Монеты Нерона
- 1 year ago
- 0
- 0
«Смерть Нерона» — крупноформатная картина русского художника Василия Смирнова (1858—1890), оконченная в 1888 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-5592). Размер картины — 177,5 × 400 см .
Василий Смирнов работал над этим полотном в 1886—1888 годах в Италии , в Риме , во время его пенсионерской поездки за границу. В 1888 году, когда картина была закончена, Смирнов послал её в Петербург в качестве отчёта о своей зарубежной поездке. Совет Академии художеств высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание академика исторической живописи . После этого полотно экспонировалось на Академической выставке 1889 года, и оно было приобретено императором Александром III .
На картине изображена сцена из древнеримской истории I века нашей эры, связанная с самоубийством свергнутого римского императора Нерона . Чтобы спасти его мёртвое тело от поругания и захоронить его, за ним пришли его бывшая наложница Акта (Актея) и две кормилицы .
Эта картина считается наиболее известным произведением Василия Смирнова, который умер от чахотки в возрасте 32 лет, через два года после её создания .
Сюжет картины связан с драматическими событиями истории Древнего Рима , происшедшими в 68 году . При работе над картиной Смирнов придерживался описания, приведённого в книге Светония « Жизнь двенадцати цезарей » . Когда император Нерон был свергнут мятежными войсками, он пытался скрыться на вилле вольноотпущенника . Узнав, что сенат приказал его разыскать, чтобы предать мучительной казни, Нерон начал готовиться к смерти, повторяя: «Какой великий артист погибает!» ( лат. Qualis artifex pereo ). Когда к вилле приблизились всадники, которым было поручено его захватить, Нерон, прибегнув к помощи советника по прошениям , «вонзил себе в горло меч» . После смерти Нерона его останки были собраны кормилицами Эклогой и Александрией и наложницей Актой для того, чтобы захоронить их «в родовой усыпальнице Домициев , что на Садовом холме со стороны Марсова поля » .
В центре внимания на полотне находится изображение трёх женщин, которые пришли за останками Нерона. Их фигуры расположены в правой части картины — таким образом, левая сторона полотна выглядит несколько облегчённой . Акта (Актея) — наложница и бывшая любовница Нерона — смотрит на «распростёртое тело самоубийцы-тирана» , при этом её величественная фигура оказывается противопоставленной «ничтожному облику Нерона» . Выразительны образы и рабынь-кормилиц Эклоги и Александрии, которые следующим образом описаны в книге «История русского искусства»: «Удались и рабыни, несущие носилки. В ритме согнутых фигур заключено много чувства: усилие, которое заметно в руках, тревога, выраженная в судорожно согнутых плечах, напряжённое выражение лиц обеих женщин говорят о том, что произошло значительное событие. Особенно выразительна фигура старой рабыни, закутанная в тёмно-серый плащ» .
Все изображённые на картине женщины стоят безмолвно, и их молчание «сродни тишине смерти, кажется, нарушаемой лишь тихим шуршанием сухого листка, скользящего по мраморным ступеням» .
Одной из особенностей цветовой гаммы картины является доминирование красных тонов, представленных многообразными оттенками . Три женщины изображены на фоне стены ( итал. rosso pompeiano ), который напоминает цвет запёкшейся крови . Акта держит в своих руках «шитое золотом алое покрывало», которым она собирается накрыть мёртвое тело Нерона , — изображение этого покрывала ( драпировки ) на фоне красной стены представляло собой сложную в колористическом отношении задачу . Неподвижно лежащее в луже тёмно-красной крови тело Нерона резко контрастирует с жизнерадостной белой скульптурой «Мальчик с гусём», изображённой у левого края полотна .
Критик Владимир Чуйко в очерке о художественных выставках 1889 года сообщал, что к своей картине «Смерть Нерона» Смирнов приложил текст на французском языке из книги писателя и историка Эрнеста Ренана «Антихрист». Приводя цитату из Ренана: «Ses deux nourrices et Acté, qui l'aimait encore, l'ensevelirent secrètement, en un riche linceul blanc, broché d'or…» («Две его кормилицы и Актея, всё ещё любившая его, тайно похоронили его в богатом белом саване, вышитом золотом…»), Чуйко утверждал, что в тексте, приведённом Смирновым, преднамеренно было пропущено слово «blanc» («белый»), именно потому, что художник вознамерился изобразить покрывало красного цвета, которое, по мнению Чуйко, слишком резало глаза . При этом цвет покрывала, указанный Ренаном, находился в полном соответствии с описанием, данным в книге Светония, согласно которому тело Нерона было завёрнуто в белые ткани, отделанные золотом .
В целом в цветовой гамме полотна преобладают сумеречные тона, соответствующие рассеянному свету; в частности, на картине нет бликов и глубоких теней . Искусствовед Елена Гордон полагала, что через обилие разных оттенков красного цвета в сочетании с серым, которые оказывали психофизическое воздействие на зрителя, художник старался достичь «внехудожественного, шокового эффекта». Тем самым зритель как бы становился «соучастником художественной мистификации» — в частности, стена помпейско-красного цвета воспринималась как «кровавая пелена, закрывающая горизонт». Благодаря вытянутому по горизонтали холсту создавался эффект повествовательности, который можно было сравнить с действием широкоэкранного фильма ; при этом переход взгляда зрителя с одной части картины на другую напоминал движение воображаемой камеры кинооператора .
