализируют воплощение образа Пенелопы Бутби в произведениях отдельных деятелей изобразительного искусства. Профессор английского языка Университета в Фолмере и содиректор Линдсей Смит в своей книге «Льюис Кэрролл. Фотографии в движении», изданной в 2015 году, подробно анализирует образ Пенелопы Бутби, созданный Экси Китчин на фотографиях английского писателя и фотографа-любителя Льюиса Кэрролла. Она соотносит его с картиной Джошуа Рейнолдса и с гравюрами , выполненными на её основе . Статья искусствоведа Лорел Брэдли, вышедшая в 1991 году, посвящена картине Милле «Спелая вишня», где также представлен образ Пенелопы Бутби .
Большую статью посвятила Пенелопе Розмари Митчелл в Oxford Dictionary of National Biography . По мнению Митчелл, восприятие безвременной смерти Пенелопы Бутби современниками показывает влияние романтических идей на восприятие детства как периода, отличного от взрослой жизни, эпохи невинности и открытости для природной и духовной естественности. Оно также иллюстрирует влияние романтизма на восприятие самого понятия смерти, так как изображения Пенелопы отражают всё более индивидуализированный и секуляризованный ответ на потерю любимого человека. Поздние викторианские интерпретации картины Рейнолдса показывают усиление культа детства в XIX веке и ностальгию по простому сельскому миру доиндустриальной Англии .
Дочь сэра (1744—1824), лингвиста , переводчика и поэта . На картине Джозефа Райта он предстаёт одновременно как благородный и предельно естественный человек : на время отложив читаемую им книгу и расположившись для чтения прямо на траве в лесу, он пристально смотрит на зрителя (Бутби высоко ценил идеи Жан-Жака Руссо и был переводчиком его произведений) . Отец Пенелопы унаследовал титул в 1789 году, был также ботаником -любителем и сотрудничал в своих исследованиях с Эразмом Дарвином . Он был хорошо знаком с несколькими активистками и пользовался известностью ценителя изящных искусств и мецената .
Пенелопа — единственный ребёнок и наследница сэра Брука Бутби, седьмого баронета , и его жены, Сюзанны ( англ. Susanna Bristoe , 1755—1822). В возрасте трёх лет (в июле 1788 года) она стала моделью для выдающегося британского художника Джошуа Рейнолдса в его лондонской студии (для картины «Портрет Пенелопы Бутби», или «Чепчик», Лондонская национальная галерея ) .
Вскоре после завершения портрета Бутби с дочкой вернулся в Дербишир, где располагалось его родовое поместье Ашбурн. Вероятно, Пенелопа провела остаток своей короткой жизни в Ashbourne Hall . Пенелопа была тихой девочкой, предпочитавшей игру с куклами в уединении любой шумной возне, хотя обладала весёлым нравом. Она очень любила своего отца и ждала у ворот его возвращения домой, а вечерами сидела у него на колене. По воскресеньям утром она сопровождала свою мать в старую церковь Ашбурна и стояла на коленях рядом с ней во время богослужения. Всё это и многое другое можно узнать из книги «Священная скорбь в память о Пенелопе» ( англ. «Sorrows Sacred to the Memory of Penelope» ), написанной её отцом. Книга включает 24 сонета . Она умерла в 1791 году за месяц до своего шестого дня рождения, после болезни, которая продолжалась около месяца. Лечил её известный врач, друг отца Эразм Дарвин (дед эволюциониста Чарльза Дарвина ). В письме от 9 марта 1791 года Дарвин высказал мнение, что она страдает от гидроцефалии , записав, что болезнь началась с болей в левой стороне головы, а затем последовала рвота и сонливость. Возможно, причиной стал энцефалит ( вирусная инфекция мозга, вызывающее внутричерепное давление) или менингит (хотя бактериальный менингит, вероятно, привёл бы к гораздо более быстрой смерти). Предполагаются и врождённые аномалии .
