Андреев, Юрий Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Андре́евич Андре́ев ( 14 ( 26 ) октября 1873 , Москва — 24 декабря 1932 , там же ) — русский советский скульптор и график , член Товарищества передвижников . Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В своём творчестве отдал дань и импрессионизму, и символизму, и реализму. Автор портретов революционных деятелей, зачинатель « ленинианы » (создал около 100 скульптурных и 200 графических изображений В. И. Ленина ).
Родился в семье плотника .
В 1885—1891 годах учился в Строгановском художественно-промышленном училище ; затем — в 1892—1901 годах — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (под руководством С. М. Волнухина ; испытал сильное формальное влияние П. П. Трубецкого ).
В 1904 году — вступил в Товарищество передвижников. С 1913 года стал работать как театральный художник.
Скончался 24 декабря 1932 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2, ряд 14, место 22).
Ранним произведениям Н. А. Андреева, в основном — жанровой, социальной тематики, свойственны традиционные академические приёмы с элементами получившей уже большое распространение в русской скульптуре раскованной импрессионистской манеры, живописной пластической модуляции. В дальнейшем художник обращается к неоклассической стилизации, тяготеет к модерну , модной « дионисийской » направленности ( эротизм , образы вакханок и т. п.). Характерным произведением, отмеченным печатью драматизма кризисной, предреволюционной и предвоенной эпохи, является памятник Н. В. Гоголю (бронза, гранит, 1904—1909), рельеф, опоясывающий пьедестал, и повторяющий приём, использованный скульптором П. К. Клодтом в памятнике И. А. Крылову в Летнем саду , составляют гротесковые фигурки гоголевских героев, контрастирующих с трагизмом фигуры писателя, «углубленного в мир своих мистических видений». В это же время скульптор создал памятники доктору Ф. П. Гаазу (1909).
После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью , участвовал в реализации плана монументальной пропаганды . В пределах этой программы им созданы памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву (1918—1922). В начале 1920-х Н. А. Андреевым создано с натуры огромное число портретов Ленина, вошедших в его знаменитую « лениниану » (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Подавляющее большинство этих работ носит парадно-официальный характер (1930—1932; Исторический музей), один из портретов этой серии был включён в оформление партийного билета ВКПб. Фигура «Ленин-вождь» (1931—1932, завершил и перевёл в мрамор — брат скульптора, В. А. Андреев ). Н. А. Андреевым создано с натуры также огромное число портретов политических деятелей, советских идеологов, деятелей культуры и науки, в том числе — делегатов конгресса Коминтерна ( А. В. Луначарского , И. В. Сталина , М. Горького , К. С. Станиславского , М. А. Чехова , Ф. И. Шаляпина , Н. К. Кольцова и многих других; 1921—1922, Третьяковская галерея ).
Как театральный художник Андреев проявил себя как типичный представитель соцакадемизма; им выполнены эскизы декораций спектаклей Московского художественного театра («Каин» Дж. Байрона, 1920; «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921; и др.).
В 1923 году Николай Андреев принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки .
В 1900—1932 годах скульптор жил в Москве, в доме № 27, стр. 3 по Большому Афанасьевскому переулку .