Передвижники
- 1 year ago
- 0
- 0
Товарищество передвижных художественных выставок (кратко Передви́жники ) — объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, до 1890-х годов целенаправленно противопоставляли себя академистам . Утверждали, что вдохновляются народничеством . Организуя передвижные выставки, передвижники вели активную просветительскую деятельность и обеспечивали сбыт своих произведений; экономическая жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.
В начале 1860-х годов Российская империя вступила в эпоху Великих реформ Александра II . Крестьянской реформой было отменено крепостное право, проведены Земская и Судебная реформы, Реформа городского самоуправления, Военная реформа. Осуществлялась модернизация всех сфер жизни государства и общества; строилась новая Россия — успешнее той, что потерпела поражение в Крымской войне.
Составной частью реформ в области образования было и реформирование Императорской Академии художеств . В 1859 году был принят новый устав Академии, которым вводился целый ряд прогрессивных изменений в её работу. Тем не менее консервативные подходы в формах проведения конкурса на большую золотую медаль привели к конфликту: 9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств , допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле ») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как « Бунт четырнадцати ». Именно они организовали « Санкт-Петербургскую артель художников ». Позже, в 1870 году некоторые её члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок» . Артель была первой попыткой образования в России независимого объединения художников. Опыт Артели учитывался при создании Товарищества.
Идея объединения московских и петербургских художников на основе создания передвижной выставки была изложена в письме группы московских художников к своим коллегам в Санкт-Петербургскую Артель художников. Артель, кроме И. Крамского и К. Лемоха , идею создания Товарищества не восприняла, но иные художники-петербуржцы, приходившие на «четверги» в Артель, горячо её поддержали. В сентябре 1870 года учредители Товарищества (14 человек ) подали прошение министру внутренних дел А. Е. Тимашеву с просьбой утвердить проект устава Товарищества. Второго ноября 1870 года устав был утверждён. В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством…развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений». Уставом определялось, что делами Товарищества заведуют общее собрание его членов и правление , где все вопросы решаются голосованием (решения принимаются большинством голосов); приём в члены Товарищества проводится голосованием на общем собрании. Устав оставался в неизменном виде 18 лет, до апреля 1890 года, когда был принят новый устав, по которому демократические принципы принятия решений в Товариществе значительно сужались .
Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября ( 11 декабря ) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16 художников . После Петербурга выставка экспонировалась в Москве , Киеве и Харькове . Всего было показано 82 произведения 20 художников. Особый успех на выставке имели: « Грачи прилетели », картина Н. Н. Ге « Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе », скульптура М. М. Антокольского « Иван Грозный ». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России. Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный общественный деятель, исследователь искусства и критик В. В. Стасов ; коллекционер и меценат П. М. Третьяков , приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок Товарищество устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. По мере накопления таких произведений и организовывалась выставка. География показа параллельных выставок была обширней чем у основных выставок. Так, первая параллельная выставка была показана в 12 городах России .
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришёлся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили:
Имя художника | Известные произведения, впервые показанные на передвижных выставках |
---|---|
И. Е. Репин |
|
В. И. Суриков |
|
Г. Г. Мясоедов |
|
Н. Н. Дубовской |
|
В. Е. Маковский | |
И. М. Прянишников | |
А. К. Саврасов |
|
И. И. Шишкин |
|
В. М. Максимов | |
К. А. Савицкий | |
A. M. Васнецов | |
В. М. Васнецов |
|
А. И. Куинджи | |
П. И. Келин | |
В. Д. Поленов |
|
Н. А. Ярошенко |
|
Р. С. Левицкий | |
И. И. Левитан |
|
В. А. Серов | |
А. М. Корин | |
А. Е. Архипов | |
В. А. Суренянц |
|
В. К. Бялыницкий-Бируля | |
А. В. Моравов | |
И. Н. Крамской |
|
Н. П. Богданов-Бельский |
|
В. Г. Перов |
|
Д. А. Колупаев |
Помимо членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники- экспоненты : М. М. Антокольский , В. В. Верещагин , А. П. Рябушкин , И. П. Трутнев , Ф. А. Чирко и др. Число участников-экспонентов на выставках всегда было больше числа участников членов Товарищества. Из экспонентов выдвигались кандидаты в члены Товарищества (до приёма кандидата в члены Товарищества дело доходило редко). Правом голоса в Товариществе экспоненты не обладали. Это порождало противостояние в среде передвижников по линии старые—новые поколения, что, в условиях появления в начале века новых объединений художников различной направленности, вело к оттоку талантливой молодёжи. В 1901 году из Товарищества вышли сразу 11 художников . На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями. Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность и в изменившихся условиях оказалась неспособной к обновлению. Последним главой товарищества, избранным в 1918 году , был Павел Александрович Радимов . Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. В 1922 году состоялась последняя выставка передвижников; в следующем 1923 году Товарищество прекратило своё существование .
Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм , социальная направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом , трагический в целом взгляд на действительность. Ведущим стилем в искусстве передвижников был реализм . Я. А. Тугендхольд отмечал, что «…в основе „идейной“ и „гражданской“ живописи наших передвижников лежали чисто-русские и глубокие причины: „болезнь совести“, психология кающегося барства… „передвижничество“ на долгое время застраховало нас от последующих художественных открытий „аморального“ запада!» (под «открытиями запада» он имел в виду импрессионистов и их последователей) . Вдохновленные идеями демократии о всеобщей свободе и благополучии, передвижники мечтали об искусстве во имя служения народу, его просвещения и развития. Эти стремления были выражены и в уставе товарищества .