Interested Article - Бурдель, Эмиль Антуан

Эми́ль Антуа́н Бурде́ль ( фр. Emile Antoine Bourdelle ; 30 октября 1861 года, Монтобан , Тарн и Гаронна , Франция — 1 октября 1929 года, Ле-Везине , Ивелин , Франция) — французский скульптор, ученик О. Родена .

Биография

Родился в семье ремесленника в городе Монтабан. Отец — резчик по дереву и мастер мебели , реставрировал древние скамьи церкви Сен Жан и изготовил для неё две скульптуры апостолов. С детства мальчик привлекался к рисованию и изготовлению украшений для деревянной мебели. Впоследствии мастер вспоминал, что его творчеством многим обязано его отцу, от которого он понял «принципы архитектоники»: «Чёткая соразмерность отдельных частей в мебели научила меня искать внутреннюю структуру вещей» .

Будущему скульптору помог поэт , который оказал помощь семье. Он добился от муниципалитета Монтабана стипендии и отправил юношу в Тулузу , в школу искусств, где Бурдель стал лучшим учеником школы. В 1884 году местный магистрат предоставил ему стипендию от города Тулуза на обучение в .

В 1886 году Бурдель покинул академию (лишившись стипендии ); некоторое время работал помощником в мастерских Александра Фальгьера и Ж. Далу . Он начал принимать участие в Парижском салоне , где выставлял портреты. В 1884 году представил в Салоне бюст композитора Армана Сантиса, а в 1885 году скульптуру « Первая победа Ганнибала » ( Première victoire d'Hannibal ) , на сюжет восходящий к роману Гюстава Флобера « Саломбо » . С 1893 по 1908 годы был учеником и помощником Огюста Родена . Работая в мастерской Родена, Бурдель создавал и собственные произведения. Среди самых значительных — монумент в честь погибших жителей Монтобана в ходе Франко-прусской войны 1870 года. Скульптор потратил на создание монумента девять лет и закончил его в 1902 году.

С 1909 по 1929 годы Бурдель преподавал в студии .

Бурдель увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как «Геракл, стреляющий из лука» (1909), «Пенелопа» (1909—1912), «Сафо» (1924—1925). Бурделю принадлежат памятники К. Альвеару в Буэнос-Айресе (1915—1923) и А. Мицкевичу в Париже (1909—1929). Он также является автором портретов О. Родена (1909), О. Пере (1910-е годы), А. Франса (1919) и других.

Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929 года.

Семья

Память

С 1949 году в Париже открыт музей, где выставлены его скульптуры, рисунки, рельефы, монументы, фрески.

Критика

Произведения Бурделя отмечены яркостью замысла, тяготением к мощным монументальным формам, но часто не свободны от стилизации и архаизации .

Работы

Галерея

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. (фр.) — .
  3. Бурдель Эмиль Антуан // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. — 2016.
  5. (англ.)
  6. , с. 6.
  7. , с. 5.
  8. , с. 7.
  9. , с. 13—14.
  10. , с. 11.
  11. , с. 14.
  12. Дата обращения: 23 февраля 2022. 23 февраля 2022 года.

Литература

  • Прокофьев В. Н. Скульптор героического столетия (вступительная статья) // Эмиль Антуан Бурдель. Об искусстве скульптуры. — М. , 1968.
  • Стародубова В. В. Бурдель. — М. : Искусство, 1970. — 175 с. — (Зарубежное искусство 20 века).
  • Терновец Б. Н. Э. Бурделль. — М. : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1935. — 84 с.

Ссылки

Источник —

Same as Бурдель, Эмиль Антуан