Testus
- 1 year ago
- 0
- 0
Мавзолей Галлы Плацидии ( итал. Mausoleo di Galla Placidia ) — крестообразная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне .
Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии , дочери императора Феодосия Великого , мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.
Мавзолей долгое время служил ораторием при несохранившейся дворцовой базилике Санта-Кроче. Вероятно, он был капеллой-молельней, посвящённой особо почитавшемуся в роду Галлы Плацидии великомученику Лаврентию , чьё изображение помещено на самом видном месте — в люнете напротив входа .
Постройка, несмотря на мозаики, связанные с заупокойным культом, не стала местом погребения Галлы Плацидии — она умерла 27 ноября 450 года в Риме и, более чем вероятно, была погребена в родовой усыпальнице императора Феодосия Сан-Петронила недалеко от собора святого Петра . Ни один античный историк не упоминал о погребении императрицы в Равенне, молчит об этом и в своей хронике « Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis ». Имеющиеся в мавзолее саркофаги , приписываемые самой Галле и её ближайшим родственникам, по мнению ряда исследователей, изначально не находились в нём , первый раз о них упоминает в XIV веке епископ Ринальдо да Конкореджио . После XIV века многочисленные источники уже уверенно называют здание мавзолеем Галлы Плацидии. Среди возможных причин этого можно назвать как определённое внешнее сходство мозаик мавзолея с мозаиками римской церкви Санта-Констанца (местом погребения одной из дочерей Константина Великого ), так и необычная форма погребения тела в одном из саркофагов (тело было усажено на кипарисовый трон ) .
Здание построено в технике ломбардской кирпичной кладки. Внешний вид напоминает крепостное строение, что подчёркивается толстыми стенами и узкими окнами. Пропорции здания несколько исказились из-за того, что за прошедшие века культурный слой поднялся на 1,5 метра . Мавзолей в плане представляет собой латинский крест (длинная ось — 12,75 м, поперечная — 10,25 м) . Средокрестие увенчано кубической башней, в которую изнутри вписан купол , невидимый снаружи здания.
Длинная ось здания направлена не по линии запад - восток , как обычно принято в христианских храмах, а по линии север - юг . Исследователи объясняют эту особенность тем, что при строительстве мавзолей соединялся с нартексом через свою наиболее вытянутую часть. С северной стороны нартекса находилась симметричная постройка. Вынужденную архитектурную ошибку дважды исправляли мозаичисты, ориентируя мозаики внутри мавзолея на восток .
Наружный аскетический вид мавзолея украшают только плоские вертикальные выступы — лопатки, соединенные с плоскими арками (« глухая аркада »). Последние своим ритмичным чередованием оживляют внешний вид трёх сторон мавзолея. Притолока над входом является древнеримским карнизом I века с вакхическим фризом с двумя пантерами и виноградными лозами .
Четырнадцать окон мавзолея имеют форму бойниц , расширяющихся внутрь здания. В 1908 году окна были зашиты алебастровыми плитами — даром итальянского короля Виктора Эммануила III .
Ветви « креста » (воспринимается внутри как равноконечный) перекрыты цилиндрическими сводами , а центральное пространство увенчано тяжёлым куполом на « парусах » без барабана. Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками . Реставрационные работы, проведённые на рубеже XIX - XX веков , ещё более усилили мягкое и сдержанное настроение, создаваемое мозаиками. Теперь свет, проникающий в мавзолей лишь сквозь небольшие узкие окна, приобретает золотистый оттенок из-за того, что проходит через алебастровые плиты, которыми зашили окна в 1908 году . Впечатление от золотистого света ещё более усиливают желтоватые мраморные плиты, которыми нижняя часть стен была облицована в конце XIX века .
Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства . Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско - эллинистической мозаичной традиции, хотя происхождение самих мастеров остаётся спорным (в числе возможных версий называются Рим , Медиолан , Константинополь , Сирия , Африка ) . Здесь римское художественное наследие с его тщательно выполненными деталями и пластичными фигурами слилось с христианским стремлением к абсолютности и трансцендентности, что создало неповторимый мозаичный ансамбль .
Русский искусствовед Павел Муратов писал о мавзолее Галлы Плацидии в начале XX века:
Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета — синий , зелёный и винно- красный . Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии. В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно прекрасно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками. На этот фон положено знаменитое изображение юного Доброго пастыря, сидящего среди белоснежных овец. Полукруги у окон украшает крупный орнамент с оленями, пьющими из источника. Гирлянды листьев и плодов вьются по низеньким аркам. При виде их великолепия невольно думается, что человечество никогда не создавало лучшего художественного средства для убранства церковных стен. И здесь благодаря крохотным размерам надгробной часовни мозаика не кажется делом суетной и холодной пышности. Сияющий синим огнём воздух, которым окружен саркофаг, некогда содержавший набальзамированное тело императрицы, достоин быть мечтой пламенно-религиозного воображения. Не к этому ли стремились, только другим путём, художники цветных стекол в готических соборах?
