Interested Article - Шумов, Пётр Иванович

Внешние видеофайлы
. Фильм телеканала ОНТ

Пётр Ива́нович Шу́мов ( фр. Pierre Choumoff ; польск. Piotr Szumow ; 1872—1936) — российский и французский фотохудожник , личный фотограф Огюста Родена .

Биография и творчество

Российская империя

Революционная деятельность

Родился 26 марта 1872 года в Гродно в семье надворного советника . В гимназические годы увлёкся революционными веяниями, участвовал в нелегальном кружке, в издании подпольной газеты. В 1891 году поступил в Санкт-Петербургский технологический институт . В 1890-е годы примкнул к гродненскому революционному кружку Сергея Галюна, поддерживающему связи с польским Вторым Пролетариатом , нелегальными организациями Петербурга , Киева и других городов Российской империи .

Первый арест Шумова произошёл на студенческих каникулах, летом 1894 года , когда конспиративное собрание кружковцев выследили жандармы . Петру Ивановичу было предъявлено обвинение в хранении нелегальной литературы, на три года запрещён выезд из Гродно. Однако подпольная деятельность продолжалась — Шумов сотрудничал с Российской социал-демократической партией , руководил гродненской организацией Польской социалистической партии . Впоследствии он ещё семь раз был арестован, в общей сложности пришлось провести в тюрьме четыре года . В борьбе за свержение самодержавия , права национальных меньшинств ( белорусов , поляков , евреев ) участвовала и жена Шумова Екатерина. После очередного ареста в 1906 году возникла перспектива каторги , и в 1907 -м тридцатипятилетний Шумов с женой и трёхлетней дочерью Марией покинул Россию.

Франция

Освоение профессии

Семья эмигрантов обосновалась в Париже . Шумов отыскал бывшего соратника по революционной деятельности , приехавшего в город несколькими годами ранее. Бывший активный революционер работал в ателье французского фотографа Феликса Боннэ на , 34 и предложил Шумову стать напарником. В отличие от Строжецкого, пристрастившегося к фотографии ещё в ссылке в Якутии в 1903—1904 годах , для Шумова фотоискусство было областью неизведанной — он признался, что никогда не держал в руках фотоаппарата.

La Closerie des Lilas.
Париж. 1909

Благодаря полученным в университете знаниям и поддержке коллеги механические и химические принципы фотографии удалось освоить довольно быстро, — но художественного образования не хватало. Для постижения искусства создания образов, композиции, сочетания света и тени Шумов отправился на левый берег Сены , в кофейни « », « », « », « », « » — излюбленные места встреч живописцев, поэтов, писателей и своего рода центр культурной жизни Парижа начала XX века .

Ателье

Общение не прошло даром — в 1911-м Шумов открыл уже собственное фотоателье на Монпарнасе, , 5 ( XIV округ ) и вскоре сделался популярным в Париже фотографом-портретистом . Сын фотографа оставил описание творческой лаборатории:

Ателье Шумова, с высокими потолками, располагалось на самом верху здания, фасад которого был оснащён огромным застеклённым фонарём, пропускавшим максимальное количество света. В одном из углов находилась винтовая лестница, ведущая в мезонин, оборудованный под лабораторию. Именно здесь, среди нагромождения реактивов, Шумов занимался проявлением и ретушью негативов , в основном стеклянных пластинок большого формата (18х24) .

Реклама ателье П. Шумова в журнале «Бич» (Париж, 1920. № 1)
О. Роден в мастерской

Известности ателье немало способствовало состоявшееся в том же году знакомство Шумова с Огюстом Роденом, быстро перешедшее в тесное сотрудничество, длившееся до смерти скульптора. В 1912—1917 годах Шумов создал фотолетопись последних лет жизни и творчества Родена (портреты мэтра, его работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, Роден на смертном одре и др.). После смерти скульптора Шумов стал первым фотографом Музея Родена , открывшегося в августе 1919 года в Париже .

