Бенеш Тржебизский, Вацлав
- 1 year ago
- 0
- 0
Отто Бенеш ( нем. Otto Benesch ; 29 июня 1896, Эбенфурт , Нижняя Австрия — 16 ноября 1964, Вена ) — австрийский историк искусства , представитель венской школы искусствознания. Основным объектом его научных исследований было искусство графики в целом, поздняя готика в Австрии и Южной Германии, австрийский модернизм и творчество Рембрандта . Отто Бенеш известен составленным им каталогом рисунков Рембрандта и книгой «Искусство ренессанса в Северной Европе». В 1942 году ему была присуждена Стипендия Гуггенхайма .
Отто Бенеш был сыном коллекционера произведений искусства Генриха Бенеша, покровителя австрийского художника Эгона Шиле . Отто заинтересовался искусством ещё с детства. Изучал историю искусств в Венском университете под руководством Макса Дворжака . В 1921 году получил степень доктора философии, защитив диссертацию на тему «Развитие рисовального искусства Рембрандта» (Rembrandts zeichnerische Entwicklung). С 1920 года работал стажёром в картинной галерее Музея истории искусств в Вене . В 1923 году он стал ассистентом, а затем куратором коллекции графики Альбертины .
В 1938 году после аншлюса — присоединения Австрии к нацистской Германии Отто Бенеш был уволен из галереи, поскольку его жена была еврейкой. Он эмигрировал во Францию , затем, в 1939 году, в Англию , а в 1940 году переехал в США. С 1940 года жил в Кембридже (штат Массачусетс ), работал в Гарвардском университете , в Принстонском университете был членом Института перспективных исследований, затем работал Нью-Йоркском университете . В 1942 году был удостоен стипендии Стипендии Гуггенхайма . В 1947 году вернулся в Вену, где работал до 1962 года директором музея Альбертина. Одновременно Отто Бенеш читал лекции в Венском университете, в том числе по курсу истории западноевропейского рисунка XIV—XVIII столетий. В 1948 году был назначен адъюнкт-профессором истории искусств. Вышел на пенсию в 1961 году.
Бенеш был кавалером ордена Почётного легиона , награждён орденами Оранж-Нассау и Леопольда II , а также Австрийским почётным крестом за науку и искусство . Он был похоронен в почётной могиле венского Хитцингского кладбища (Hietzinger Friedhof). Grabstelle Otto Benesch, Wien, Hietzinger Friedhof, Gruppe 4, Nr. 7.
Отто Бенеш даже среди сотрудников Альбертины выделялся необычайной эрудицией и разносторонностью научных интересов, но в своих убеждениях был истинным последователем своего учителя Макса Дворжака, приверженцем «истории искусства как истории духа», и придавал важное значение «литературным высказываниям» . Сам Бенеш отмечал: «Макс Дворжак познакомил меня со строгим и прагматичным духом, который рассматривает историю искусства как историческую дисциплину, далёкую от всякого эстетического анализа. Единственной основой этого научного подхода является мнение, что произведение искусства есть высказывание, а литературное свидетельство — его осмысленно истолкованный источник» .
Бенеш был составителем многих фундаментальных каталогов, и ни одна выставка в Альбертине не обходилась без его прямого участия. Он был историком классического и современного искусства, знатоком западноевропейского рисунка, австрийской и немецкой живописи, выдающимся художественным критиком и популяризатором искусства. Его шеститомное издание рисунков Рембрандта (1954—1957) принесло ему мировую известность. Бенеш писал о художественных убеждениях Рембрандта: «Сама жизнь была для Рембрандта чем-то священным, независимо от её религиозного или мирского содержания. Жизнь была для него прежде всего жизнью души, красноречием и выразительностью человека» .
В 1944 году Отто Бенеш одну из своих лекций в США назвал «Искусство Возрождения в Северной Европе», а в следующем году опубликовал книгу под таким же названием (The Art of the Renaissance in Northern Europe: Its Relation to the Contemporary Spiritual and Intellectual Movements. Cambridge, Massachusetts 1945. Reprinted Hamden, Conn. 1964). В русском переводе: «Искусство Северного Возрождения» (1973). Основная тема книги: идейные истоки и художественные традиции искусства Севера, новации в области формы искусства Северного Возрождения и их отношения к классической культуре итальянского Возрождения . Исследования Бенеша в области истории искусства цитировал в своих работах философ и теоретик искусства А. Ф. Лосев .