Северка (приток Решётки)
- 1 year ago
- 0
- 0
Чётки (от стар.-слав. чьтѫ — считать, подсчитывать ) — предмет для подсчёта количества молитв , поклонов и других ритуальных действий в различных религиозных практиках. В общем случае представляет собой петлю из шнура с нанизанными бусинами или завязанными узелками. Примеры чёток :
Также чётки используются и в нерелигиозных целях. Например в России и некоторых бывших союзных республиках СССР наряду с традиционными используются плоские перекидные чётки , представляющие собой полоску длиной около 21 см, состоящую из нескольких звеньев прямоугольной формы. Материалы изготовления — оргстекло , эбонит , бильярдный шар, дерево и другие. Такие чётки часто изготавливают и используют в местах лишения свободы. Разновидностью перекидных чёток являются греческие комболои .
Древнейшие из известных чёток были созданы во II тысячелетии до нашей эры в Индии.
Чётки- вервица представляли собой кусок верёвки. При изготовлении прочих узелковых чёток могут применяться различные шнуры или нити, например, брояница традиционно изготавливается из овечьей шерсти . Лестовка чаще всего делается из кожи с внутренностью валиков-«бобочков» («ступеней») из бумаги . Зёрна чёток могут изготавливаться из различных материалов: дерева различных пород: кипариса , можжевельника , бука , сандала ; минералов, в том числе самоцветов и драгоценных камней: горного хрусталя , янтаря , нефрита , яшмы ; жемчуга , Аметиста, коралла , кости, стекла, керамики, металлов, пластмасс, плодов и семян различных растений: лотоса , дерева бодхи , рудракши .
Последователи Ваджраяны (тантрического буддизма) используют чётки с нитью, образованной из пяти разноцветных волокон: синего, зелёного, белого, красного и жёлтого цветов, которые символизируют пять элементов, лежащих в основе видимого мира (пространство, воздух, вода, огонь и земля).
В индуизме чётки со 108 зёрнами чаще всего имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36-я и 72-я бусины).
В старообрядческой лестовке три первых и три последних «ступени» отделяются от прочих бобочков плоским участком кожаной полосы, а группы в 12, 38, 33 и 17 бобочков разделены более крупными («великими») «ступенями».
Соединённые в кольцо чётки часто дополняются каким-либо элементом.
В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды.
В традициях кришнаизма одна бусина имеет кисточку , символизирующую Кришну с павлиньим пером в волосах.
Во многих традициях на свободных концах чёток оставляют несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток.
Христианские чётки часто имеют в своём составе крест , медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.
По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв , мантр , совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий . При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру, на лестовке), становится проще отсчёт большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больши́х чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.
Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, а соединённые в кольцо — о непрерывной молитве. Устройство чёток иногда согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть число зёрен диктует последовательность слов и (или) действий.
Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма , который задаётся и поддерживается перебиранием чёток.
Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме , предполагает необходимость сохранения внимания, в частности, чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно возвращает внимание верующего к молитве.
Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком ( венцом ), лестницей в небо .
По виду чёток можно делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, о степени его подготовки.
В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки, может помочь при лечении болезней суставов.
В зависимости от размера чёток и традиций возможны различные способы ношения. Специальные короткие чётки с небольшим числом зёрен или узлов (так называемые перстные чётки ) надеваются на палец. Более длинные, такие как традиционная брояница , надеваются на запястье. Католические чётки-розарий часто носятся в руках, наматываясь на одну из рук, при необходимости вставляются за пояс (ремень) или убираются в карман. Можно носить чётки в специально сшитом мешочке — «scapula», который может быть украшен вышивкой , на нём могут быть написаны тексты молитв или изображены святые .
Традиционный способ носить длинные чётки — надевать на шею в виде ожерелья :
…С той поры стальной решётки
Он с лица не подымал
И себе на шею чётки
Вместо шарфа привязал.
А. С. Пушкин . « »
На шее мелких чёток ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
А. А. Ахматова . «На шее мелких чёток ряд…»
При этом длинные монашеские чётки могут опускаться до земли и ниже.
В христианстве чётки появились не позднее IV века. Считается, что начальной формой чёток была верёвка с навязанными узлами — так называемая « вервица ». В различных источниках указываются разные личности, введшие чётки в христианскую практику. Чаще всего называется святой Пахомий .
Чётки в монашестве называются «духовным мечом » и вручаются монаху при постриге .
Чётки являются атрибутом в иконографии архангела Селафиила .
Одна из разновидностей католических чёток розарий обычно состоят из 50 зёрен, разделённых на пять декад и используются для молитвы. Также могут использоваться чётки с тридцатью тремя и ста пятьюдесятью зёрнами. Розарий символизируют венок из роз, который во время молитвы символически преподносится в дар Богородице и Иисусу Христу.
Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый францисканский венчик , «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».
В Ирландии во времена гонений на католиков (семнадцатый век) использовался особый ирландский розарий для скрытого ношения, состоящий из единственной декады зёрен и не соединённый в кольцо.
У басков традиционно использование розария в виде кольца, надеваемого во время молитвы на палец и состоящего из креста и десяти зёрен.
Виды чёток:
В православных чётках может быть разное количество бусин, но чаще всего используются чётки со ста бусинами ( монашеские чётки) или с 33 бусинами, по числу земных лет жизни Христа, либо кратным числам 10 или 12.
В 87-м правиле «Номоканона» (XI век) говорится о вервице, имеющей 103 узелка. «Да творит безкнижныи инок, за полуночницу, вервиц десять. за утреню, вервиц десять. за часы, вервиц десять. за девятыи час, и вечерню, десять. за павечерню десять. вервица же да имать узлы, сто и три. на всяком же узле да чтет преднаписаную молитву. канон же им есть, сущим убо малаго образа, поклонов триста. схимником же, поклонов, шесть сот. тогожде святаго.» Чётки используются при совершении Иисусовой молитвы .
Ранее чётками обязательно пользовался любой православный — монах или мирянин. Так, например, в 13-м поучении « Домостроя » в Сильвестровской редакции сказано:
…Следует христианину всегда держать в руках — чётки, а молитву Иисусову — неустанно на устах; и в церкви, и дома, и на торгу — ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…
В современной церковной практике Русской православной церкви отношение к использованию чёток мирянами осторожное, считается, что чётки обязательны исключительно монахам . Миряне пользуются чётками в основном по ситуации. Это может быть клирос , крестный ход , домашнее молитвенное правило .
В середине 1980-х годов в англиканской церкви разработаны так называемые англиканские или экуменистические чётки. Как и традиционные православные, они содержали 33 бусины по числу лет земной жизни Христа, но разделённые на группы, как в католическом розарии.
В современной практике могут использоваться оригинальные чётки, предложенные шведским лютеранским епископом Мартином Лённебо, так называемые жемчужины жизни ( швед. Frälsarkransen , англ. Pearls of Life ) состоящие из 18 зёрен разной формы, размера и материала.
Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха ), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:
Буддийские чётки традиционно насчитывают 108 , 54, 27, 21 (культ богини Тары в буддизме махаяны) или 18 бусин (узелков). Однако существуют чётки и с иным количеством зёрен — 159 (135 в круге и по 12 в двух кисточках), 143 (117 в круге и по 13 в двух кисточках), 98 (75 в круге, 22 в одной кисточке, 1 — в другой), 50, 41 (39 в круге и по одной в двух кисточках), 33. По количеству зёрен в чётках можно определить принадлежность последователя к тому или иному течению буддизма или местной секте .
Известны с III века. Хрустальные чётки — один из атрибутов бодхисаттвы Авалокитешвары .
В тантрическом буддизме часто используют чётки из костей яка или человека, но это не является обязательным. Как правило, чётки делаются из различных пород дерева или камней. Традиционное количество бусин в чётках — 108. В буддизме чётки используются для подсчёта количества произнесённых мантр. При этом каждая бусина чёток используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр — 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108. В этом случае специальный счётчик передвигается на одну бусину вперёд относительно центрального звена чёток — «ступы». Часто этот счётчик состоит из десяти элементов, которые передвигаются подобно чёткам, что облегчает подсчёт сотен. Для каждой практики в буддизме есть определённое рекомендованное число повторений мантр, которое является минимальным для достижения опыта духовной реализации данной практики.
Для тантрического буддизма также свойственны чётки с девятнадцатью зёрнами в форме человеческих черепов .
Индуистские чётки джапа-мала из плодов рудракши обычно содержат 108, 54 или 50 зёрен (по числу букв индийского алфавита ). Используются большей частью шиваитами . Чётки являются непременным атрибутом богов Сарасвати , Брахмы , Шивы , Ганеши .
Вишнуиты предпочитают использовать для чёток дерево туласи . 108 бусин означает число главных гопи Вриндаваны, 109-я головная бусина символизирует Кришну .
В бахаи используют чётки с 95 зёрнами для обязательного ежедневного 95-кратного повторения Великого Имени. Также возможны чётки с 19 зёрнами по кругу и пятью на свободном конце для счёта 95 как пяти раз по 19.
В ритуальной практике сикхов используются чётки с 27, 54 или 108 камнями.
По аналогии с христианством, чётки применяются и в основных течениях неоязычества — викканстве , асатру , родноверии . Устоявшихся традиций, определяющих количество зёрен и их чередование, не имеется, поэтому каждый умелец может изготовить чётки самостоятельно, вложив в них собственный религиозно-мистический опыт и его толкование [ источник не указан 134 дня ] .