Interested Article - Контактная печать

Контактная печать — способ получения позитивного изображения в фотографии и кинематографе , при котором отпечаток на фотобумаге или позитивной киноплёнке получается путём экспонирования сквозь прижатый вплотную негатив , без использования объектива . При этом размер отпечатка совпадает с размером негатива . Кроме того, контактная печать часто используется в фотомеханических процессах при изготовлении типографских клише , а также в фотолитографии .

Для получения максимальной разрешающей способности и детализации негатив и позитивный материал должны плотно прижиматься друг к другу эмульсионными слоями . В случае печати на прозрачном фотоматериале изображение на позитиве получается зеркальным по отношению к объекту съемки, поэтому, для получения на экране прямого изображения при проекции снимок размещают подложкой к объективу. Прямой позитив может быть получен контактной печатью сквозь подложку перевёрнутого негатива направленным, а не рассеянным светом .

Рамка для контактной печати с роликовой фотоплёнки

Историческая справка

Контактная печать была первым способом тиражирования позитивного изображения в фотографии и кинематографе, и появилась задолго до оптической. Впервые контактная фотопечать использована в калотипии , изобретённой Тальботом в 1841 году . К бумажному негативу плотно прижималась пропитанная хлористым серебром бумага, темневшая под действием ультрафиолетового излучения Солнца. Дальнейшее развитие технологий фотографии привело к появлению альбуминовой печати на фотобумагу, покрытую взвесью хлоросеребряных микрокристаллов в альбумине , получаемом из яичных белков. Как и «солевая» бумага Тальбота, так и альбуминовая обладали очень низкой светочувствительностью преимущественно к ультрафиолетовой области спектра, и были пригодны только для контактной печати с помощью солнечного света. Проявление происходило непосредственно во время экспозиции, длившейся 25—30 минут, а затем бумага отделялась от негатива и погружалась в раствор вираж-фиксажа .

В 1868 году в Германии наладили выпуск целлоидиновых фотобумаг с таким же способом проявления, а в 1884 году два предыдущих типа уступили место аристотипным фотобумагам . Все эти фотобумаги позднее получили название «дневных», поскольку не были рассчитаны на экспонирование почти неактиничным для них искусственным светом. Во всех случаях негатив прижимался эмульсионным слоем к фотобумаге при помощи копировальной рамки. В результате получалось прямое позитивное изображение, ориентация которого совпадает с объектом съёмки. При этом размер получаемого позитива точно совпадал с форматом негатива, и для создания достаточно больших снимков съёмка должна была вестись на такой же негатив. Тем не менее, крупноформатные камеры были единственным классом фотоаппаратуры и использовались даже в экспедициях и для репортажной съёмки. Поэтому, контактная печать на этих бумагах не имела альтернативы вплоть до появления в 1879 году желатиносеребряных фотобумаг с проявлением . Их дальнейшее распространение тесно связано с развитием в 1930-х годах малоформатной фотографии , требующей большого увеличения .

Популярность компактной аппаратуры малого и среднего форматов привела к вытеснению контактной печати проекционной в большинстве отраслей фотографии, прежде всего в фотожурналистике . Тем не менее, в технических отраслях, таких как репродукционная съёмка, полиграфия и фотокопирование, контактная печать использовалась вплоть до появления цифровой фотографии . В фотостудиях контактная печать не выходила из обращения до 1980-х годов, поскольку ретушь крупноформатных негативов считалась неотъемлемой частью портретной фотографии. Контактным способом сквозь негатив экспонировался также светочувствительный слой пластин в фототипии , цинкографии и других фотомеханических процессах. Современная офсетная полиграфия также предусматривает экспонирование пластин сквозь прижатый вплотную позитив, полученный на фототехнической плёнке с помощью фотовывода цифровых файлов компьютерной вёрстки .

Контактная печать в фотографии

В первые десятилетия существования в фотографии негативно-позитивного процесса контактная печать производилась в специальных копировальных рамках, предназначенных для плотного прижима фотобумаги к эмульсионному слою негатива. Копировальные рамки существовали двух разновидностей: со стеклом и без стекла. Последние в дореволюционной России назывались «американскими» и были дешевле «стеклянных» . Копировальная рамка состоит из металлического или деревянного корпуса, и предназначена для прямой печати со стеклянных фотопластинок . На дно рамки, имеющей размеры определенного формата фотобумаги , кладут эмульсией вверх неэкспонированный лист и сверху прижимают стеклянным негативом. При этом эмульсионная сторона негатива обращена к фотобумаге, входя с ней в плотный контакт. В таком виде рамка выставляется на солнечный свет, экспонирующий фотобумагу сквозь негатив. В зависимости от оптической плотности участков негатива свет ослабляется в большей или меньшей степени, формируя позитивное изображение.

