Interested Article - Эрже
- 2021-09-14
- 1
Эрже́ ( фр. Hergé ; настоящее имя — Жорж Проспер Реми ( фр. Georges Prosper Remi ); 22 мая 1907 , Эттербек — 3 марта 1983 , Волюве-Сен-Ламбер ) — бельгийский художник комиксов , снискавший всемирную известность своими альбомами о приключениях молодого журналиста Тинтина ( фр. Tintin ), которые до нашего времени расходятся миллионными тиражами во всём мире. Первооткрыватель техники « », которая нашла дальнейшее применение у мастеров поп-арта . Псевдоним Эрже возник как перевёрнутый акроним «Р. Ж.» от «Реми Жорж». Офицер бельгийского ордена Короны ( 1978 ).
Жизнь и творчество
Детство и юность
Настоящее имя Эрже — Жорж Реми. Он родился 22 мая 1907 года в городе Эттербеек , Брабант (ныне часть Брюссельского столичного региона ). Отец — Алексис Реми, скромный служащий; мать, Элизабет Реми — домохозяйка. В 1920 году его отдали в католический коллеж Св. Бонифация . Пристрастие к рисованию побуждало его делать многочисленные зарисовки в школьных тетрадях, причём нередко картинки сопровождались «bulles» ( филактерами ), где размещались реплики персонажей (в начале XX века этот характерный в дальнейшем для языка комиксов приём ещё никем не использовался). В 2007 году самая первая выполненная им серия была обнаружена на стене колледжа, где учился Жорж . Он очень любил кинематограф, в особенности комедии с участием Чарли Чаплина и Бастера Китона ; возможно, именно гэги из этих фильмов оказали влияние на его творчество. В детстве Жорж принимал участие в походах скаутов , и скаутские идеалы оказали в какой-то степени влияние на его дальнейшее развитие. С 1924 года Жорж стал подписывать свои рисунки, публиковавшиеся на страницах журнала «Бельгийский бойскаут», инициалами «R. G.». Здесь же была опубликована и его первая рисованная серия «Приключения ».
Путь к «Тинтину»
С 19 лет Эрже начинает рисовать для газеты « » («Двадцатый век»), владельцем которой был националист и антикоммунист аббат Норбер Валле. Скоро Эрже поручают редактировать воскресное литературно-художественное приложение к газете, а в ноябре 1928 года — новое, адресованное детской аудитории приложение вечернего издания — « Le Petit Vingtième » («Двадцатый век для детей»). Наряду с уже упоминавшимися «Приключениями Тотора» с 10 января 1929 года здесь начинает печататься цикл комиксов о молодом репортёре Тинтине, который и принёс Эрже мировую славу. Есть определённое сходство между Эрже и его любимым героем. Между тем первое редакционное задание заставило Тинтина отправиться в Советскую Россию , где Эрже ни разу не бывал.
Цикл « Тинтин в стране Советов » печатался на страницах журнала до 8 мая 1930 года ; успех был безоговорочным, хотя в дальнейшем отношение автора к этой работе изменилось. После России Тинтин и его пёс Милу отправляются в Конго (в этом цикле ощущается влияние книги Андре Жида «Путешествие в Конго»), затем в Чикаго (цикл «Тинтин в Америке»). В 1932 году журнал начинает печатать приключения Тинтина в странах Востока: Порт-Саид , Суэц , Бомбей , Коломбо , Цейлон , Сингапур , Гонконг , Шанхай . Все они собраны в альбоме « Сигары фараона », опубликованном издательством « », которое владеет эксклюзивными правами на сагу о Тинтине.
Прочие циклы
Творчество Эрже не ограничивается «Тинтином». Из-под пера художника выходят всё новые персонажи: ; (их имена звучат пародией на имена героев знаменитой повести Бернардена де Сен-Пьера ); Джо, Зетт и Жоко. Однако именно благодаря Тинтину Эрже приобретает невероятную популярность у себя на родине, а затем и во всём мире.
Дружба с Чаном
В 1934 году Эрже познакомился, а затем подружился с китайским студентом, прослушавшим курс в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Его звали Чан Чунжэнь. Создалась парадоксальная ситуация: получивший художественное образование Чан стал учиться работать в технике комикса у самоучки Эрже. Однако год спустя Чану приходится вернуться на родину; Эрже болезненно переживает разлуку (их новая встреча состоялась только в 1981 году ). Под впечатлением дружбы с Чаном Эрже создает цикл «Приключения Тинтина на Дальнем Востоке», однако слишком длинное название пришлось заменить на более короткое: « Голубой лотос » (« Le lotus bleu »).
