Кудрявченко, Павел Александрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Александрович Радимов ( 11 сентября 1887 , село Ходяйново , Зарайский уезд , Рязанская губерния — 12 февраля 1967 , Хотьково , Московская область ) — русский советский « крестьянский поэт » и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России ( АХРР ) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП ( Всероссийский союз поэтов ) — организации, просуществовавшей до 1929 года .
Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром ; в живописи предпочитал пейзажную тему.
Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора . И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии .
О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять вёрст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жёсткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало бельё, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания» .
Всякая дрянь напихалася за день в большую лоханку:
Тут кожура огурцов, корки, заплесневший хлеб;
В жёлтых помоях из щей, образуемых с мыльной водою,
Плавает корнем наверх вялый обмусленный лук;
Рядом лежит скорлупа и ошмётки от старой подошвы,
Сильно намокнув в воде, медленно идут ко дну.
Всклянь налилася лоханка, пора выносить поросятам, —
В тёмном они котухе подняли жалобный визг.
Старая бабка Аксинья, в подтыканной кверху понёве,
Взявши за ушки лохань и, поднатужась, несёт.
Вылила вкусное пойло она поросятам в корыто.
Чавкают, грузно сопят, к бабе хвосты обратив.
Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества . Берёт уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников») . Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина . С 1908 года выступает как художник.
В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы» , отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым . В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада» . В 1914 — 1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент» .
С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин» . Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.
В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.
В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа . В конце 20-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года .
В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня» . Избирался председателем , работал в Кремле, дружил с Луначарским , Ворошиловым и Буденным , а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создаёт портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее ).
Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)» . В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.
С 1930-х годов поселился в Хотьково , где много рисовал , а позже — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».
Скончался в своём доме в Хотькове 12 февраля 1967 года . Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Введенском кладбище (1 уч.) .
Брат: — академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», названная здесь «Парад Победы». На самом деле картина называется «Конница Белова в Зарайске».
Дети:
Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года ( «Окраина Казани», 1908 ; « Суконная слобода в Казани. Зима», 1910 ; «Рыбный базар в Казани», 1911 ; «Пожарная каланча в Казани» , 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».
Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской , Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников .
В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве» . Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России ( АХРР ). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)» . В 1922 году Радимов вошел в АХРР.
Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна» . Ему отведена мастерская в Кремле , вместе с его другом Евгением Кацманом , секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом . Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна , много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке .
В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА» ), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции .
После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует , избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма , введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.
После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии , Чувашии , Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.
Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения .
Виден весь двор мужика Агафона: омшанник, закуты
Для лошадей и коров, с дверцами все, катухи.
Овцы глядятся гурьбою сквозь дранки набитой решетки,
Мордою мерин гнедой ткнулся в телегу. Об ось
Чешет заржавленный бок отлежавшийся за зиму боров.
Куры в соломе клюют выбитый колос пустой.
К ним воробьи налетели, просыпались стаей с застрехи,
Подняли щебет такой, что и скворцу не стерпеть,
Он лишь с вчерашнего дня домовничает в новой скворешне,
Хитрый резьбой Агафон вывел над нею князек,
Полочку вместо крылечка приделал и прутик засунул,
Поднял на длинном шесте певчему гостю жилье.
«Эк заливается птица!» — промолвил хозяйке хозяин, —
«Значит, весна напрямки к нам на деревню пришла».
Баба, помои плеснув и поневу спустив над коленкой,
Поторопилась быстрей с шайкою в избу войти.
А Агафон, засучив рукава, что есть силы ударил
Вилами в жирный навоз, пласт отрывая сырой.
До революции был близок к кругу акмеистов , в 1920-е годы — « новокрестьянских » поэтов и Есенину . В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др.
Как отмечает « Литературная энциклопедия » (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами ( „Полевые псалмы“ ), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме , которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича . Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“» .
Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „ Трудов и дней “ Гесиода » . Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).
В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений» . Его книги «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещены .
«Четырехэтажная халтура»
(фрагмент, 1926 год) |
«Венера Милосская и Вячеслав Полонский»
(фрагмент, 1927 год) |
---|---|
Не хотите
|
Мечтает он
|