Распространение желатиносеребряных фотобумаг с проявлением, обладавших большой светочувствительностью, сделало невозможным печать при дневном свете, слишком сильном для таких фотоматериалов. В практику фотографии вошла печать при помощи керосиновых, а позднее электрических ламп в затемнённой фотолаборатории с неактиничным освещением. Позднее появились более удобные для контактной печати на бромосеребряных бумагах копировальные станки, представляющие собой светонепроницаемый ящик с расположенными внутри лампами накаливания . Негатив укладывается на толстое стекло, расположенное над лампами, а фотобумага прижимается к нему верхней крышкой с эластичной подушкой. В СССР выпускались контактные копировальные станки «КП-10» для печати с негативов или прозрачных оригиналов размером до 50×60 сантиметров. Для обеспечения наилучшего контакта между оригиналом и фотоматериалом, станок оснащался надувной резиновой подушкой для прижима . Кроме этого станка выпускались «КП-8М», «ПКП-1», «КС 30×40» и «АКД-55». Последний тип был рассчитан на печать с 35-мм негативов . Кроме ламп белого света большинство станков снабжались лампой неактиничного красного света с отдельным включателем. Она предназначалась для удобства работы и точного совмещения негатива с фотобумагой .

Контактная печать в кинематографе

Контактная печать использовалась для получения позитива, начиная с самых первых систем кинематографа. Аппарат братьев Люмьер кроме съёмки и проекции обеспечивал также контактную печать, для которой в него заряжались проявленный негатив и позитивная киноплёнка. Печать происходила рассеянным светом через кадровое окно аппарата при вынутом объективе. По мере развития отрасли и с ростом тиражей фильмокопий появились специализированные кинокопировальные аппараты, первые из которых были рассчитаны именно на контактную печать.

Профессиональный кинематограф изначально предполагает тиражирование фильмокопий и не предусматривает возможности просмотра киноплёнки, полученной непосредственно из киносъёмочного аппарата . В результате, для получения на экране конгруэнтного (незеркального) изображения, кинопроекторы форматов 35 и 70-мм рассчитаны на зарядку киноплёнки подложкой к объективу . При такой зарядке любой позитив, полученный контактной печатью, даёт на экране прямое изображение.

При массовом тиражировании фильмокопий наиболее выгодна более сложная трёхступенчатая технология, при которой с оригинального негатива печатается промежуточный позитив, а с него один или несколько дубль-негативов , с которых печатаются фильмокопии. При этом за счёт нечётного (трёхкратного) количества стадий контактного копирования получается такой же позитив, как и при одноступенчатой печати. В результате, контактная печать готовых фильмокопий ведётся с совмещённого и выровненного по плотности дубль-негатива . Такая технология позволяет использовать «ротационные» кинокопировальные аппараты с непрерывным движением киноплёнки, характерные большой производительностью и низким износом дубльнегатива. В отличие от оптической печати, которая может вестись как при традиционной ориентации негатива ( контратипа ), так и через его подложку, контактная печать предусматривает плотный контакт эмульсионных слоёв копии и оригинала. При расположении такой фильмокопии в кинопроекторе эмульсией к объективу, на экране получалось бы зеркально перевёрнутое изображение.

Узкоплёночные кинопроекторы ( 16-мм и меньше) наоборот, рассчитаны на прохождение киноплёнки, сходное с кинокамерой, так как изначально эти форматы разрабатывались как любительские и рассчитаны на обращаемую киноплёнку . Поэтому при печати узкоплёночных фильмокопий используется оптическая печать через подложку негатива . Значительно реже узкоплёночные фильмокопии печатают контактным способом через подложку: в этом случае используется направленный, а не рассеянный свет. Однако, резкость таких фильмокопий ниже, чем отпечатанных традиционным способом. При любительской контактной печати полученная зеркальная копия заряжалась в кинопроектор подложкой к объективу, что приводило к её ускоренному износу неприспособленным для этого фильмовым каналом .

Контактные «контрольки»

Контактный отпечаток малоформатных негативов Игоря Мухина с авторской разметкой

В фотожурналистике получила распространение контактная печать с малоформатных и среднеформатных негативов, позволяющая разместить на общем листе фотобумаги кадры всей плёнки. Обычно на листе формата 24×30 сантиметров можно отпечатать все 36—40 кадров малоформатного негатива или 12 кадров 6×6 плёнки тип-120 . Разрезанная на отрезки соответствующего размера проявленная фотоплёнка раскладывается на листе фотобумаги, прижимается стеклом и экспонируется светом от объектива фотоувеличителя . Направленный характер света допускает неплотный контакт негативов с эмульсией фотобумаги, позволяя получать резкость изображения, достаточную для рассматривания невооружённым глазом.

