Interested Article - Антихрист
- 2021-02-27
- 1
Анти́христ ( др.-греч. Ἀντίχριστος , где приставка ἀντι- может означать либо того, кто должен прийти вместо Христа ( Мессии ), либо того, кто противостоит Христу ) — описанный в христианской эсхатологии человек, противник Иисуса Христа , выдающий себя за Мессию ( Мф. ), но имеющий злую сущность ( 2Фес. ).
В широком смысле термин относится ко всем, кто противится Христу и Евангелию ( Лк. ) или лживо утверждает, что является Самим Христом , Его представителем ( Мк. ) или пророком ( Мф. ).
Представления об Антихристе в разные исторические периоды
Представление об антихристе возникло не на иудейской , а на христианской основе, но его прообразы содержатся и в Ветхом Завете . В частности, в лице нечестивого Антиоха Эпифана , царя четвёртой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить « мерзость запустения » ( Дан. , Дан. , ср. Мф. ). Предсказание о нём усматривается и в пророчестве о Гоге и Магоге ( Иез. ; Иез. , ср. Отк. ).
Слово антихрист или антихристы четыре раза упоминается в первом и втором послании Иоанна Богослова . Иоанн говорит, что теперь (в I веке н. э.) появилось много антихристов ( 1Ин. ), а «дух антихриста .. уже в мире» ( 1Ин. ). Кроме того, в первом послании пишет, что отвергающий Отца и Сына является антихристом ( 1Ин. ). По убеждению греческого теолога Афанасия Мустакиса антихрист — это человек, предваряющий второе пришествие Иисуса, который попытается увлечь за собой даже избранных (верующих), в то время как «многие антихристы» — это еретики , своим учением извращающие слово истины и вводящие верующих в заблуждение .
Также обычно ассоциируется c антихристом «человек греха» и «сын погибели», о котором упоминает апостол Павел ( 2Фес. ). По словам апостола Павла, это будет человек греха , но будет выдавать себя за Христа ( Мф. ), за Самого Бога ( 2Фес. , 2Фес. и след.). В конце времён этот посланник сатаны будет побеждён вновь явившимся на землю Христом ( 2Фес. ). Ранние христианские писатели, такие как Ириней Лионский и Ипполит Римский , утверждали, что антихрист будет родом из колена Данова . Книга Иеремии упоминает храп лошадей всадников Апокалипсиса из колена Дана ( Иер. ).
Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю , в которой ещё колена Израилевы видели четвёртое царство ( Дан. ), как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в самом Нероне видели антихриста .
Некоторые видели антихриста в Наполеоне I (записав его имя как «Наполеонтий») в 1805 году; в 1848 и 1849 годах его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, число зверя 666 приурочивалось и к Наполеону III , и к Троцкому , и к Гитлеру . Ещё Роджер Бэкон († 1294 г.), а в XIX веке Бенгель и Генгстенберг , нашедшие число 1836 [ где? ] , старались вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста.
Епископ Игнатий Брянчанинов считал, что антихрист будет всемирным царём .
В старообрядчестве существует две основных концепции антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице якобы подменённого Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев « никонианской » церкви и властей . Словосочетание «Пётр-антихрист» вне связи со старообрядчеством используется некоторыми современными публицистами, например, Андреем Буровским .
Начиная с XIII века, в партиях и сектах , отколовшихся от Католической церкви , принято было видеть Антихриста в лице папы и иерархии Католической церкви . Это замечается уже во время Гогенштауфенов , Людвига Баварского , Оккама , Уиклифа , чешского реформатора Яна Гуса и других.
Отцы Церкви об Антихристе
Ипполит Римский : «Возвысившись над всеми царями и над всяким богом, он построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм , и всю страну и пределы её возвратит иудеям» (Творения, вып. I, стр. 160). И в другом месте: «Восстановит он также и каменный храм в Иерусалиме» (вып. 2, стр. 14). «Он призовёт к себе весь народ иудейский из всех стран, в которых он рассеян; он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им, что он восстановит страну и восстановит их царство и храм, и все это с тою целью, чтобы они поклонились ему, как Богу» (стр. 37).
Кирилл Иерусалимский : «Яко же ему (антихристу) сести в церкви Божией. В какой же церкви? Разумеется разорённый иудейский храм. Да не будет же того, чтобы разумелся сей храм, в котором мы! Но для чего говорим это? Да не подумают, что мы говорим из лести себе. Если антихрист придёт к иудеям, как Христос, и от иудеев восхощет поклонения, то, чтобы более обольстить их, покажет великое усердие к их храму, внушая о себе ту мысль, что он рода Давидова, и что ему должно создать храм, сооружённый Соломоном. Придёт же он, когда в Иудейском храме не останется камня на камне, по определению Спасителя» (15 Огласительное поучение, § 15, стр. 208 по изд. 1893 г.).
