Неизвестный в доме
- 1 year ago
- 0
- 0
« Пир в доме Левия » ( итал. Cena a Casa di Levi ) — гигантская (555×1280 см) картина итальянского художника Паоло Веронезе , написанная на холсте в 1573 году. Выставлена в Галерее Академии в Венеции .
Принадлежит к серии колоссальных многофигурных полотен Веронезе, изображающих пиры с участием Христа (« Брак в Кане Галилейской », две версии «Пира у Симона фарисея»). Сначала картина называлась « Тайная вечеря », однако после вмешательства Святой инквизиции художник был вынужден дать картине новое название.
Во время пожара 1571 года в трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции сгорело полотно Тициана « Тайная вечеря ». Чтобы заменить сгоревшее полотно, Паоло Веронезе получил заказ и в 1573 году написал полотно на тот же библейский сюжет и с тем же названием.
Веронезе изобразил известный библейский сюжет согласно собственным познаниям и представлениям об эпохе Христа. На картине живописец изобразил ренессансную архитектуру — роскошную аркаду коринфского ордера . В проёмах арок раскрывается фантастический . В центре полотна, по оси симметрии картины, за столом изображён Иисус Христос. По сторонам от Христа расположились фигуры апостолов — первую левую фигуру считают автопортретом художника. Между колоннами художник изобразил гостей, которые по его мнению вполне могли присутствовать на «Тайной вечере», слуг с подносами, блюдами, бутылями и кувшинами, мавров , воинов с алебардами , детей и даже собак, ожидающих остатков пиршества.
Через три месяца после окончания работы над полотном такой вольной трактовкой библейского сюжета заинтересовалась Святая инквизиция и художника вызвали в трибунал. До наших времён дошёл протокол заседания этого трибунала от 18 июля 1573 года. Из протокола понятно, что Веронезе довольно вольно относился к исторической правде и попросту заполнил свободное место на полотне согласно собственным представлениям и фантазиям:
Вопрос: Сколько людей вы изобразили и что каждый из них делает?
Ответ: Прежде всего — хозяина постоялого двора, Симона; затем, ниже него, решительного оруженосца, который, как я предполагал, пришел туда ради собственного удовольствия поглядеть, как обстоят дела с едою. Там много ещё и других фигур, но их я теперь уже не припоминаю, так как прошло много времени с тех пор, как я написал эту картину…
Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?
Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг…
Вопрос: Сколько, по вашему мнению, лиц действительно было на этой вечере?
Ответ: Я думаю, что там были только Христос и его апостолы; но поскольку у меня на картине остается некоторое пространство, я украшаю его вымышленными фигурами… Я пишу картины со всеми теми соображениями, которые свойственны моему уму, и сообразно тому, как он их понимает…
Судьи постановили, чтобы художник «исправил» картину в течение трёх месяцев со дня приговора за собственный счёт. Веронезе и тут довольно изобретатально подошёл к решению проблемы — он только изменил название — вместо «Тайной вечери» сделал надпись на балке балюстрады : «Левий дал пир для Господа» (FECIT D COVI MAGNV. LEVI. — сокращение лат. Fecit Domino Convivium Magnum Levi ). С правой стороны Веронезе выписал на балюстраде DIE. XX APR. — Апрель, день 20-й и дал ссылку на цитату LVCA. CAP. V. ( лат. Evangelio de Lucas, capitulo V ) — Евангелие от Луки , глава V, вероятно, чтобы у Святой инквизиции больше не было сомнений:
И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними…
Картина сильно пострадала во время пожара в XVII веке , — для того, чтобы вынести из пожара полотно, его разрезали на три части и замочили в воде. Когда Наполеон Бонапарт захватил Венецию в 1797 году , картину вместе с другими шедеврами вывезли в Париж , в Лувр . В 1815 году , после падения Наполеона, картина была возвращена. Теперь полотно занимает отдельную стену в галерее Венецианской академии.
Полотно реставрировали в 1827 году . В настоящее время краски потускнели и картина не производит впечатления, которое, вероятно, производила на современников. Масштабная реставрация полотна проводилась в середине 1990-х годов.