За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распятие Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию
Императора Александра II
. После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался
гравюрой по металлу
.
После трагической гибели жены в феврале 1875 года
вернулся в Россию, поселившись в
Динабурге
, где художник создал несколько своих самых значительных произведений
: «
Встреча иконы
» (1878), «
На войну
» (1880)
.
Согласно завещанию генерал-лейтенанта
Николая Дмитриевича Селивёрстова
, застреленного в 1890 году в Париже польским социалистом Сигизмундом Падлевским
, в собственность городской казны города Пензы перешли 300 тысяч рублей и коллекция собранных генералом книг и картин с условием организации в Пензе художественной школы, которая должна была носить имя
наследодателя
.
Первым директором вновь учреждённых
картинной галереи
и художественного училища имени Н. Д. Селивёрстова в Пензе, поступивших в ведение Императорском Академии художеств и Министерства императорского двора в 1898 году, был назначен Константин Савицкий
; художник лично разработал программу обучения, внёс изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств. Благодаря Савицкому в Пензу были направлены в 1898 году XXVI и в 1901 году XXIX передвижные художественные выставки.
Заметка, написанная женой Константина Аполлоновича, Валерией Ипполитовной Дюмулен, по поводу картины «Утро в сосновом лесу»:
Константин Аполлонович, работая над картиной «На войну» в мастерской школы
Штиглица
, далее задумал новую вещь, увлекся страшно, проработал всю ночь и был готов большой эскиз «Медведи в лесу». Зашел Шишкин, вещь ему очень понравилась, и К.А. сказал: «Ну давай работать вместе. Ты лес знаешь лучше меня» (я думаю, что в то время [это] была, пожалуй, первая вещь, которую художники стали писать коллективно) что, к сожалению, благодаря ревнивому отношению И.И. к своим работам, поселило недоразумение. У И.И. были целые сундуки этюдов леса. Все же, эскиз был сделан К.А. в той же композиции в которой сейчас существует эта картина.
В картинах Шишкина К. А. всегда ему писал фигуры (далее неразборчиво) тарантас в картине Шишкина «Дождь в лесу» написал К.А.. К.А. сделал несколько этюдов в Зоологическом саду с медведя и медведицы, которых изучил с большим удовольствие. […] картина была окончена и была выставлена на Передвижной в помещении Поощрения художников. Вещь имела успех;
П. М. Третьяков
тотчас же купил её. Успех этой вещи Шишкин […] и он стал приписывать только себе. К.А. был страшно этим возмущен […] и замазал свою подпись под картиной, которую, если вглядеться, можно заметить в левом углу картины. Поступком Шишкина были возмущены все товарищи.
По другим свидетельствам до покупки картины
Павлом Третьяковым
, на ней стояли подписи двух художников: Шишкина и Савицкого. После покупки Третьяков стёр подпись Савицкого с картины, — так как был с Савицким в недоброжелательных отношениях, из-за истории с его картиной «Встреча иконы».
.
Почтовая марка 1955 года. 50-летие со дня смерти художника К. А. Савицкого. Портрет на фоне картины «Ремонтные работы на железной дороге».
Почтовый блок
Примечания
Описан в изд.:
Живопись второй половины XIX века : А — М : [каталог / авт.-сост. Я. В. Брук ; авт. вступ. ст. Л. И. Иовлева; отв. ред. Л. И. Иовлева]. —
М.
: Красная площадь, 2001. — С. 226. — 527 с. : ил., цв. ил. + 28 см.. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 4, кн. 1). — № 493. —
ISBN 5-900743-56-X
. —
OCLC
.
↑
Кондаков С. Н.
//
= Списокъ русскихъ художниковъ. Къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 173—174. — 459 с.
27 августа 2021 года.
Киричек М. С.
(рус.)
//
«Таганрогская правда»
: газета. — Таганрог: МУП «Редакция газеты „Таганрогская правда“», 1995. —
Вып. от 11 февраля
. —
С. 7
.
19 октября 2014 года.
Алексеев В.
(рус.)
// krugozor.org.
24 апреля 2013 года.
↑
Веретенников В.
(рус.)
// ХРОНОС – всемирная история в интернете : портал.
9 июля 2014 года.
Дементьева Оксана.
(рус.)
// Час : газета. — Рига, 2010. —
Вып. от 4 июня
. —
ISSN
.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 29 сентября 2013. Архивировано 2 ноября 2012 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 29 сентября 2013. Архивировано 2 ноября 2012 года.
Каминская М.
(рус.)
//
Наше время
: газета. — Ростов-н/Д, 2007. —
Вып. от 26 января
. —
С. 13
.
4 марта 2016 года.
(рус.)
. —
М.
: Государственная Третьяковская галерея.
9 марта 2016 года.
(рус.)
// House of Art. — 2012. —
Вып. от 13 июня
.
Из воспоминаний Н. А. Мудрогеля «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее».
(неопр.)
.
Официальный блог Государственной Третьяковской Галереи
(26 июля 2013). Дата обращения: 4 июня 2023.
7 сентября 2022 года.
(рус.)
. городской краеведческий портал «Солнечный город Пенза». Дата обращения: 27 сентября 2013.
(недоступная ссылка)
(рус.)
.
Художественные музеи и картинные галереи России
. Отдел художественных музеев России Государственного Русского Музея. Дата обращения: 27 сентября 2013.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
.
stamps.ru
. Дата обращения: 14 февраля 2024.
(рус.)
. Информационное агентство «PenzaNews». Дата обращения: 27 сентября 2013.
9 февраля 2014 года.
(рус.)
. Информационное агентство «PenzaNews» (31 октября 2011). Дата обращения: 27 сентября 2013.
22 мая 2014 года.
Комментарии
с 1955 года училище имени К. А. Савицкого.
Первая жена художника Савицкая Екатерина Ивановна, урождённая Митрохина (1838—1875) покончила жизнь самоубийством в Париже
.
Первый вариант картины
, впоследствии разрезанный художником на части.
Умер в служебной квартире при Училище от паралича сердца
.
От второго брака в 1886 году с Савицкой Валерией Ипполитовной
, урождённой Дюмулен (1867—1950), у К. А. Савицкого было семеро детей
.
Литература
Очерки жизни и творчества
Зонова З. Т.
Константин Аполлонович Савицкий / З. Т. Зонова // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века :
в 2 т.
/ под ред. А. И. Леонова. —
М.
: Искусство, 1962. — Т. 1. — С. 315–336. — 692 с. : ил. —
20 000 экз.
—
OCLC
.
Левенфиш Е. Г.
Константин Аполлонович Савицкий. 1844–1905. —
Л.
;
М.
: Искусство, 1959. — 176 с., 9 л. ил. : ил.
Словари и энциклопедии
Власов В. Г.
Савицкий Константин Аполлонович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 295. — 655 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
Кондаков C. Н.
/ составил С. Н. Кондаков. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 173–174. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. —
OCLC
.