Контрольки среднеформатных негативов

Полученные позитивы непригодны для использования в качестве конечных отпечатков из-за малого размера, но позволяют в общих чертах оценить содержание съёмки и осуществить предварительный отбор снимков. Кроме того, отпадает необходимость повторных просмотров самого негатива, увеличивающих риск его повреждения. Иногда контактные отпечатки выполняют роль авторского дневника, где фотограф отмечает и анализирует проделанную работу. В некоторых случаях на «контрольках» обозначают рамкой приблизительное кадрирование будущих фотографий для выставочной печати, а также отмечают публикацию фотографий в прессе.

Контактные отпечатки обычно пронумерованы и хранятся отдельно от негативов в архивах ( фотоагентствах ), позволяют быстро найти тот или иной кадр. Наибольшую известность приобрёл архив контактных отпечатков агентства « Магнум Фото » . В СССР практика печати контактных «контролек» считалась слишком дорогой и не получила широкого распространения, в том числе из-за сложности выравнивания плотности кадров, снятых с большими отклонениями от экспозиции.

Публикации «контролек»

В середине семидесятых годов американский фотограф и издатель Ральф Гибсон выпустил книгу «Контакты», в которой более сотни фотографов показали как фотопроизведения, так и листы с контактами, из которых эти фотографии выбирались.

Известна также серия учебных фотофильмов, где известные фотографы, рассказывая о своих самых известных фотографиях, показывают и свои контакты. В серии представлены классики фотографии, такие как , , Helmut Newton и многие другие мастера.

В 2006 году фотоагентство представило в Перпиньяне выставку «30 ans de Contact(s)», состоящую из контактных отпечатков.

В последней редакции книги как рабочий материал представлены контактные отпечатки американского фотографа Robert Frank .

См. также

Источники

  1. , с. 147.
  2. , с. 177.
  3. , с. 37.
  4. , с. 24.
  5. , с. 87.
  6. , с. 284.
  7. , с. 121.
  8. , с. 38.
  9. . Фотостудия «LeopArt». Дата обращения: 26 марта 2016. 11 апреля 2016 года.
  10. Marco Kröger. (нем.) . Zeissikonveb (27 февраля 2022). Дата обращения: 20 января 2024.
  11. , с. 125.
  12. , с. 237.
  13. , с. 301.
  14. . «Фотобарахолка» (9 февраля 2014). Дата обращения: 21 мая 2016. 29 апреля 2017 года.
  15. , с. 267.
  16. , с. 205.
  17. , с. 203.
  18. , с. 254.
  19. , с. 265.
  20. . Профессионально о фотографии . Prophotos (28 октября 2011). Дата обращения: 28 сентября 2016. 25 октября 2020 года.
  21. . Дата обращения: 4 апреля 2009. 5 апреля 2009 года.

Литература

  • Алексей Алексеев. // «Foto&video» : журнал. — 2009. — № 2 . — С. 86—93 .
  • Г. Андерег, Н. Панфилов. / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. —254. — 368 с.
  • Александр Галкин. // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4 . — С. 120—125 .
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Е. А. Иофис . / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. , 148. — 447 с.
  • С. М. Проворнов, И. С. Голод, Н. Д. Бернштейн. Кинокопировальная аппаратура / Л. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 315 с.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М. : Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
  • Э. Д. Тамицкий, В. А. Горбатов. Глава IV. Позитивный процесс // Учебная книга по фотографии / Фомин А. В., Фивенский Ю. И.. — М. : «Лёгкая индустрия», 1976. — С. 255—315. — 320 с. — 130 000 экз.
  • В. Г. Травин, Л. А. Глущенко. Влияние зазора на качество изображения при контактной фотопечати // Оптико-механическая промышленность : журнал. — 1979. — № 9 . — С. 37—39 . — ISSN .
  • Э. Фогель. Карманный справочник по фотографии / Ю. К. Лауберт. — 14-е изд.. — М. : «Гизлегпром», 1933. — 368 с. — 50 000 экз.
  • Фомин А. В. Глава VIII. Позитивный чёрно-белый процесс // / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 177—185. — 256 с. — 50 000 экз.
  • К. В. Чибисов . Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1987. — С. 30—37. — 255 с. — 50 000 экз.
  • Ф. Шмидт. Практическая фотография. — 3-е изд.. — Петербург.: «Издательство Ф. В. Щепанского», 1905. — 393 с.

Ссылки

  • Контактный отпечаток американского фотографа Robert Frank , рабочий материал для книги
Источник —

Same as Контактная печать