В качестве пенсионера Академии художеств Василий Смирнов в 1884 году уехал в Италию , посетив по пути Вену . С мая 1884 года он обосновался в Риме , но до осени много путешествовал, побывав в ряде других итальянских городов, а также во Франции , Англии , Бельгии , Голландии , Германии и Чехии .
Возвратившись осенью 1884 года в Рим, Смирнов поселился вместе с художником Василием Савинским , который, как и он, был учеником Павла Чистякова . Савинский часто переписывался с Чистяковым и, в частности, в январе 1886 года писал ему: «Вы спрашиваете, что делает Смирнов? Он начинает картину на тему: мёртвый Нерон, и Актея пришла погребсти его. Он раньше начал другую картину: „Апостолы Пётр и Иоанн у гроба Господня“, но теперь бросил по совету Якобия , да и сам говорит, что недоволен сочинением» .
Тем не менее первой завершённой работой Смирнова за время его пребывания в Италии стало оконченное в 1887 году полотно «Торжество Поппеи над Октавией», сюжет которого также был связан с биографией Нерона: на ней изображён тот момент, когда Поппея Сабина , вторая жена Нерона, получает в подарок голову его первой жены — Клавдии Октавии . Местонахождение этой картины в настоящее время неизвестно .
Летом 1887 года художник ездил в Россию — по-видимому, эта поездка была связана со смертью его отца, Сергея Семёновича Смирнова. После этого Василий Смирнов вернулся в Италию, где в 1888 году закончил работу над картиной «Смерть Нерона». Это полотно было послано в Петербург в качестве заключительного отчёта о его пенсионерской поездке, и за него 31 октября 1888 года Совет Академии художеств присвоил Смирнову звание академика . После этого полотно было выставлено на Академической выставке 1889 года, и оно было приобретено императором Александром III .
В январе 1889 года Василий Смирнов получил должность сверхштатного адъюнкт-профессора при рисовальных классах Академии художеств, но в октябре того же года из-за развивающейся чахотки он был вынужден вернуться в Италию . Вылечиться ему не удалось: возвращаясь в декабре 1890 года в Россию, 32-летний художник скончался в вагоне поезда между станциями Кубинка и Голицыно .
В 1898 году картина была передана из Гатчинского дворца в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей ) . В настоящее время картина «Смерть Нерона» выставлена в зале № 21 Михайловского дворца , где, кроме неё, находятся крупноформатные произведения других художников-академистов — « Христианские мученики в Колизее » Константина Флавицкого и « Фрина на празднике Посейдона в Элевзине » Генриха Семирадского .
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов называл картину «Смерть Нерона» знаменитой и отмечал, что «из „кровавых“ картин академического круга эта безусловно выделяется своей эффектностью». Далее он писал: «Смирнов умело расставил фигуры и предметы в пространстве и на поверхности узкого вытянутого холста, выдержав фигурную композицию в одной плоскости и как бы отделив от неё и приблизив непосредственно к зрителю труп великого тирана, лежащий в картинной позе на каменных плитах. Он позволил зрителю стать самым близким свидетелем эффектной смерти, театрального самоубийства „великого актёра“, удовлетворив тем самым зрительское любопытство и приобщив толпу к интригующей исторической тайне» .
Искусствовед Наталья Мамонтова отмечала, что Смирнов, будучи одним из последователей позднего академизма , старался идти «путём своих предшественников в осуществлении „большой формы“». В то же время пластическое наполнение этой формы в его произведениях содержало в себе новые идеи и приёмы, которые отражали тенденции европейского искусства того времени. В качестве характерного примера декоративно-символистских тяготений художника Мамонтова приводит картину «Смерть Нерона», «в композиции которой и в звучном экспрессивно-декоративном цветовом решении отразилось не только присущее художнику декоративное мастерство, но и уроки современного искусства» .
В энциклопедии «Живопись русского салона» и Александр Муратов признавали значимость художественного вклада Василия Смирнова, в особенности отмечая блестяще выполненную во время его пребывания в Италии картину «Смерть Нерона», которая впоследствии была высоко оценена Императорской Академией художеств . Они отмечали, что эта картина, «в отличие от работ Флавицкого или Семирадского , не повторяет многофигурные шаблоны брюлловской школы, отличается от передвижнической повествовательности и пестроты Бронникова », и утверждали, что Смирнов «близок западноевропейскому модерну , предвосхищает его в данной картине» .
Искусствовед Нонна Яковлева полагала, что это полотно Смирнова можно также рассматривать в качестве предвестника некоторых произведений мирискусников — художников, входивших в объединение « Мир искусства », которое сформировалось в России в конце 1890-х годов. В своей книге «Русская историческая живопись» она писала: «Три мёртвых предмета: тело императора, сухой листок и „Мраморный мальчик с гусём“ — звучат тихим аккордом, предчувствием того гимна искусству, вечную ценность которого в сравнении с хрупкой тщетой людской суеты на сцене истории дано будет воспеть мастерам „Мира искусства“» .