Военные годы
Во время оккупации Бельгии нацистами, в мае 1940 года « Vingtième Siècle » прекратил своё существование, но Эрже предложили работать в другом издании — « Le Soir » («Вечерняя газета»). С октября 1940 года он руководил приложением для детей под названием « Le Soir-Jeunesse », выпустил несколько альбомов, включая окрашенную в апокалиптические тона и вызвавшую упрёки в антисемитизме «Загадочную звезду». С 1943 года Эрже работал совместно с художником .
Послевоенные трудности
«Раскадровки получались у Эрже сами собой, он так мыслил! Но главным компонентом в творчестве для него всё-таки был сюжет . Его истории — что-то невероятное: он никогда не пользовался сюжетным поворотом только для того, чтобы рассмешить, удивить или развлечь. Каждый элемент работал на развитие интриги. Мне Эрже больше напоминает не художника, рисующего раскадровки, а идеального сценариста . Однако сценариста с уникальным кинематографическим мышлением — карандаш в его руке был более действенным инструментом, чем у иного режиссёра кинокамера! Поэтому первой моей мыслью после прочтения комиксов было восхищение: «Он не поставляет сырьё для режиссёров, он сам — прирожденный режиссёр». Мы с Питером [Джексоном] чувствовали себя карликами, забравшимися на плечи к гиганту».
В сентябре 1944 года , после того как немецкие войска оставили Брюссель, Эрже арестовали за коллаборационизм . Ряд изданий печатает издевательские пародии на «Тинтина», где герой Эрже оказывается среди нацистов . Между тем во многих его работах, последовавших за крайне антикоммунистическим « Тинтином в стране Советов », прослеживается критическое отношение к империализму , милитаризму и фашизму . Только в мае 1946 года все обвинения были сняты, и художник получил возможность устроиться на работу. 26 сентября 1946 года вышел в свет первый номер журнала «Тинтин» (Эрже стал его художественным директором); за несколько лет тираж журнала в Бельгии вырос до 60 000 экземпляров. Возобновляется работа над прерванным ранее циклом « Тинтин и храм Солнца ».
Однако, несмотря на громкий успех, в мае 1947 года Эрже приходится расстаться с помогавшим ему Джекобсом; художник страдает от депрессии и всерьёз подумывает об эмиграции в Аргентину , но его планы рушатся. Эрже продолжает работу над Тинтином и в 1956 году выпускает альбом « Дело Турнесоля » (« L’Affaire Tournesol »), который в профессиональном отношении иногда называют вершиной его творчества.
В 1956 году Эрже знакомится с художницей Фанни Вламинк; пять месяцев спустя между ними возникает роман. (После его смерти Фанни организует фонд Эрже и получает авторские права на работы художника). В сентябре 1958 года начинает печататься цикл « Тинтин в Тибете », отчасти навеянный популярными в те годы рассказами о снежном человеке , но в это время у Эрже обостряется депрессия; выход в свет «самого интимного и волнующего из его альбомов» совпал с расставанием с первой женой, Жермен.
Кончина Эрже
В 1960-е годы серьёзную конкуренцию Эрже начинают составлять « Счастливчик Люк », « Астерикс », « Корто Мальтез » и другие европейские комиксы. Однако популярности Тинтина это не вредит: тираж альбомов Эрже, выпущенных издательством «Кастерман», превышает миллион экземпляров. Художник постоянно работает над усовершенствованием старых альбомов, однако не желает модернизировать «Тинтина в стране Советов», считая его ошибкой молодости.
В 1983 году Эрже умирает от лейкемии , не успев окончить свой последний альбом.
Бельгийцы в честь героя комикса возводят памятник в одном из парков Брюсселя , а на 75 день рождения Брюссельское астрономическое сообщество называет небольшую планету в его честь.
Тинтин — символ Брюсселя
На сегодняшний день Тинтин — один из самых популярных персонажей комиксов в мире. В Бельгии он стоит на первом месте самых популярных вымышленных персонажей, и с 2001 года Тинтин и его фокстерьер Милу — официальные символы города Брюсселя .
В городе находится посвящённый Эрже музей . Фрески с изображением Тинтина и других персонажей комикса можно увидеть на одной из станций брюссельского метро .
