Скурлатов, Валерий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вале́рий Ива́нович Яко́би , Яко́бий ( 3 [15] мая 1834 , деревня Кудряково, Лаишевский уезд , Казанская губерния , Российская империя — 13 мая 1902 , Ницца , Франция ) — русский живописец , профессор, академик, член академического Совета Императорской Академии художеств , один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок
Брат революционера , впоследствии психиатра и этнографа П. И. Якоби .
Якобий Валерий Иванович — жанровый и портретный живописец, сын помещика ; получив общее образование в казанской гимназии, поступил студентом в Императорский Казанский университет , но не окончил в нём курса. Когда составлялось в Казанской губернии ополчение для участия в Крымской кампании , Якоби записался в него и отправился в его рядах к месту военных действий, но на пути туда был, вместе со своим отрядом, остановлен, так как война прекратилась.
Тогда он решил посвятить себя живописи, любовь к которой чувствовал ещё на школьной скамье, и, прибыв в 1856 году в Санкт-Петербург , стал посещать классы Императорской Академии художеств . Состоя в ней учеником профессора А. Т. Маркова , он прошёл её курс чрезвычайно быстро и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания, а именно малую серебряную медаль в 1858 году, за картину «Разносчик фруктов» (находится в Третьяковской галерее в Москве ), большую серебряную медаль в 1859 году, за картину «Татарин, продавец халатов» , малую золотую медаль в 1861 году, за картину «Светлое Воскресенье нищего» и большую золотую медаль в 1861 году, за картину « Привал арестантов » ( в Третьяковской галерее ), произведшую большое впечатление на публику, живо принимавшую тогда к сердцу вопросы, вызвавшее благотворные реформы императора Александра II , между прочим и вопрос об облегчении участи каторжников и ссыльных .
Вскоре по получении большой золотой медали, Якоби отправился за границу в качестве пенсионера академии . Посетив сперва Германию , он проехал в Швейцарию и работал некоторое время в Цюрихе , под руководством профессора Колера , а затем жил в Париже , Неаполе и Риме . В это время, кроме небольших жанровых картин, им написаны две исторические — «Террористы и умеренные первой французской революции» ( в московском публичном музее , самое лучшее из всех произведений художника) и «Кардинал Гиз, получивший голову адмирала Колиньи, убитого в Варфоломеевскую ночь»; последняя, находившаяся на академической выставке 1864 году, доставила Якоби звание академика . Он возвратился в Санкт-Петербург, в 1869 году и через год после того, за картину «Арест герцога Бирона» , был возведен в звание профессора , а в 1870 году сделан членом академического совета.
В 1878 году провел шесть месяцев в Париже в качестве комиссара при русском художественном отделе на тамошней всемирной выставке и члена её международного жюри со стороны России. В 1883 году, оставаясь членом совета академии, был назначен профессором-преподавателем в её классах. От обеих этих должностей уволен в отставку в 1891 году вследствие происшедшего тогда коренного преобразования академии, и последние годы своей жизни провел отчасти в Санкт-Петербурге , преимущественно же в Алжире и на юге Франции .
Якоби был человек умный и, бесспорно, даровитый, но чересчур скорое прохождение им художественной школы невыгодно отразилось в его работах: рисовал он очень посредственно, прибегая даже в мелочах к помощи манекена и фотографии , плохо справлялся с перспективой, писал довольно сухо и неуверенно, был цветист в колорите и не силен в светотени, но все эти недостатки старался скрывать занимательностью сюжета, эффектным расположением композиции и нарядностью изображенных костюмов и прочих аксессуаров. Главные его произведения, кроме вышеупомянутых — картины: «Парижский тряпичник перед дверью таверны» (1865, у наследников А. А. Сомова), «Политика после завтрака» (1869, в московском публичном музее ), «Волынский в заседании кабинета министров» (1876, у великого князя Николая Константиновича ), «Костюмированное утро при дворе императрицы Анны Иоанновны» , «Свадьба в Ледяном доме» (1881, в музей императора Александра III, в Санкт-Петербурге ) и «Первое торжественное собрание академии художеств» (1889, там же), а также портреты Н. А. Киреева и госпожи Рудзинской с дочерью .
В. И. Якоби был женат на Александре Николаевне Якоби, впоследствии известной писательнице А. Н. Пешковой-Толиверовой .
Якоби Валерий Иванович — полная противоположность Виллевальде, типичная фигура художника 50—60-х годов XIX века. Довольно полная фигура с закрученными кверху усиками и эспаньолкой. Одет в чёрный бархатный пиджак, повязанный особо артистическим бантом — белым шёлковым галстуком, кружевные манжеты из-под бархатных рукавов, цепочка от часов со множеством брелоков, вечно надушенный духами, чрезвычайно горделивый вид и сознание собственного достоинства, вид генеральский. Наружному его виду соответствовала и обстановка его мастерской в Академии: громадная комната, напоминающая внутренность Альгамбры с лепными украшениями в мавританском стиле. Посреди комнаты большой фонтан с мраморным бассейном, окружённый тропической растительностью, высокими пальмами. Наверху фонтана статуя девочки работы Чижова . Стены до половины затянуты прекрасными коврами и восточными тканями, вдоль стен мягкие тахты с бесчисленным количеством всевозможных подушек, и на этих подушках восседает сам Валерий Иванович и принимает дам, своих поклонниц, угощая их бульдегом (это такие конфеты)… | ||||
Н. С. Самокиш
:66
}
|