Interested Article - Анисфельд, Борис Израилевич

Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд ( 2 [14] октября 1878 , Бельцы , Бессарабская губерния 4 декабря 1973 , Уотерфорд ) — русский и американский художник , сценограф .

Биография

Родился в семье управляющего имением Срула Рувиновича Анисфельда и его жены Гитли Ициковны. Родители хотели его видеть скрипачом.

1895—1900 — без особой подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу , где учился у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди , которую закончил в числе лучших.

1901—1909 — как выпускник Одесской школы, был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств , где был определён в класс батальной живописи профессора П. О. Ковалевского , известного также мастерски исполненными изображениями лошадей, где пробыл недолго. Затем, опять же недолго, обучался в мастерских И. Е. Репина и в конце концов оказался у Д. Н. Кардовского , блестящего рисовальщика.

1901 — член объединения « Мир искусства », участвовал также в выставках « Союза русских художников ».

Живопись

1906 — работы Анисфельда отбирает С. П. Дягилев для выставки «Мира искусства», которые благосклонно принимают критики. Положительные отзывы поступают и от мэтров: М. В. Нестерова и других.

В Париже в рамках «Осеннего салона», где стараниями Дягилева была устроена знаменитая «Выставка русского искусства», одним из семи русских художников, выбранных действительными членами парижского Салона, стал и студент Академии художеств Борис Анисфельд. Это почётное звание позволяло в будущем раз в году, без конкурса, выставляться на этом престижном показе. После успеха за рубежом художник становится востребованным и дома: Третьяковская галерея «взяла» его натюрморт «Цветы», его картины начинают приобретать коллекционеры.

Как живописец известен также образами сказочных грёз и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея ; Волшебное озеро, 1914, Русский музей ); художник стремился к особой, ирреальной передаче цвета.

Графика

Сотрудничал с журналами, в том числе с « Жупелом ». В издательстве « Шиповник » для открытки использовался его сатирический журнальный рисунок, другой его рисунок — «Садко» — вышел на открытке «Общины Святой Евгении».

Театральные работы

Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобеиды» по Г.фон Гофмансталю ( 1907 , театр В. Ф. Комиссаржевской , режиссёр В. Э. Мейерхольд ).

1909 — работал для «Русского балета» С. П. Дягилева , исполняя декорации по эскизам Л. С. Бакста и других мастеров.

Самостоятельно оформил балеты:

США

В 1917 году Борис Анисфельд получил приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка с предложением устроить выставку, и осенью 1917 года, незадолго до октябрьских событий, получив разрешение комиссариата Академии художеств, семейство Анисфельдов выехало через Сибирь и Дальний Восток в Японию , и с 1918 года обосновался в Нью-Йорке. Выставка (первая персональная выставка художника) действительно состоялась в Бруклинском музее благодаря известному американскому критику , большому поклоннику русского искусства и творчества Анисфельда в том числе.

Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен Опера», а с 1921 — и с Чикагской оперой, оформляет множество спектаклей, балетов, опер и проч. Но мир меняется, и «алхимику цвета» уже невозможно подстраиваться под модный «конструктивизм» — и в 1928 году «Метрополитен-опера» отвергает его декорации к балету «Турандот». Роман с театром закончен навсегда, и художник, переехав в Чикаго , вплоть до 1957 года преподавал в местном Художественном институте. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940 1950 -е годы исполнил цикл картин на евангельские темы.

Умер Анисфельд в Уотерфорде (штат Коннектикут ) 4 декабря 1973 года.

Галерея

Библиография

  • . Коненков , Анисфельд, Сорин , Фешин и я в Америке; Ван Розен Роберт . Русские художники в Америке: (Итоги за 25 лет) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1935.— 14 апреля (№ 8111).— С. 22.
  • Анненков Ю . Значение русских художников в искусстве сценического оформления спектаклей балета, оперы и драмы // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1967.— 28 мая (№ 19802).— С. 18: ил.
  • Бенуа А . Художественные письма // Речь . 1912 . № 4.
  • Боулт Дж. Э . М., 1994 . С. 22. ISBN 5-210-00232-2
  • Воинов Вс . Б. И. Анисфельд // Новая студия.— 1912 .— № 3 (21 сентября).— С. 17—18.
  • Выставка Бориса Анисфельда в Чикаго // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1958.— 22 июня (№ 16430).— С. 3 (Хроника).
  • Грабарь И . Письма. М., 1977 . Т. 2. С.116.
  • Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства. М., 1974 . С. 151.
  • Дягилев С. Письмо в редакцию: [В связи с избранием Б. Анисфельда действительным членом Парижского Салона ] // Новое время .— 1909.— 3 (16) ноября (№ 12086).— С. 5.
  • Завалишин Вяч . «Декоративный идеализм Бориса Анисфельда»: [Выставка в галерее «Винсент Астор» при библиотеке-музее сценического искусства в Линкольнском центре искусств ] // Новое русское слово .— Нью-Йорк, 1968.— 17 апреля (№ 20127).— С. 3. Поправки к статье см.: Завалишин Вяч. Письмо в редакцию // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1968.— 23 апреля (№ 20133).— С. 4.
  • Завалишин Вяч . Памяти Бориса Анисфельда // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1974.— 13 января (№ 23208).— С. 4.
  • Игнатьева М. Борис Анисфельд на двух материках // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1996.— 30 декабря (№ 30398).— С. 18: ил.
  • Лант Ст. Чикагская мозаика // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1982.— 9 января (№ 25714).— С. 4; 1983.— 26 января (№ 26041).— С. 6.
  • Левинсон А . Русские художники декораторы // Столица и усадьба . СПб., 1916 . № 57. С.14.
  • Нестеров М.В . Письма. М., 1965 . С.175.
  • Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. А—В. Т.8. СПб., Palace Edition, 1997. С.28-30.
  • Самоубийство жены художника Бориса Анисфельда [Фриды Анисфельд в Чикаго ] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1933.— 18 мая (№ 7417).— С. 3.
  • Скончался художник Борис Анисфельд // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1973.— 8 декабря (№ 23173).— С. 3 (Хроника).

Примечания

  1. Boris ANISFELD // (фр.) — Paris: , , 2001. — ISBN 978-2-7000-3055-6
  2. (нидерл.)

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • (недоступная ссылка с 05-09-2013 [3823 дня] — , )
  • Художник Б. Анисфельд
  • на сайте «Искусство и архитектура русского зарубежья»
Источник —

Same as Анисфельд, Борис Израилевич