Пенелопа Бутби была похоронена в
в Ашборне 20 марта 1791 года. Согласно местной легенде, её гроб несли шесть девочек, в сопровождении шести мальчиков, которые держали над ними зонтики, чтобы укрыть от шедшего в это время дождя .Смерть Пенелопы, по некоторым данным, привела к краху брака её родителей. После похорон её мать вернулась в дом своих родителей в Хэмпшире , а затем поселилась в Дувре . Она была похоронена под девичьей фамилией, а не под фамилией супруга. В завещании она оставила 100 фунтов стерлингов « медсестре моего любимого ребёнка» и завещала ювелирные изделия, прядь волос Пенелопы и экземпляр книги сонетов мужа своему брату. Бутби, его сильные переживания по поводу потери дочери и разлада с женой привели к разорению, что полностью изменило ход его жизни. Ашборн Холл был арендован в 1814 году (приходские записи показывают, что в 1817 году там проживает внук фабриканта Ричарда Аркрайта ), а сам он поселился в Булони в 1815 году, где и умер в 1824 году. Он был похоронен в церкви Святого Освальда в Ашбурне .
Портрет был заказан в апреле 1788 года в Лондоне . Пятьдесят гиней были выплачены за портрет в мае. Сеансы позирования были определены на 1, 3, 5 и 8 июля 1788 года. Пенелопа сидит на картине на каменной скамье на фоне лесистого пейзажа . На ней забавный чепчик, который дал картине её второе ироничное название. По мнению искусствоведов, она на картине Рейнолдса — классический ребёнок эпохи романтизма, выражение райской невинности, символ того «что мы потеряли и того, что мы боимся потерять» .
По свидетельствам современников Рейнольдс хорошо ладил с детьми и поддерживал прекрасные отношения с Пенелопой на протяжении всех их сессий . Однажды Пенелопа даже исчезла из своего дома на день и была обнаружена в доме Рейнольдса . Историки искусства объясняют высокие художественные качества картины их краткими, но яркими личными отношениями . Рейнолдс любил играть с детьми. В своей мастерской он всегда держал много игрушек, чтобы развлечь своих маленьких друзей, а модели, находясь там, обычно имели возможность порезвиться. У современного человека причудливый костюм девочки вызывает мысль, что она одета для позирования и пытается играть взрослую женщину (костюм, в который она одета, напоминает облачение Марты Вашингтон на портрете Гилберта Стюарта ), подражая колониальной леди . Ребёнок сжал губы и сложил руки на коленях, как если бы пытался хорошо играть свою роль, но девочка слишком застенчива, чтобы смотреть прямо в лицо зрителю, и поэтому смотрит в сторону. Однако дети тогда, как в Англии, так и в Америке, одевались точно как взрослые, и костюм девочки, без сомнения, повседневный .
Другим фактором, способствующим широкой известности портрета, была трагическая судьба самой Пенелопы. После окончательного распада семьи портрет в конце концов оказался в Музее Эшмола в Оксфорде (по некоторым данным на правах аренды), где Льюис Кэрролл несомненно попал под его обаяние полвека спустя . На протяжении XIX века были широко распространены гравюры с этого портрета .
С момента создания портрет пользовался большой известностью. В Британском музее собрано большое количество меццотинто по мотивам картины Рейнолдса. Среди их авторов известные гравёры и издатели , , .
После смерти Пенелопы Бутби по просьбе её отца английский художник Иоганн Генрих Фюссли создал картину, представляя как её уносит на небеса Ангел — « Апофеоз Пенелопы Бутби» (1792). Художник был давно знаком с Бруком Бутби, который в прошлом приобрёл версию его известной картины « Ночной кошмар », созданную в 1781 году. Крылья ангела не находятся точно на его спине, пятилетний возраст девочки представлен неубедительно, она выглядит как маленького роста взрослая женщина, достаточно наивны аллегории : на переднем плане — лежащая погребальная урна и парящая в воздухе большая бабочка (символы смерти, скоротечного характера жизни человека и воскресения из мёртвых ), художник использовал рискованную вертикальную композицию, подобную его новаторской картине «Смерть Дидоны ». Художнику не удалось убедительно представить зрителю смерть маленького ребёнка . В настоящее время картина находится в .
