Калуцков, Владимир Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Никола́евич Домога́цкий (1876, Одесса — 1939, Москва) — русский и советский скульптор , педагог . Профессор МГХИ (с 1937). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937).
Родился в семье украинского помещика, врача. Детство провел в Швейцарии и на Украине. Переехал в Москву. В 1897–1902 годах изучал право в Московском университете .
Брал частные уроки скульптуры у С. М. Волнухина . Позднее — у живописца С. В. Иванова .
В начале XX века несколько раз побывал в Париже и в Италии, где изучал европейское искусство. Особое влияние на его творчество оказали работы скульпторов П. П. Трубецкого , О. Родена . В 1907 году в Париже активно изучал технику работы в мраморе .
После возвращения в Россию в 1908–1910 годах — преподавал в Строгановском училище в Москве. С 1937-го — профессор Московского института изобразительных искусств, декан скульптурного факультета.
Среди его учеников — Л. Е. Кербель , В. Е. Цигаль , Д. Ю. Митлянский .
Член Московского товарищества художников с 1914 года. Участник Товарищества передвижных художественных выставок .
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .
Работал в жанровой, анималистической и портретной скульптуре. Активная творческая, научно-исследовательская и общественная деятельность Домогацкого приходится на послереволюционный период. Продолжая работать в области портретного жанра, скульптор исполнил портреты В. А. Ватагина (1923), Н. А. Семашко (1924), В. В. Вересаева (1929), К. Маркса (1931). Кроме того, он принимал участие в конкурсах на памятники А. С. Пушкину и М. Горькому (1938), а также трудился над созданием мемориальной скульптуры в духе нового времени: им выполнены надгробия театральным деятелям А. И. Сумбатову-Южину (1928) и А. В. Петрову-Сергееву (1934) на Новодевичьем кладбище в Москве.
Участвовал в реализации ленинского плана монументальной пропаганды (« Дж. Байрон » для Петрограда , гипс, 1919). Работая преимущественно в области портретной пластики (автопортрет, мрамор, 1925, Гос. русский музей; портрет сына, мрамор, 1926, Третьяковская галерея), Домогацкий стремился к интимно-лирической трактовке образов; обращался также к историческому портрету («А. С. Пушкин», «Л. Н. Толстой», бронза, 1928, Всесоюзный музей Л. Н. Толстого, Москва)
Некоторое время заведовал отделом скульптуры Государственной Третьяковской галереи .
Участвовал в подготовке статей о скульптуре для первого издания Большой советской энциклопедии и для Словаря художественной терминологии. Занимался теорией и историей скульптуры, вёл экспериментально-исследовательскую работу, связанную с проблемами технологии материала, формы и фактуры в скульптуре, вопросами реставрации. Написал ряд теоретических статей.
На доме, где с 1913 жил и работал Домогацкий (Москва, Серебряный переулок , 4), установлена мемориальная доска.