Ириней Лионский : «Апостол открыл то, на что и я не раз указывал, что в Иерусалиме храм был построен по распоряжению Истинного Бога… В нём-то и будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом» (Кн. V, гл. XXV, стр. 648). «Сделает он (антихрист) во время своего царства; переселит царство в этот город (то есть Иерусалим) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос» (Гл. XXV, стр. 600).
Упоминание в Библии
Ветхий Завет
Пророк Даниил видит «небольшой рог», то есть царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых ( Дан. и след.; ср. Дан. ). Непосредственно этот образ связывали [ кто? ] с сирийским царём Антиохом IV Эпифаном (175—163 гг. до н. э.). Он считается прообразом антихриста последних времён. Упоминание в Мк. о «мерзости запустения» (ср. 2Фес. и Откр. ) связано с указанными местами из Книги Даниила . Однако противники Бога в Ветхом Завете отличаются от новозаветных. Новозаветное представление об антихристе, являющего себя вместо Христа, возникло после явления Самого Христа.
Согласно христианской эсхатологии, антихрист будет родом из
колена Дана
.
Ипполит Римский
(De Christo et Antichristo, 14, 15) и некоторые другие
Отцы Церкви
знают предание, несомненно еврейского происхождения, согласно которому антихрист произойдёт из колена Данова, и основывают это предание на
Иер.
: «От Дана слышен храп коней его» (врага), стихе, который и в Beresch. r., XLII, толкуется как относящийся к идолопоклонству Данитов. Не случайно также опущение Дана в I кн. Хроники, 4 и сл. Bousset, посвятивший особую главу легенде об антихристе из колена Данова, предполагает, что связь Дана с Белиалом в Завещании 12 патриархов также указывает на это предание. Его предположение находит, по-видимому, полное подтверждение в Тарг. Иер. к
Втор.
, где война против Аримана (סונלמרא) и Гога или Магога в видении Моисея относится, кажется, к Дану (ср. Сифре, l. с. к ןורחאה םויה). Святитель
Ириней Лионский
, говоря об антихристе, замечает: «Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придёт, говоря: от Дана»
.
Новый Завет
В текстах Нового Завета есть лишь единственное упоминание о некоем конкретном человеке из будущего, названном «антихристом»: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист…» ( 1Ин. ), причём более позднее традиционное понимание антихриста, выдающего себя за Христа, в Новом Завете отсутствует вовсе. Апостол Иоанн Богослов в своём Первом послании ( 1Ин. ) утверждает, что уже в его время явилось много антихристов.
- Откровение Иоанна Богослова Откр.
- Второе послание Иоанна 2Ин.
- Второе послание к Фессалоникийцам 2Фес.
Период власти Антихриста
Согласно христианской эсхатологии , период власти Антихриста ограничен; после него должно наступить царствие Бога/Христа .
Представления об Антихристе в Иудаизме
У иудеев ещё с раннего средневековья также встречается представление об антихристе, обозначаемом под именем Армилус или Армилаус, как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, со знаком проказы на лбу, 12 локтей росту и 4 или же 12 локтей толщины, рождённом от соития римской мраморной статуи с самим сатаной. Правое ухо его не слышит добрых советов, но левое всегда открыто для зла. По одной версии имя этой фигуры — анаграмма слова Romulus, то есть «Римлянин», поскольку еврейская традиция прочно ассоциирует эту фигуру с Римом; по другой — от греческого Ερημολαος, то есть «Губитель народа», по третьей — искажённое персидское слово Ахриман , олицетворение зла в зороастрийской демонологии, которая порой фигурирует в сочинениях евреев Ближнего Востока . Особенно часто легенды об Армилусе встречаются в средневековых иудейских Мидрашах апокалиптического толка, включая Книгу Зерубавеля , предположительно написанную в 7 веке, и «Тайны Рабби Шимона бар Йохая» (10 век) .
Согласно иудейской традиции, Армилус поначалу убедит с помощью колдовского наваждения многих язычников и даже некоторых иудеев в том, что он и есть истинный Мессия , однако настоящий Избавитель сотрёт его с лица земли своим дыханием или силой молитвы. Легенды об Армилусе подробно собраны и комментированы в сочинениях Авраама бен Элиезера Галеви, испанского каббалиста начала 16 века, ожидавшего скорое начало апокалиптических событий в связи с изгнанием евреев из Испании в 1492 году. Ряд ранних источников легенды собраны в книге «Мидрашей Геула» Йегуды Эвен-Шмуэля .
Представления об Антихристе в Исламе
В популярной культуре
|
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
|
Фильмы
- « Антихрист » — фильм режиссёра Ларса Фон Триера (2009).
- « Омен » — трилогия , состоящая из фильмов Ричарда Доннера (1976), Дона Тэйлора и Майка Ходжиса (1978) и Грэхэма Бэйкера (1981).
