Interested Article - Харламов, Алексей Алексеевич

Алексе́й Алексе́евич Харла́мов ( 18 октября 1840 , село Дьячевка, Саратовская губерния 10 апреля 1925 , Париж ) русский художник , мастер портрета , академик Императорской Академии художеств .

Биография

Ранние годы

Алексей Харламов родился в многодетной семье крепостного крестьянина . У родителей он был седьмым ребёнком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алёше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучён от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и ещё двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург .

В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств . Он очень старается в учёбе и в 1854 году поступает в Императорскую Академию художеств , где становится учеником профессора А. Т. Маркова , представителя позднего классицизма . За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом».

Первые годы за границей

В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе : посещает художественные музеи Германии , Великобритании , Франции , Испании , Италии , Швейцарии , Бельгии , Голландии . Некоторое время живёт в Париже . В 1871 1872 годах по заказу музея Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта « Урок анатомии доктора Тульпа ». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок . Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург.

Ученик Леона Бонна

В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна . Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова.

Знакомство с И. С. Тургеневым

В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым . Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру.

Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя , посылавший в петербургский « Вестник Европы » свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров».

В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н. Н. Брешко-Брешковского , потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И. Е. Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда.

«Русский Леон Бонна»

Алексей Харламов за работой. Набросок О. Д. Видгофа , 1903 г.

По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает её в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц ( Фелией Литвин ), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника.

Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» ( 1881 , в настоящее время находится в Саратовском музее имени А. Н. Радищева ), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И. С. Тургенева, о котором сам писатель говорил ещё в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный».

Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне , участвовал в Всемирных выставках , получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию . Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной . У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились.

Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была французская оперная певица Фелия Литвин. Умер Алексей Алексеевич Харламов весной 1925 года в Париже. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез .

Художественное наследие Харламова

«Маленький Бонна», как именовали его парижане, «русско-испанский француз», как язвительно отзывалась русская критика, Харламов тем не менее живо интересовался событиями русской культуры. Домашний друг И. С. Тургенева и русского художника А. П. Боголюбова , знакомый композитора С. И. Танеева , Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже. Живопись самого Харламова имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства того времени, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе.

В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова. Так в 2006 году картина А. А. Харламова «Маленькая швея» была продана на лондонском аукционе Bonhams за 610 тыс. фунтов стерлингов , а картина «Юные цветочницы» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году ушла почти за 3 миллиона долларов .

Кроме частных коллекций картины Алексея Харламова есть и в музеях. Так, в России они представлены в Третьяковской галерее , Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге , Радищевском музее в Саратове , музеях Астрахани , Владивостока , Краснодара , Рыбинска , Иркутска , Хабаровска , Ярославля .

Награды

Галерея

Источники

  • Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. — М.: Советский художник, 1991. — 368 с. ISBN 5-269-00504-2
  • Кондаков C. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 210. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. — OCLC .

Примечания

  1. Ныне — в Камешкирском районе Пензенской области.
  2. Данные о дате рождения А. А. Харламова разнятся. Чаще всего назывались 1840, 1842 и 1848 годы. То же и с датой смерти, в различных источниках указываются 1915, 1922, 1923 и 1925 годы. 1840-й год в настоящее время принят за год рождения, так как известно, что Харламов поступил в Академию художеств в 1854 году в возрасте 14 лет. Годом смерти сейчас чаще упоминается 1925-й, так как в 2005 году в частной коллекции обнаружилась законченная картина за подписью Харламова и датой 1923 год (некоторые исследователи считают этот год и годом смерти художника).
  3. от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Литература

  • Шестимиров А. А. Забытые имена : Русская живопись XIX века / Александр Шестимиров. — М. : Белый город, 2004. — С. 178–187. — 479 с. : ил., цв. ил. — (Энциклопедия мирового искусства). — 3000 экз. ISBN 5-7793-0832-2 . — OCLC .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1903. — Т. XXXVII. — С. 78.
Источник —

Same as Харламов, Алексей Алексеевич