Искусство художественной фотографии

М. Шагал

Работам Шумова свойственна игра на контрасте света и тени. Главным в своём искусстве мастер считал «интуитивное усилие», направленное на проникновение в психологию личности модели. Фотограф работал с моделью по несколько часов, вникая в характер и подбирая наиболее выгодный ракурс — профиль или поворот на три четверти, обыгрывая свет и тень, в зависимости от психотипа личности предлагая устремить взгляд на зрителя или в отдалённую закадровую точку. Важную роль в создаваемых им фотопортретах нередко играла рука, служащая своего рода «цоколем» и вносящая пластический элемент в композицию.

Ж. Питоев

Порой оригинальность образа подчёркивали очки, игра отражения на стёклах использовалась художником для создания интриги.

Большое значение придавалось и технической стороне работы. Исследовательница фонда Шумова в Музее Родена В. Глютрон выделяет два типа ретуши . Первый, применявшийся чаще, выполнялся простым карандашом на стеклянных пластинках — Шумов без нажима наносил мельчайшие штрихи на участки негатива, которые хотел очистить от лишних, на взгляд мастера, деталей — при печати на месте карандашных штрихов получались высветленные участки, свободные от изъянов. Во втором случае на негатив наносилось особое вещество, затем фрагментарно соскабливаемое острым инструментом — на фотографии образовывались затемнённые участки . Для получения особых художественных эффектов использовался бромойлевый процесс печатания .

Ретушь служила не созданию идеализированного образа модели, а акцентированию черт, составляющих её характер и оригинальность. В докладе о художественной фотографии в мае 1923 года Шумов отмечал:

При фокусировке мы отдаляемся от натуры, потому что глаз приближается при этом вплотную к объекту, тогда как реально мы наблюдаем его с некоторой дистанции. Помещая глаз так близко, мы обычно замечаем гораздо больше деталей <…>. Поэтому нужно добиться устранения некоторых несущественных, поскольку они невидимы для глаза, деталей. Это достигается либо с помощью ретуши, либо путём получения размытого изображения. Отсюда необходимость ретуши в случае [слишком] чёткого изображения .

Творческая деятельность и признание

В 1918 году Музеем Родена в Базеле и Берне были организованы посвящённые творчеству Родена выставки, представлявшие скульптуры, акварели и рисунки мэтра, а также 40 фотографий Шумова.

В 1921-м выставки фотопортретов Шумова прошли в помещениях «Русского книгоиздательства „Я. Поволоцкий и К о “» и фабрики «Lumier». В 1922—1923 годах художник сотрудничал с Обществом «L’Art et science», Обществом русских инженеров, выступал с докладами и лекциями о художественной фотографии.

Портрет Графини Х

Европейскую известность фотографу принесли Гран-при Лондонского салона фотографии за «Портрет Графини Х» и ежегодный приз лондонского журнала «Photograms of the year» (1922), сопроводившего публикацию комментарием:

…переходим к изумительному «Портрету Графини Х» Пьера Шумова — французскому до мозга костей. Восхищает мастерство, превращающее шелковистую собаку в средоточие света, в лёгкой дымке серебристо-серых тонов. Фон замечательным образом сочетается с сюжетом, и абрис кресла эпохи Людовика XVI придаёт всей композиции законченный характер .

Шумов участвовал в Осенних салонах (1927, 1930), (1932) и других выставках. За портреты был удостоен бронзовой медали Французского общества фотографии, золотой медали Всемирной выставки в Париже (1925) .

В 1920-х годах Шумовым создана галерея фотопортретов известных русских деятелей культуры — М. Алданов , Л. С. Бакст , К. Д. Бальмонт , М. Волошин , Н. С. Гончарова , Б. К. Зайцев , А. И. Куприн , М. Ф. Ларионов , В. В. Маяковский , С. С. Прокофьев , И. Ф. Стравинский , С. Н. Судьбинин , А. Н. Толстой , Н. Тэффи , М. И. Цветаева , В. Ф. Ходасевич , Саша Чёрный , М. З. Шагал , Л. Шестов , И. С. Шмелёв , В. И. Шухаев , И. Г. Эренбург и другие, серия портретов танцовщиков и балерин Русского балета С. П. Дягилева ; портреты митрополита Евлогия , генерала А. И. Деникина , политиков А. Ф. Керенского , П. Н. Милюкова , П. Б. Струве , премьер-министра Великобритании Дж.-Р. Макдональда , А. Барбюса , Э. Верхарна , Айседоры Дункан , Ж. Кокто , Ф. Леже , К. Моне , А. Франса , А. Эйнштейна и многих других .