- « Омен » — фильм 2006 года о детстве антихриста.
- « Адвокат дьявола » — фильм 1997 года, в котором главный герой Киану Ривза, Кевин Ломакс должен был стать отцом антихриста.
- « Пришествие Дьявола » — мистический триллер 2014 года о рождении антихриста.
- « Ватиканские записи » — фильм ужасов 2015 года, в котором священник и два экзорциста борются с древним злом за душу девушки.
- « Шесть » — фильм 2004 года, рассказывающий о последних днях перед Армагеддоном и диктаторе-антихристе.
- « Оставленные (англ. Left Behind) » — фильм 2000 года, рассказывающий о «Великой скорби» в конце времён, когда Землёй будет править антихрист. Является первым фильмом трилогии, снятой по мотивам из 16 романов-бестселлеров « Оставленные ». События немного отличаются от романа.
- «Оставленные II: Отряд скорби (англ. Left Behind II: Tribulation Force)» — фильм 2002 года, вторая часть трилогии «Оставленные».
- «Оставленные III: Завершение Мировой войны (англ. Left Behind III: World at War)» — фильм 2005 года, третья часть трилогии «Оставленные».
- « Код Омега » и «Вечная битва: Код Омега 2» — фильмы где первый вышел в 1999 году а второй в 2001 году. По сюжету где Александр Стоун становится антихристом.
- « Ребёнок Розмари », «Что случилось с ребёнком Розмари» и «ХХ (Ее единственный живой сын)» — фильмы из сюжета Ребёнок Розмари, где показывает историю от рождения антихриста, до превращения антихриста в сатану, но до начала Армагеддона. События отличаются от мини-сериала.
- « Американская история ужасов: Апокалипсис » — сериал.
- « Благие знамения » — сериал.
- « Люцифер » — сериал.
См. также
- Начертание зверя
- Звери Апокалипсиса
- Зверь, вышедший из моря
- Гог и Магог
- Число зверя
- Вавилон великий
- Роза Мира#Будущее
Примечания
- The Greek New Testament / Barbara Aland, Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini and Bruce M. Metzger. — Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1998. — С. 811. — 918 с. — ISBN 3-438-05110-9 .
- / Клеон Л. Роджерс-младший ( англ. Cleon L. Rogers, Jr. ) , Клеон Л. Роджерс III ( англ. Cleon L. Rogers III ) . — Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001. — С. 898. — 1008 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7454-0545-7 . 11 июня 2015 года.
- . PEMPTOUSIA. Дата обращения: 10 октября 2019. 14 октября 2019 года.
- Ириней Лионский , Adversus Haereses
- Ипполит Римский , «Христос и Антихрист»
- Энгельс Ф. К истории первоначального христианства , гл. 3
- . Православие.RU . из оригинала 24 сентября 2015 . Дата обращения: 14 ноября 2017 .
- . брянчанинов.рф . Дата обращения: 29 мая 2022. 28 февраля 2021 года.
- . брянчанинов.рф . Дата обращения: 29 мая 2022. 11 мая 2021 года.
- Арсений Уральский . . — М. : Панагия; Языки славянской культуры, 2005. — 184 с. 27 мая 2014 года.
- . Старопоморы-федосеевцы . Дата обращения: 14 ноября 2017. 29 апреля 2016 года.
- А. М. Буровский . Правда о Допетровской Руси. — М. : Яуза, ЭКСМО, 2010. — 416 с.
- . www.pacinst.com. Дата обращения: 14 ноября 2017. 9 ноября 2017 года.
- . Pagez.ru . Дата обращения: 14 ноября 2017. 15 ноября 2017 года.
- от 7 августа 2017 на Wayback Machine Книга Зерубавеля в английском переводе
- от 15 марта 2016 на Wayback Machine «Нистарот Рабби Шимона бар Йохая» в английском переводе
- (англ.) . Jewish Encyclopedia. Дата обращения: 13 октября 2011. 4 февраля 2012 года.
- от 16 октября 2018 на Wayback Machine Английская Википедия об Армилусе
- от 18 января 2018 на Wayback Machine Краткая биография Авраама без Элиезера Галеви
- от 18 января 2018 на Wayback Machine Мидрашей Геула, Йегуда Эвен-Шмуэль, Тель-Авив, 1943
Литература
- // Православная Богословская Энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Свящ. Владимир Шмалий, Казарян А. Т., Э. П. П., Агеева Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 562-581. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- // Католическая энциклопедия
Ссылки
|
В этой статье
внешние ссылки могут не соответствовать
правилам
Википедии
.
|
- Архиепископ Виктор (Пивоваров) , Славянский и Южно-Российский.
- Фридрих Ницше
- Даниил Андреев
- Владимир Соловьёв
- Ч. Т. Рассел
- от 18 ноября 2010 на Wayback Machine
- . Богослов.Ru . 25 августа 2011 года.
- 2021-02-27
- 1