Джохар, Каран
- 1 year ago
- 0
- 0
Каран ( др.-греч. Κάρανος , лат. Caranus, Karanos, Coiranos ) — легендарный основатель династии Аргеадов , потомок Геракла , создавший Македонское царство в IX веке до н. э.
Первый царь Македонии . По одной родословной, сын Аристодамида, сына Меропа, сына Фестия, сына Кисса, сына Темена . По другой, сын Пеанта, сына Крёза, сына Клеодея, сына Еврибиада, сына Дебалла, сына Лахара, сына Темена . Одиннадцатый от Геракла, предок Александра в 17 колене .
Брат Фидона , отождествляемый с Архелаем . По Юстину , от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года , что заставляет датировать его правление XI веком до н. э.
Есть основания полагать, что драма Еврипида «Архелай», созданная великим трагиком после 410 до н. э. при дворе царя Архелая , запустила миф о Каране, ещё не известном во времена Геродота и Фукидида . Краткое содержание известно по пересказу античных авторов:
« Архелай, сын Теменеса, изгнанный своими братьями, пришёл в Македонию к фракийскому царю Кисею. Последний за помощь в борьбе с соседями обещал Архелаю в случае успеха дочь и царство. Архелай победил врагов, но царь раскаялся в своём обещании и хотел лишить Архелая жизни. Но последний был предупреждён об этом одним рабом. За измену он сталкивает Кисея в яму-ловушку и вслед за козой бежит, как ему предсказывает оракул, в Македонию и строит там город Эги . »
« Каран в сопровождении множества греков, получив повеление оракула искать место для поселения в Македонии и пришедший в Эматию, последовал за стадом коз, искавших укрытие от непогоды, и овладел городом Эдесса, прежде чем жители из-за густого тумана и дождя узнали о его приближении. Он превратил этот город в центр правления, и после свято соблюдал обычай, куда бы ни вёл войско, держал тех коз впереди знамён, чтобы в своих вылазках иметь этих животных проводниками к расположению своего царства. Он переименовал город, в прославлении своего счастливого везения, из Эдессы в Эги [то есть город коз], и назвал обитателей эгитами. Вытеснив в последующем Мидаса (потому что тот занимал часть Македонии) и согнав других царей с их земель, он обосновался как единственный монарх во всех этих землях, и был первым, кто, сплотив племена разных людей, основал Македонию как единое целое .»
« Каран, следуя предсказанию оракула, вступил в Македонию во главе греческих колонистов, построил город и правил македонцами. И прежний город Эдессу переименовал в Эги из-за изобилия коз. Потому что Эдесса в прежние годы была населена фригийцами, лидийцами и теми, кто перебрался в Европу с Мидасом .»
Козы в качестве вожатых отброшены, хотя оракул ещё остаётся.
«Ещё до первой олимпиады, побуждаемый страстью к наживе, Каран собрал отряды из аргосцев и жителей других областей Пелопоннеса и отправился с войском в поход в страну македонян. В то время царь орестов воевал со своими соседями, которые назывались эордеи, и призвал на помощь Карана, пообещав ему отдать половину своих владений после установления мира в стране орестов. Царь сдержал слово, и Каран получил страну, в которой правил тридцать лет, пока не умер от старости.»
Исчезают мифологические атрибуты (повеление оракула), которые не вписываются в историческое изложение.
Отголоски пьесы Еврипида «Архелай» сохраняются в имени царя Кисея, правителя разгромленного царства эордов. Это имя не встречается в истории, зато был фракийский царь с таким именем в «Илиаде» Гомера , отец Гекубы, жены царя Трои. Имя позволяет предположить, что действие пьесы основано на гомеровском эпосе, как и другие пьесы Еврипида .
По мнению болгарского учёного Г. Кацарова, македоняне почитали бога-козла Карана . История с козами в качестве вожатых впервые выдвинута, видимо, Еврипидом , придавшим каким-то местным легендам мифологическое звучание (мифологический Кадм по велению оракула следовал за коровой и на месте, где она прилегла, основал город Фивы ). Пердикка , основатель династии по Геродоту , имя македонское, не встречается среди греков, в то время как Каран произошло от архаичного koiranos , употреблявшееся ещё Гомером в Илиаде , то есть правитель, вождь:
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель /koiranos/;
Царь /basileus/ нам да будет единый
Царь-басилевс отличается от koiranos как правитель, который получил власть по наследству. Слово koiranos древнее, имеет общий корень в языках индоевропейской группы, от которого возможно произошли и « князь » у славян, и « конунг » у скандинавов, и king у англичан, и kārana (военачальник, наделённый к тому же гражданской властью) у древних персов.
Как личное имя Koiranos встречается среди греков ещё у Гомера . И здесь прослеживается интересная аналогия. Геродот назвал первым царём македонцев Пердикку из Аргоса при жизни царя Пердикки , сына Александра I , которого подозревают в создании легенды о предках из Аргоса. Еврипид в своей пьесе, написанной при дворе царя Архелая , сына Пердикки , вывел родоначальником династии Архелая. Легенда о Каране появилась видимо в правление Филиппа II , и Филипп называет сына Караном. Юстин упоминает о неком Каране, брате Александра Великого, хотя мать этого Карана неизвестна (возможно, Юстин ошибся с именем, так как никто из античных авторов не упоминал сына Филиппа с таким именем). До того времени все македонские цари и наследники имели довольно узкий набор имён. Среди македонских царей до Филиппа II и после было 5 Филиппов, 5 Александров, 3 Аминты, 3 Пердикки и ни одного Карана. Такими же сомнительными выглядят наследники Карана Кен и Тирм, введённые в генеалогию, видимо, для древности рода.