Существует также мраморный памятник Пенелопе в церкви Святого Освальда в Ашбурнe работы скульптора Томаса Бэнкса . Скульптура Бэнкса была более удачной. Фигура девочки в натуральную величину, кажется, спит на боку, положив под голову руки. Скульптура сочетает в себе романтическую чувственность с искренностью, и, как известно из отзывов тех, кто впервые видел её, оказывает сильное воздействие на посетителей церкви даже в настоящее время . Памятник изготовлен из каррарского мрамора , на нём надписи на английском, итальянском , латинском и французском языках , взятые из Библии , Катулла , Петрарки и (что неудивительно из-за взглядов её отца) Руссо. По словам дочери скульптора, Брук Бутби приходил ежедневно чтобы посмотреть, как идёт работа над скульптурой, часто плакал. Когда она в гипсовой модели (в настоящее время находится в мемориальном музее архитектора Джона Соуна ) была выставлена в Сомерсет-Хаус в 1793 году, старшая дочь короля Великобритании Георга III , будущая королева Вюртемберга , Шарлотта и её дочери были растроганы до слёз. Памятник, который находится до сих пор в церкви Святого Освальда, вероятно, долгое время хранился в деревянном футляре , закрытом от постороннего взгляда до 1839 года. Представляется вероятным, что это было сделано по личной просьбе Бутби .
В 1796 году Бутби опубликовал книгу сонетов «Sorrows Sacred to the Memory of Penelope» , сонеты он воспринимал как свой собственный хрупкий памятник умершей дочери. В целом, отзывы современников на сборник были благожелательными. Поэтесса
, однако, отмечала монотонность и безвкусицу сонетов .Картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Спелая вишня» основана на картине Рейнолдса и написана позже фотографий Кэрролла ( англ. «Cherry Ripe» , 1879, ныне — частное собрание). Голубоглазой Эди Рамадж ( англ. Edie Ramage ) было всего четыре года, когда она появилась на костюмированном балу в Лондоне в 1879 году в костюме Пенелопы на картине Рейнолдса, вызвав всеобщее восхищение своим обаянием. Её дядя гравёр Уильям Лусон Томас заказал портрет Эди в костюме, котором она была на балу, за немалые для того времени деньги — 5 000 долларов . Как сложилась дальнейшая судьба Эди Рамадж, неизвестно. Портрет получил название «Спелая вишня», так как Эди сидит рядом с рассыпанными на ткани вишнями. Образ девочки, как и её костюм (бело-розовое платье), были позаимствованы с «Портрета Пенелопы Бутби» кисти Джошуа Рейнолдса. Проданные репродукции картины окупили затраты на портрет. Репродукция в качестве подарка читателям также прилагалась к рождественскому выпуску газеты «График». Портрет стал сентиментальным украшением во многих домах викторианской эпохи .
Писатель и фотограф-любитель Льюис Кэрролл мог увидеть оригинал картины Рейнолдса в Музее Эшмола в Оксфорде , по другой версии его вдохновило меццотинто Сэмюэла Казинса с этой картины .
Во времена Льюиса Кэрролла были модны изображения девочек в костюме Пенелопы Бутби с портрета Рейнольдса. Кэрролл создаёт костюмированный фотопортрет, где модель значительно старше своего прототипа. Известны минимум две фотографии его любимой фотомодели Александры Китчин в этом образе, созданные в 1875—1876 годах. Для третьего изображения из этой серии «Экси Китчин частично в платье Пенелопы Бутби на шезлонге с японским зонтиком» ( англ. Xie Kitchin partly in the "Penelope Boothby" dress, on a garden chair, with Japanese sunshade ), которое резко отличается от других и иногда не соотносится с этой серией, он принёс в свою студию плетёный шезлонг и восточный зонтик, поместил девочку в шезлонге с открытым зонтиком над головой. Это изображение, особенно благодаря оригинальной композиции в сочетании с загадочным взглядом девочки, стало одним из самых выдающихся портретов викторианской эпохи . Размер фотографии — 12,7 на 15,5 сантиметров. Идентификационный номер — 964:0001:0044 . Фотографии сделаны в студии Кэрролла при Соборе Христа в Оксфорде . Все три фотографии находятся в настоящее время в коллекции при Техасском университете в Остине . Техника всех трёх фотографий — мокрый коллодионный процесс по альбуминовой фотобумаге .