…Шумов — больше, чем просто фотограф, пусть даже искусный: это очень тонкий психолог, высокообразованный человек, которого любят и посещают поэты, художники, он сам — художник, мыслящая личность…

— писала критика .

Фрагмент открытки
М. Цветаевой П. Шумову.
Лондон. 24 марта 1926

А. И. Куприн, направляя на рю дю Фобур Сен-Жак знакомых музыкантов, писал: «Дорогой Пётр Иванович, к Вам обратится квартет Кедровых , чтоб и Вы увековечили их своим художественным объективом. Будьте к ним так же любезны, как и ко мне, Вашему другу и покорному слуге. Ваш Александр Куприн». «Дорогой Петр Иванович. Карточки восхитительны, — писала М. И. Цветаева, приглашая фотографа на свой вечер в начале марта 1926 года. — Сделайте мне, пожалуйста, для начала по две». В открытке, посланной из Лондона 24 марта того же года, она сообщала: «Весь Лондон полон Вашей славой. Трублю её повсеместно, — не словом, а делом, то есть показывая Ваши (свои) карточки, которые здесь со мной. Лондонцы (особенно дамы!) наперебой берут Ваш адрес». «Я не забуду конечно Вас благодарить за Ваши присланные фотопортреты с меня, полные жизни и экспрессии! Спасибо», — писал М. Шагал в 1927-м . Эти и многие другие письма благодарных посетителей ателье сохранились в архиве Шумова.

В 1929-м году художник пожертвовал свои фотоработы для благотворительной лотереи в пользу во Франции .

«Буашумов»

Портрет Р. Макдональда
работы П. Шумова.
Буашумов, инкрустация

Шумову принадлежит изобретение оригинального метода художественного изображения, получившего название «Буашумов» ( фр. Les Boischoumoff ) — инкрустация на дереве, выполняемая на основе фотографии. Используя фотопортрет как основу, мастер переносил на деревянную поверхность главные контуры и линии лица. Затем вырезал тончайшие лепестки из разных пород дерева и укладывал их вплотную друг к другу — так, чтобы тона и оттенки перетекали друг в друга, образуя инкрустированный портрет. Для этой работы художник заказывал экзотические породы дерева разных тонов .

В 1931 году французский поэт, критик и переводчик писал:

После долгих экспериментов Шумов изготавливает теперь портреты с деревянными инкрустациями под названием «Буашумов». При этом разнообразие тонов, получаемое за счёт использования различных видов натурального дерева — белого дерева всех оттенков, тёмного дерева, жёлто-серого, носит бесконечный характер. Ему нужно для этого подобрать зернистость, цвет, породу дерева, и тогда уже в дело вступают одновременно надёжность его интуиции и его искусство .

Польша

Оценка роли в революционной борьбе

Его могила в Лодзи

Мировой экономический кризис 1929 года затронул и ателье на рю дю Фобур Сен-Жак, в июле 1933-го его пришлось закрыть . Шумов с женой и сыном переезжает в Польшу , работает консультантом на крупном химическом заводе в Лодзи .

В июле 1934 года польское правительство награждает его Крестом Независимости — за заслуги в революционной борьбе.

25 июня 1936 года П. И. Шумов скончался от сердечной недостаточности. На его похоронах присутствовали видные польские деятели . Похоронен на кладбище Евангелической реформистской церкви в Лодзи .

