Interested Article - Штурм Перекопа (панорама)

Панорама «Штурм Перекопа» панорама и одноимённый музей в Симферополе, открытый в 1940 году. Художественное полотно, изображавшее события Перекопско-Чонгарской операции (7 ноября — 17 ноября 1920 года) войск Южного фронта Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе , одного из грандиозных военных сражений на завершающем этапе Гражданской войны , самый масштабный художественный проект в Советской России до 1941 года. Утрачена в годы Великой Отечественной войны .

История

Предыстория

Успех в проходившей с 7 по 17 ноября 1920 года военной операции войск Красной Армии на Перекопском перешейке явился решающим в разгроме белогвардейских сил Русской армии П. Н. Врангеля в Крыму и высоко оценивался Советским правительством.

«Одна из самых блестящих страниц в истории Красной Армии — есть та полная, решительная и замечательно быстрая победа, которая была одержана над Врангелем»

В.И. Ленин . Полное собрание сочинений. 5 изд. М. : Изд–во политической литературы, 1967. – Т. 42. – С. 130.

Решение о создании панорамы было принято в 1934 году Комиссией по охране, восстановлению и созданию памятников Гражданской войны и Красной Армии при ЦИК СССР. Инициатором создания панорамы стал художник-баталист Н. С. Самокиш в 1920 году. Художественный материал для панорамы собирался в 1931—1935 годах. Панорама создавалась по образцу и масштабам известных работ Ф. А. Рубо « Оборона Севастополя » (1907) и « Бородинская битва » (1911).

Создание

Панорама была создана в 1934—1940 годах коллективом художников под руководством М. Б. Грекова , после его скоропостижной смерти в Севастополе 26 ноября 1934 года работы возглавил Г. К. Савицкий . В работе принимали участие М. И. Авилов , Д. Ф. Бек, Г. Н. Горелов , , В. П. Ефанов , П. И. Котов , Н. Г. Котов-Памирский , В. В. Мешков , Н. Б. Терпсихоров и другие (состав коллектива менялся). В качестве консультанта был привлечён академик АХ Н. С. Самокиш . Консультантом от Главного политического управления Красной Армии был назначен участник штурма Перекопа Д. М. Карбышев .

Члены коллектива выезжали в Крым, встречались с непосредственными участниками тех событий. Для успешного воплощения художественного замысла в ноябре 1935 года специально была проведена реконструкция событий взятия Перекопа в 1920 году с участием пехоты и кавалерии, создающая возможность писать этюды практически «с натуры».

Панорама состояла из двух половин: изображений боев на западной и восточной частях Турецкого вала (Г. К. Савицкий, В. П. Ефанов и П. И. Христенко). Центральное панорамное полотно сферической формы имело 30-метровую длину. Общая площадь панорамного полотна составила 130×18 м.

Панораму составили:

  1. макет панорамы «Штурм Перекопа» (автор Г. К. Савицкий, В. П. Ефанов и ),
  2. макет диорамы «Первая Конная в тылу у Врангеля» (авторы П. П. Соколов-Скаля и М. М. Соловьев),
  3. макет диорамы «Переход через Сиваш» (авторы Б. В. Иогансон и В. В. Крайнев),
  4. макет диорамы «Бой у Чонгарского моста» (авторы Г. Н. Горелов и А. Е. Куликов )
  5. макет диорамы «Разгром Врангеля у Юшунских позиций» (авторы А. В. Моравов и ).

Открытие и гибель

Панораму «Штурм Перекопа» было решено выставить в картинной галерее Симферополя , бывшем здании офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка . Открытие состоялось 12 июня 1940 года. Газета « Курортный Крым » от 13 августа 1940 года сообщала : « В двух этажах просторного здания выставлены полотна, отражающие эпизоды исторического решающего штурма последнего оплота белогвардейщины: основная картина «Штурм Турецкого вала» и четыре диорамы: «Бой у села Отрада», «Переход через Сиваш», «Бой у Чонгарского моста» и «Бой у Юшуни». За два месяца выставку осмотрели 50.000 человек ».

С началом Великой Отечественной войны панорама использовалась для поднятия морального духа советских людей. По распоряжению начальника Симферопольского гарнизона посещение панорамы было организовано для всех вновь мобилизованных, а также военнослужащих маршевых частей. Эвакуация панорамы, как и других художественных ценностей, из Крыма сознательно задерживалась советскими властями, чтобы не сеять панику.

27 октября 1941 года корабль с музейным собранием картинной галереи Симферополя был потоплен при налёте фашистской авиации (по другим сведениям — экспонаты сгорели на складах) в Керченском порту. Часть подготовительных оригинальных работ, написанных в процессе создания панорамы, (этюды, эскизы) удалось сохранить. Сначала они находились в запасниках Севастопольского художественного музея им. Крошицкого , а затем были переданы в Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя .

За создание картины-диорамы «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935) Н. С. Самокиш был удостоен в 1941 году Сталинской премии .

Примечания

  1. Брошеван В. Величественный памятник Героям Перекопа. К истории вопроса о создании в Крымской АССР панорамы «Штурм Перекопа», посвященного освобождению полуострова от белогвардейцов в ноябре 1920 г. // Военно-исторический архив . — 2011. — № 11. — С.109—119.
  2. Андреева Л. Ю. // Учёные записки Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Ист. науки». 2012. Т. 25 (64). № 2. С. 30—42.

Литература

  • Андреева Л. Ю. // Учёные записки Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Ист. науки». 2012. Т. 25 (64). № 2. С. 30—42.
  • Андросов С. А. (недоступная ссылка с 02-01-2017 [2601 день])
  • Андросов С. А.
  • Островская И. В. Первая советская панорама: раритеты фондовой коллекции. Из фондов Севастопольского военно-исторического музея-заповедника. // Военно-исторический журнал . — 2021. — № 3. — С.79—82.
  • Щекотов Н. Штурм Перекопа. Художественные панорамы. Творчество. 1938. № 2
Источник —

Same as Штурм Перекопа (панорама)