Римини
- 1 year ago
- 0
- 0
Франче́ска да Ри́мини ( итал. Francesca da Rimini , Francesca da Polenta ; ок. 1255 — около 1285) — знатная итальянская дама, ставшая одним из вечных образов в европейской культуре. Её трагическая судьба запечатлена в произведениях литературы , живописи , музыки и кинематографа .
Дочь Гвидо I да Полента , правителя Равенны , Франческа отличалась исключительной красотой. В 1275 году отец выдал её замуж за Джанчотто Малатеста . По-видимому, в расчеты Гвидо входило заключить династический союз (на это указывал в своём комментарии к « Божественной комедии » Данте Алигьери). Она полюбила младшего брата Джанчотто, Паоло Малатеста . Застав любовников на месте преступления, муж заколол обоих. Однако многие связанные с этими событиями вопросы остаются открытыми. Например, нет уверенности в том, где произошло убийство: в Римини , в Пезаро , в Сантарканджело-ди-Романья или в замке Градара .
Именно приведённый в книге Данте эпизод («Ад», песнь V) побудил многочисленных поэтов, художников и композиторов неоднократно обращаться к истории Паоло и Франчески. Из рассказа Франчески поэт узнаёт, что совместное чтение « Ланселота » воспламенило их чувства:
…В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашим Галеотом !
Никто из нас не дочитал листа».
(Пер. Михаила Лозинского )
Упомянутый здесь Галеот был другом Ланселота и участником многих его приключений; именно Галеот способствовал сближению Ланселота с Джиневрой . Таким образом, благодаря Данте возникает параллель между историей Паоло и Франчески, с одной стороны, и любовью Ланселота к супруге короля Артура — с другой. Между тем в романе о Ланселоте всё по-другому: не он целует королеву, а она его, причём прилюдно; речь идёт об акколаде , церемонии принятия Ланселота в вассалы .
Несомненно, история Паоло и Франчески интересовала русских символистов , и в том числе Дмитрия Мережковского и Александра Блока . В знаменитом стихотворении Блока «Она пришла с мороза…» упоминание о Паоло и Франческе составляет выразительную « »:
...Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
Среди художников, в разное время обращавшихся к этому сюжету — Ари Шеффер , Александр Кабанель , Энгр и Гюстав Доре . Скульптурная работа Родена «Поцелуй» (1886) навеяна тем же сюжетом.
Два великих русских композитора использовали в своих произведениях историю любви Паоло и Франчески. Это П. И. Чайковский (симфоническая фантазия « Франческа да Римини », 1876) и С. В. Рахманинов ( опера « Франческа да Римини », 1904). Кроме того, в 1902 году в Петербурге состоялась премьера одноименной оперы работавшего в России чешского композитора Эдуарда Направника . Наконец, в 1914 году итальянский композитор Риккардо Дзандонаи написал ещё одну оперу, на сей раз взяв за основу упомянутую выше трагедию Габриэле Д’Аннунцио .
На музыку симфонической фантазии П. И. Чайковского были поставлены многочисленные балеты , первым из которых была постановка М. М. Фокина на сцене Мариинского театра в 1915 году. В 1943 году композитор Б. Ф. Асафьев написал балет в 3 действиях, поставленный в 1947 году на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко .
В 1949 году режиссёр Раффаэлло Матараццо снял фильм «Паоло и Франческа»; главную роль исполнила сестра Марины Влади , актриса Одиль Версуа .