Семья

После смерти П. И. Шумова его жена Екатерина (урожд. Кейла Лапина; 1880—1941/42) вернулась в Гродно, в дом, доставшийся по наследству от родителей. В начале Второй мировой войны погибла в немецком концлагере .

Дочь Мария (1904—1917) умерла в Париже в детском возрасте.

Дочь Татьяна (в браке Гуревич; 1914/1915—1998) после войны жила в Ленинграде , работала в Музее А. С. Пушкина на Мойке , 12, сотрудничала в издательстве « Аврора », преподавала французский язык; в 1970-м вернулась в Париж .

Серж Шумов с отцом.
Париж. Конец 1920-х годов (?)

Сын Сергей (1921—2012) в 1936 году, после смерти отца, вернулся в Париж, учился в лицеях Монтень и Луи-ле-Гран, на факультете наук Парижского университета, в Национальном институте науки и техники ядерных исследований. Получил диплом лиценциата математических наук. Во время войны участвовал в движении Сопротивления , арестован в 1942 году, отправлен в концентрационный лагерь Маутхаузен . После освобождения работал инженером в Центре исследований в области физики (1954), с 1956-го руководител отделом ядерных исследований Французского отделения компании « ». С 1962-го — начальник лаборатории и главный инженер, член и президент административного совета Французского общества по изучению вакуума (1964—1965); в 1968—1990 годах — член исполнительного совета Международного Союза по науке и технике и использованию вакуума (UISTAV) . Автор большого количества публикаций по физике вакуума и его применению, ряда работ о Маутхаузене. Вице-президент Международного комитета узников Маутхаузена . Кавалер ордена Почётного легиона и Военного креста . Награждён Воинской медалью , , , , почётным знаком «За заслуги перед Австрийской республикой » .

Наследие

Работы Петра Шумова хранятся в Музее Родена , агентстве «Роже-Виолле» (« ») (Париж) , Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва) .

Значимой единицей фонда Шумова в Музее Родена является собственноручно составленная фотографом полная опись его работ, посвящённых Родену и его произведениям, — 149 оригинальных фотографий произведений мэтра и 58 портретов и снимков, иллюстрирующих творческую жизнь и быт скульптора, — фотодокументальное свидетельство последних лет жизни Родена .

В СССР фотографии Шумова часто использовались для иллюстрирования литературно-художественных изданий — без указания авторства, по сложившейся традиции или незнанию издателей, авторство не всегда указывается и изданиях постсоветской России XXI столетия .