В центре полусферического купола помещён золотой латинский крест , окружённый восьмьюстами золотыми звёздами , объединёнными в концентрические окружности . Крест и звёзды помещены на индиго -синем фоне, реалистически изображающем ночное небо. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром. Христос символически показан как Солнце правды ( Мал. ), окружённое Его верными, просвещёнными им и сияющими в мире Его светом ( Мф. ). Мозаика указывает на Христа как на невечерний свет ( Зах. ), который не может объять тьма ( Ин. ). Христос по мысли мозаичиста является смыслом и центром существования вселенной, готовым и желающим объединить вокруг себя всё человечество. Подчёркивая высокий смысл мозаики, художник направил длинный конец креста не вдоль длинной оси мавзолея (то есть по линии север - юг ), а на восток , в сторону которого традиционно ориентировались алтари в христианских храмах .
В хоровод звёзд, окружающих крест, включаются находящиеся в углах свода евангелисты , представленные их золотыми символическими изображениями : львом ( Марк ), тельцом ( Лука ), орлом ( Иоанн Богослов ) и ангелом ( Матфей ) .
Потолок в «ветвях» мавзолея покрыт сложным мозаичным орнаментом, символизирующим райский сад . На тёмно-синем фоне разбросаны окружности , звёзды и цветы . Такой орнамент является необычным для западной части Римской империи , отдалённое подобие можно найти только в римской церкви Санта-Констанца .
В верхних люнетах по сторонам от окон помещены парные изображения восьми из двенадцати апостолов . Так как в середине каждого из четырёх люнетов находится окно, мозаичист был поставлен перед выбором: изобразить всех 12 апостолов и нарушить симметрию (в этом случае в каждом люнете два апостола оказывались бы с одной стороны окна и только один — по левую), либо сохранить симметрию, пожертвовав четырьмя апостолами. Стремление к симметрии победило: «лишние» четыре апостола вытеснены в «ветви» мавзолея .
Ученики Христа изображены в полный рост с руками, воздетыми к изображённому на потолке кресту , выражая евангельский призыв Иисуса: « возьми крест свой, и следуй за Мною » ( Мф. ). Апостолы изображены в сенаторских тогах , их рука поднята вверх в традиционном сенаторском жесте приветствия . Все апостолы наделены специфическим портретными чертами, хотя ввиду того, что иконографический канон в V веке ещё не сформировался, опознать изображённых персонажей невозможно. Исключениями являются апостолы Пётр (изображён с ключами ) и Павел (высокий лоб, типичные еврейские черты) .
Апостолы изображены так, что продолжают поворотами своих фигур начатое в мозаике купола круговое движение. Оно завершается в восточном люнете, где изображены апостолы Пётр и Павел . Здесь, как и в мозаике купола , ради направления на Восток художник нарушил логику, предписываемую архитектурой здания (длинная ось которого ориентирована по линии север-юг) .
Под окном в каждом люнете, то есть между фигурами апостолов, помещены мозаичные изображения чаш или фонтанов , из которых пьёт (или рядом с которыми сидит) пара голубей . Это — раннехристианское (часто встречающееся в катакомбах ) символическое изображение душ, пьющих из источника воды живой в раю .
Мозаика северного нижнего люнета (стена над входом). Исследователи отмечают, что сюжет мозаики часто встречается в христианских катакомбах и относится к категории заупокойных.
Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон , а на коленях лежит пурпурный плащ . Он сидит на пригорке (образ трона ), держа в руке крест , выступающий в роли императорского жезла . Академик В. Н. Лазарев отмечает величественную позу Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него .
Для мозаики характерны тонкие переходы цвета, использование полутонов для изображения кожи. Всё это наряду с обрамляющей мозаику пышной рамой свидетельствует о влиянии античного искусства.
В южном нижнем люнете помещена мозаика следующего содержания. Справа человек в развевающихся белых одеждах, с крестом и книгой в руках, идет к центру мозаики. Слева в раскрытом шкафу на полках лежат четыре книги, подписанные Матфей , Марк , Лука и Иоанн , то есть, очевидно, четыре Евангелия . В центре мозаики под решёткой пылает огонь. Поскольку главный герой мозаики не подписан, высказывается несколько версий, объясняющих значение мозаики.
В западной и восточной «ветвях» мавзолея, за саркофагами , можно видеть ещё две символические раннехристианские мозаики. На них пара оленей жадно пьет из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма : « Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже !» ( Пс. ). Традиционно пара оленей истолковывается как символическое изображение христиан, обратившихся из иудеев и язычников . Этот сюжет встречается в катакомбах и активно использовался впоследствии (например, в алтарной мозаике в римской базилике Сан-Клементе )
В интерьере — три саркофага из греческого мрамора, приписываемые самой Галле Плацидии, её сыну Валентиниану и второму супругу Констанцию III .
|
|
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 788
• • |