Interested Article - Ходлер, Фердинанд

Фердинанд Хо́длер (иногда Го́длер , нем. Ferdinand Hodler ; 14 марта 1853 , Берн 19 мая 1918 , Женева ) — швейцарский художник. Один из крупнейших представителей « модерна ».

Биография

Родился в небогатой семье. Отец Жан Ходлер работал плотником, мать Маргерит (урождённая Нойкомм, Neukomm) родом из крестьянской семьи. В возрасте 8 лет потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулёза . Мать вышла замуж за художника-декоратора, но в 1867 году тоже скончалась от туберкулёза. До 10 лет отчим учил Ходлера декоративной живописи, затем он был отправлен в Тун , где обучался у местного художника Фердинанда Зоммера. Ранние работы Ходлера представлены пейзажами, которые он продавал туристам. В 1871 году пешком добрался до Женевы, став учеником .

Один из сыновей художника, Гектор Ходлер , был инициатором создания Всемирной ассоциации эсперанто .

Художественное наследие и стиль

Детство (этюд). 1893. Штеделевский художественный институт

В 1875 году художник побывал в Базеле , где изучал творчество Ханса Хольбейна Младшего , а особенно скрупулёзно его картину «Мёртвый Христос», что обусловило в дальнейшем его внимание к теме смерти.

В 1890 году он завершает работу над картиной «Ночь», знаменующей переход Ходлера к символистской манере. На полотне изображены несколько лежащих фигур, все они расслаблены во сне, за исключением испуганного человека, над которым нависает закутанная в чёрное фигура, символизирующая смерть . На выставке изящных искусств в Женеве в феврале 1891 года представленная работа вызвала скандал — власти сочли непристойным изображение обнаженных фигур, картина была снята с выставки . Через несколько месяцев Ходлер выставил «Ночь» на Парижском Салоне , где работу заметили и высоко оценили Огюст Роден и Пьер Пюви де Шаванн.

В работах 1890-х годов прослеживается влияние нескольких жанров. Ходлер стремился объединить художественные приемы модерна и символизма , разработав собственный стиль, который назвал «параллелизм». Манера Ходлера характеризуется симметричным расположением фигур, контуры которых ритмически повторяются, создавая параллельные линии. По мысли художника, ритм является главным источником выразительности, а замедляющие движение повторения, помогают глубже погрузиться в созерцание. .

В соответствии со своей теорией Ходлер пишет в 1895 году картину «Эвритмия», что в переводе с греческого означает «слаженность», «ритмичность». На картине представлена процессия из пяти человек в белых, напоминающих тоги, одеждах. Фигуры движутся по пути, усыпанному опавшими листьями — метафора разочарований души, отживших иллюзий, умерших идеалов. Некоторые исследователи считают, что в «Эвритмии» художник воплотил идеи бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка , считавшего, что молчание для человеческой души важнее слов и что душа пробуждается, когда сомкнуты уста.

Выступление йенских студентов в 1813 году. 1908. Актовый зал Йенского университета

16 мая 1896 года, во время , Фердинанд Ходлер был запечатлен в документальной ленте братьев Люмьер . Киносъёмки проводились в день открытия выставки в так называемой « », где Ходлер выставлял 26 живописных фасадных панелей. Эти уникальные кадры были представлены в 2018 году профессором Базельского университета Хансмартином Зигристом.

На Всемирной выставке в Париже 1900 года основные работы Ходлера «Ночь», «Эвритмия» и «День» получают награды. Его приглашают присоединиться к художественным группам Берлинского и Венского сецессионов. В 1904 году Ходлер выставляет 31 работу в Вене, получает широкое признание, а успешные продажи помогают художнику выбраться из бедности. В 1914 году художник подписал протест против бомбардировки немецкой артиллерией Реймского собора , после чего был лишен членства всеми немецкими художественными организациями, в которых состоял, несмотря на то, что в своём творчестве затрагивал патриотическую тему объединения немецкой нации в борьбе с Наполеоном.

Самой известной работой Ходлера можно назвать картину «Дровосек» (1908), которая была отпечатана на купюрах номиналом 50 швейцарских франков, выпущенных в 1911 году, и оказала влияние на художественные образы будущего советского авангарда.

Дровосек, 1910, Музей Орсе
Банкнота номиналом 50 швейцарских франков 1911 года

Галерея

Фильмы

Примечания

  1. (нидерл.)
  2. — 2006.
  3. Ходлер Фердинанд // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. (англ.)
  5. Фердинанд Ходлер от 20 декабря 2014 на Wayback Machine , от 28 апреля 2019 на Wayback Machine и от 28 апреля 2019 на Wayback Machine в Historical Dictionary of Switzerland
  6. Hauptman, William, & Hodler, Ferdinand (2007). Hodler. Milan: 5 continents. . — ISBN 978-88-7439-362-6 .
  7. Kern, Sepp. «Hodler, Ferdinand». от 23 апреля 2019 на Wayback Machine . Oxford Art Online . Oxford University Press. Web.
  8. [ Искусство Западной Европы. Фердинанд Ходлер] . Дата обращения: 28 апреля 2019. 4 мая 2019 года.
  9. Florence Millioud-Henriques (2018-02-10). . .24 heures . из оригинала 30 марта 2019 . Дата обращения: 28 апреля 2019 .

Ссылки

Источники

  • Hauptman, William, & Hodler, Ferdinand (2007). Hodler. Milan: 5 continents. ISBN 978-88-7439-362-6
  • «Ходлер Фердинанд». БСЭ, 3-е издание.
  • «Hodler, Ferdinand». Encyclopædia Britannica from Encyclopædia Britannica 2007 Ultimate Reference Suite.
Источник —

Same as Ходлер, Фердинанд