Выставки

Комментарии

  1. От фр. bois — дерево + фамилия художника.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Антонова А. // Гродзенская праўда : газета. — 2013. — 15 августа. 22 мая 2014 года.
  3. . Дата обращения: 13 июля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  4. Алексеев Э. Е. / сектор истории музыки народов СССР Ин-та истории искусств Министерства культуры СССР. — Москва, 18 июня 1970. 14 июля 2014 года.
  5. Смирнов Д. В. // Традиции русской художественной культуры : Межвуз. сб. науч. тр. — М. ; Волгоград. — Т. 3 . — С. 213—232 . 14 июля 2014 года.
  6. Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на рус. и фр. яз. ; сост. С. Шумов, П. Гуревич, С. Некрасов и др]. — М. : Рус. путь, 2000. — С. 33. — 96 с. — 2000 экз. ISBN 5-85887-082-1 .
  7. , с. 19—20.
  8. Леонидов В. // Наше наследие : журнал. — 2000. — № 55 . 22 мая 2014 года.
  9. Glutron V. Le fonds Choumoff / dir. de publ., réd. en chef H. Pinet. — 4 vol. — Paris, 1997. — 40+[14+58+74] p. См. также: Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на рус. и фр. яз. ; сост. С. Шумов, П. Гуревич, С. Некрасов и др]. — М. : Рус. путь, 2000. — С. 20—21, 34. — 96 с. — 2000 экз. ISBN 5-85887-082-1 .
  10. , с. 20—21, 34.
  11. , с. 23.
  12. , с. 7, 24.
  13. , с. 36.
  14. Волкова Г. В. // Новый исторический вестник : журнал. — М. , 2007. — Вып. 16 . — С. 256 . 17 февраля 2015 года.
  15. , с. 584.
  16. , с. 20.
  17. , с. 6, 7, 20.
  18. , с. 256.
  19. , с. 35.
  20. , с. 34.
  21. , с. 36—38.
  22. , с. 38.
  23. // Российское зарубежье во Франции. 1919—2000 : биогр. слов. : в 3 т. / под. общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М. : Наука : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008—2010. — Т. 3. — С. 585. — 752 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-037382-2 .
  24. от 14 июля 2014 на Wayback Machine на сайте Mauthausen Monument ; (недоступная ссылка) на сайте L’Union Nationale des Associations de Déportés / La Fédération Nationale des Déportés et Internés de la Résistance .
  25. , Шумов Сергей Петрович, с. 584—585.
  26. от 14 июля 2014 на Wayback Machine на сайте Who is Who in France
  27. См.: от 13 апреля 2014 на Wayback Machine на сайте Музея Родена .
  28. . Дата обращения: 11 июля 2014. 14 июля 2014 года.
  29. См.: от 31 декабря 2013 на Wayback Machine .
  30. , с. 22.
  31. , с. 33.
  32. . Искусство и архитектура Русского зарубежья (19 февраля 2013). — сост. Д. Я. Северюхин. Дата обращения: 29 ноября 2014. 4 декабря 2014 года.
  33. . Дата обращения: 30 июля 2014. 8 марта 2016 года.
  34. . Дата обращения: 9 июля 2014. 14 июля 2014 года.

Литература

На русском языке

  • // Российское зарубежье во Франции, 1919—2000 : биогр. слов. : в 3 т. / под общ. ред. Л. Мнухина , М. Авриль , . — М. : Наука : Дом-музей Марины Цветаевой , 2010. — Т. 3 : С—Я. Дополнения. — С. 584. — 752 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-02-036267-3 . — ISBN 978-5-02-037382-2 ; ISBN 978-5-93015-117-6 (т. 3).
  • Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни. 1920—1940. Франция / под общ. ред. Л. А. Мнухина . — Т. 1—4. — М.; Paris: Эксмо ; YMCA-Press , 1995—1997. — Т. 1: 1920—1929. — С. по указателю. — 630 с.
  • Русский парижанин: Фотографии Петра Шумова: фотоальбом = Un parisien russe: Photographies de Pierre Choumoff / [на рус. и фр. яз. ; сост. С. Шумов, П. Гуревич, С. Некрасов и др]. — М. : Рус. путь, 2000. — 96 с. — 2000 экз. ISBN 5-85887-082-1 .
  • Урес А. В объективе русского художника // Невское время : газета. — 2000. — 10 июня. — № 104 (2227) .
  • Леонидов В. // Наше наследие : журнал. — 2000. — № 55 .
  • Волкова Г. В. // Новый исторический вестник : журнал. — М. , 2007. — Вып. 16 . — С. 251—264 .
  • Антонова А. // Гродзенская праўда : газета. — 2013. — 15 августа. 22 мая 2014 года.

На белорусском языке

Вашкевіч А. фатограф Радэна // Мастацтва: журнал. — 2018. — № 11 (428).

Вашкевіч А. // Гарадзенскі палімсест. — 2014.

На французском языке

  • Glutron V. Le fonds Choumoff / dir. de publ., réd. en chef H. Pinet. — 4 vol. — P. , 1997. — 40+[14+58+74] p.
  • Carette C. / dir. de la recherche M. Poivert. — P. : Université Panthéon-Sorbonne, 2007. — 117 p.
  • Viéville D. (préf., etc.), Pinet, H., Garet, M. et al. Rodin et la photographie : [Exposition : Paris, Musée Rodin, 14 novembre 2007 — 2 mars 2008]. — Paris: Musée Rodin, 2007. — 223 p. — ISBN 978-2-07-011909-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Шумов, Пётр Иванович