На одном снимке Кэррола Александра Китчин стоит перед стеной, в её сумрачном выражении лица мало что соответствует картине Рейнолдса. Размер фотографии — 21.1 на 15.3 сантиметров. Идентификационный номер — 964:0001:0034 . Кэрролл достаточно вольно восстанавливает и костюм девочки. На другом снимке девочка сидит, опираясь подбородком на руку. При этом двенадцатилетняя модель пристально смотрит в объектив камеры. Размер этой фотографии значительно меньше — всего 15,4 на 12,5 сантиметров. Идентификационный номер — 964:0001:0021 . Исследователи проводят параллели этих фотографий с фотографией Алисы Лидделл в образе нищенки .
Александра Рода Китчин (по прозвищу «Экси», англ. Alexandra «Xie» Rhoda Kitchin , 1864—1925) — так называемая подруга ( англ. «child-friend» ) Льюиса Кэрролла. Она была для Кэрролла музой и фотомоделью с 1868 года. Кэрролл фотографировал её чаще, чем любую другую из своих моделей, иногда она была одета при этом в экзотический костюм. Так, на фотографии « Святой Георгий и дракон » она играет принцессу, одета в белую ночную рубашку, на голове у неё бумажная корона. Александра Китчин была дочерью преподобного (1827—1912), который был коллегой Кэрролла в Соборе Христа в Оксфорде, впоследствии — деканом собора в Уинчестере , а позже — в Дареме . Её крёстная мать — Александра Датская , будущая королева- консорт Великобритании и Ирландии , которая была подругой детства её матери . В 1890 году Александра вышла замуж за Артура Кардью, государственного служащего и музыканта-любителя. У них было шесть детей. В отличие от некоторых других юных подруг Кэрролла, «Xie» никогда не публиковала воспоминания о нём . Кэрролл фотографировал Александру Китчин с четырёх до шестнадцати лет. Известно более пятидесяти подобных фотографий . Иногда такие фотографии носят название «Экси»-фотографии. Существует легенда, что Кэрролл однажды задал вопрос: «Как достичь совершенства в области фотографии?», а затем сам же дал на него ответ: «Поставить „Экси“ перед объективом». Действительно, в письме от 16 июня 1880 года писатель ведёт этот диалог сам с собой .
Картина Милле долгое время использовалась для изображения на коробке для мыла фирмы Pears Transparent Soap . Высказывалось предположение, что образ девочки служил некоторое время в массовом сознании образом высшей чистоты. Также образ Пенелопы на картине Милле стал основой для популярной в викторианскую эпоху куклы маленькой мисс Маффет ( англ. Little Miss Muffet ), названной так в честь популярной тогда детской потешки Little Miss Muffet . Существует картина Милле «Маленькая мисс Маффет», вдохновлённая этой потешкой, но одежда, возраст и лицо куклы были значительно ближе образу Пенелопы Бутби, запечатлённому на его картине «Спелая вишня». Кукла «Маленькая мисс Маффет» производится до настоящего времени. Появились также сатирические журнальные изображения, в которых выражение лица и фигура девочки приобретали подчёркнуто сексуальное или глумливое выражение .
Английский писатель, художник- карикатурист и книжный иллюстратор Макс Бирбом создал акварель «Мгновенное видение однажды постигло молодого Милле», где с иронией показывает эволюцию творчества художника. Он делает это в трёх элементах карикатуры :
Акварель Бирбома была создана в 1916 году, с сентября 1921 года находилась в коллекции Галерее Тейт . Впервые акварель была опубликована в 1922 году как иллюстрация к книге Бирбома о прерафаэлитах .
, а с 1938 года принадлежит