Экранизации
В 1960-е годы было снято два фильма о приключениях Тинтина: «Тайна золотого руна» (« Lе mystère de la toison d’or ») и «Голубые апельсины» (« Les oranges bleues »), а также полнометражный мультфильм «Тинтин и храм Солнца» (« Tintin et le temple du Soleil »), что повысило популярность персонажей у себя на родине. В 1972 году был снят ещё один полнометражный мультфильм, «Тинтин и акулье озеро» (« Tintin et le lac au requin »). В 1991 году совместными усилиями Франции и Канады был выпущен телесериал, вмещающий в себя все приключения Тинтина, кроме двух альбомов — «Тинтин в стране Советов» и «Тинтин в Конго» (« Tintin au Congo »). Были также осуществлены радиопостановки и мюзиклы по мотивам альбома «Тинтин в Тибете» .
Ещё в 1983 году Стивен Спилберг , который является страстным поклонником «Приключений Тинтина», вступил в длительные переговоры с Эрже по поводу экранизации одного из альбомов художника. Эрже, оценивший по достоинству как фильмы всемирно известного к тому времени режиссёра, так и его искреннюю увлечённость «Тинтином» , по многим пунктам был готов пойти навстречу Спилбергу. Однако в конце концов «драконовские» условия Спилберга заставили художника отказаться от экранизации. После кончины Эрже Спилберг осуществил свою давнюю мечту и выпустил фильм « Приключения Тинтина: Тайна единорога », в котором использована технология захвата движения .
Популярность Тинтина
Тинтин и Милу известны во всём мире и переведены на более чем 50 языков. Существует много версий о причине популярности персонажей, которая не спадает уже свыше 8 десятилетий. С одной стороны, почти все альбомы Эрже пронизаны добротой, уважением к чужой культуре, человечностью, и тонким юмором. С другой стороны, Эрже был хорошо осведомлён о политических, технических и культурных движениях своего времени и нередко прибегал к политическим аллюзиям — например, в альбоме « Скипетр короля Оттокара » (« Le Sceptre d’Ottokar ») внимательный читатель может увидеть критику насильственного присоединения Австрии к Германии в 1930-е годы. Персонажи Эрже «предвидели» такие научные открытия, как лёд на луне.
Тинтин в России
В СССР комикс не печатался, так как Эрже считался приверженцем антисоветских , антикоммунистических , проколониальных политических взглядов, а также из-за своего коллаборационизма в годы Второй мировой войны (хотя он и не симпатизировал нацизму ).
Первый альбом Тинтина был переведён на русский язык лишь в 1993 году .
Интерпретация работ
«Эрже так же повлиял на моё творчество, как и Уолт Дисней . Для меня Эрже больше чем автор комиксов».
В глазах современного человека ранние работы Эрже отличаются отсутствием политкорректности . В первом альбоме «Тинтин в стране Советов» юный репортёр отправляется в Советский Союз , причём советский быт 1920-х годов обрисован в самых мрачных красках. Некоторые читатели даже приписали этой антиутопии профашистские тенденции.
Во втором альбоме « Тинтин в Конго » есть сцены, где демонстрируется жестокость по отношению к диким животным, а также пренебрежительное отношение к туземному населению Конго , которое в то время являлось колонией Бельгии.
Во время Второй мировой войны, а также после того, как он подвергся жёсткой критике, Эрже пересмотрел свои взгляды, и с тех пор показанное в его работах мировоззрение отличается человечностью и уважением к чужим культурам.
В ранних американских версиях комиксов и в мультфильмах «взрослые» элементы комиксов Эрже (например, Тинтин и Милу, хлещущие виски прямо из бутылки) подвергались цензурированию .
Выставка в Гран-Пале
С 28 сентября 2016 по 15 января 2017 года в парижском Гран-Пале проходила выставка, на которой было представлено творчество Эрже. Посетители выставки, которая занимала десять залов, могли ознакомиться не только с историей цикла «Тинтин», но и с менее известными персонажами художника, а также с влиянием Эрже на развитие комикса .
Документальные фильмы
- 2014 — В Квебеке с Тинтином / Au Québec avec Tintin (режиссёр Жан-Филипп Дюваль / Jean-Philippe Duval , Бенуа Годбу / Benoit Godbout )
- 2016 — Эрже, в тени Тинтина / Hergé à l'ombre de Tintin (режиссёр Юг Нанси / Hugues Nancy )
Примечания
- Дань уважения Эрже в своих работах отдали Энди Уорхол (серия портретов Эрже) и Рой Лихтенштейн ( коллажи из комиксов Эрже).
- . Дата обращения: 10 октября 2011. 8 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 28 октября 2011. 30 октября 2011 года.
- Assouline, Pierre. Herge. P., Plon. 1996. P. 313
- от 6 февраля 2011 на Wayback Machine Музей Эрже
- . Дата обращения: 10 октября 2010. Архивировано из 20 сентября 2011 года.
- . Дата обращения: 21 июля 2009. Архивировано из 22 февраля 2011 года.
- . Дата обращения: 22 октября 2010. 15 декабря 2010 года.
- Assouline, Pierre. Ibid., p. 401
- . Дата обращения: 29 октября 2011. 24 декабря 2013 года.
- (фр.) . www.grandpalais.fr . Дата обращения: 10 июня 2021. 10 июня 2021 года.
Литература
- Apostolidès, Jean-Marie. The Metamorphoses of Tintin, or Tintin for Adults (англ.) . — Stanford: Stanford University Press , 2010. — ISBN 978-0-8047-6031-7 .
- Assouline, Pierre. (англ.) . — Oxford and New York: Oxford University Press , 2009. — ISBN 978-0-19-539759-8 .
- ISBN 978-0-7195-5522-0 . Tintin: The Complete Companion (неопр.) . — London: John Murray, 2001. —
- Farr, Michael. (англ.) . — San Francisco: ISBN 978-0-86719-679-5 . , 2007. —
- ISBN 978-0-86719-706-8 . The Art of Hergé, Inventor of Tintin: Volume I, 1907–1937 (англ.) . — San Francisco: , 2008. —
- Goddin, Philippe. (англ.) . — San Francisco: ISBN 978-0-86719-724-2 . , 2009. —
- Goddin, Philippe. (англ.) . — San Francisco: ISBN 978-0867197631 . , 2011. —
- Lofficier, Jean-Marc; Lofficier, Randy. (неопр.) . — Harpenden, Hertfordshire: Pocket Essentials, 2002. — ISBN 978-1-904048-17-6 .
- ISBN 978-1-86207-831-4 . Tintin and the Secret of Literature (неопр.) . — London: Granta, 2006. —
- Peeters, Benoît . (неопр.) . — London: Methuen Children's Books, 1989. — ISBN 978-0-416-14882-4 .
- Peeters, Benoît . (неопр.) . — Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press , 2012. — ISBN 978-1-4214-0454-7 .
- Sterckx, Pierre. Tintin: Hergé's Masterpiece (неопр.) . — New York: Rizzoli, 2015. — ISBN 978-0789329479 .
- ISBN 978-0-340-52393-3 . Tintin: Hergé and his Creation (неопр.) . — London: , 1991. —
- (1972). Дата обращения: 15 июля 2006. 28 сентября 2007 года.
- . London: BBC News. 2006-06-02. из оригинала 21 октября 2013 . Дата обращения: 22 декабря 2012 .
- . The Economist . 2009-05-28. из оригинала 9 ноября 2012 . Дата обращения: 23 июня 2014 .
- Cendrowicz, Leo (2009-05-30). . Time . New York City. из оригинала 11 июня 2009 . Дата обращения: 30 мая 2009 .
- Cendrowicz, Leo (4 Май 2010). . Time . New York City. Архивировано из 6 июня 2013 . Дата обращения: 6 июня 2013 .
- Smith, Neil (2010-04-28). . BBC News. из оригинала 1 мая 2010 . Дата обращения: 6 июня 2013 .
- Lezard, Nicholas (2011-10-18). . The Guardian . из оригинала 10 марта 2014 . Дата обращения: 23 июня 2014 .
- Tayler, Christopher . London Review of Books (7 июня 2012). Дата обращения: 7 июля 2013. 30 апреля 2013 года.
- . UNESCO. Дата обращения: 23 июня 2014. 23 декабря 2009 года.
- . L'Express (фр.) . 15 Декабрь 2006. Архивировано из 30 сентября 2007 .
- Moore, Charles (2007-05-26). . The Daily Telegraph . UK. из оригинала 15 июня 2008 . Дата обращения: 9 марта 2022 .
- Goddin, Philippe. Hergé: Lignes de vie (неопр.) . — . — 2007.
- Benoît-Jeannin, Maxime. Les guerres d'Hergé (неопр.) . — Aden . — 2007. ISBN 978-2-930402-23-9
- Farr, Michael. The Adventures of Hergé (неопр.) . — John Murray, 2007. — ISBN 0-7195-6799-8 .
- Pierre Sterckx (Textes) / André Soupart (Photos), Hergé . Collectionneur d'Art, Brussels/Belgium (Tournesol Conseils SA-Renaissance du Livre) 2006, 84 p. ISBN 2-87415-668-X
Ссылки
- от 19 июля 2011 на Wayback Machine
- от 12 ноября 2007 на Wayback Machine
- on À la découverte de Tintin
- от 22 ноября 2020 на Wayback Machine on Comiclopedia
- от 18 сентября 2020 на Wayback Machine on Tintinologist.org
- 2021-09-14
- 1